Подробнее… о значении не меняющейся плотности мышечного напряжения, направленности мышечного напряжения, влиянии мыслей на тонус мышц.
Крюк пальцев меньшей глубины, соскальзывая с поверхности тетивы, сохраняет стабильность её парковки на лице не-меняющейся плотностью своего мышечного тонуса. Это позволяет тетиве срываться к возврату в своё исходное положение с одного и того же места, a это значит — с одинаковой силой, что определяет силу посыла стрелы вперёд.
Направление этой силы зависит от характера амплитуды колебаний тетивы, получаемых ею от направления, в котором стаскивается крюк пальцев с тетивы.
Если направление задаётся работой мышц спины (да, да… тех самых -:), направленной на приближение низа лопатки к позвоночнику со стороны тянущей руки, то тетива сохраняет возможность своего возврата кратчайшим путём от средины плеч лука — к средине его рукоятки.
Если направление выпуска попало в ситуацию перераспределения усилий при, к примеру — затянувшемся выстреле, то возрастает вероятность того, что она:
— будет прижата ближе к шее «подключившейся» кистью или — стащена в сторону увеличившими свой мышечный тонус пальцами, либо
— передавлена в гнезде по вертикали, уходящим вниз, локтем. В подобной ситуации с тетивой, плечaм лука прийдётся трудно, неговоря уже о стреле, которой нужно будет показать все возможности своего технического совершенства чтобы попасть туда, куда хотелось бы стрелку.
Бывает еще такая неприятность — нежелательная потеря тонусности крюка пальцев на тетиве во время выпуска.
Происходит это редко и случается на последнем выстреле очень ответственной серии.
Это прекрасный 7‑й секундный выстрел, но на 6‑ой его секунде, через микроскопическую щелочку, оставленную усталостью в сознании, с непередаваемой скоростью проносится что‑то вроде:…это последний и это полуфинал, и выстрел получается просто супер — дело сделано хорошо и … — микрорасслабление происходит тут же, на «сделано».
|
После такого классного, даже со стороны, выстрела, возникает ощущение, что он был какой‑то пустой. Стрела в мишени — 6‑ть, на 4 часа. Получается, что выстрел, сам по себе, хороший, но укороченный, недоработанный до конца по наполненности. Из за потери тонуса в крюке пальцев, был он сделан сразу «за щелчок», без плотной протяжки — получается как бы из более слабого лука.
Hа такое не успевает отреагировать ни кисть на рукоятке, ни остальная «лучная» рука, что б хоть как‑то спасти выстрел подкорректировкой.
Если это случается при стрельбе в команде и был какой‑то запас в очках — еще есть шанс перестрелки, а если личный раунд — можно сливать, т. е. идти на запасное поле готовиться не к дуэли за золото, а к тому, как бы не оказаться четвёртым.
Выстрел с прослаблением тонуса крюка пальцев происходит от психологической усталости, когда стрелком задействуются запасные ресурсы психики в период, когда пик формы уже прошел, но это слабое оправдание для настоящего профессионала.
Выиграть на спаде формы тоже возможно. Меняется только глубина и тщательность контроля — труд, сравнимый с паханием вола борозды на поле: тянешься, тянешься и тянешь за собой… правильные мысли.
Здесь выручает самодисциплина, так как нужен контроль не только над последовательностью движений, но даже мыслей, таких как о последнем выстреле или картинкa победы, или торчащaя в 10‑ке стрелa — подобное расслабляет молниеносно и из за усталости, собрать себя обратно в теже доли секунды — нечеловеческий труд.
|
Но победа компенсирует всё это радостью, мало с чем сравнимой.
Выиграть основные соревнования сезона, находясь на пике своих натренированностей — это шикарно — и бывает, может быть, один раз в жизни.Тогда всё получается само-собой — легко, просто, дело доходит до куража — можешь всё!!!
На обычных же выигрышах, без пика формы, выстрел стрелком контролируется, т. е. последовательность его построения сопровождается вниманием. Если находишься на подходе к пику формы, то контроль сам по себе чередуется с «отпусканием на рефлексы» — прекрасная стрельба.
Так что стрелку пришлось учиться ПОСЛЕДНИЙ ВЫСТРЕЛ решающей серии всегда СТРЕЛЯТь KAK ПЕРВЫЙ, добиваясь ощущения озабоченности, несмотря на то, что всё уже пристреляно и точно знаешь как попасть.
«За щелчком» кликера стрелок ничего не меняет в опоре выстрела — своей стойке и мышечном тонусе тянущей руки.
При выносе стрелы в ветер из центра мишени в другую точку прицеливания, он остаётся в точке выноса не только взглядом — всей своей стойкой, не возвращаясь в привычный центр мишени — иначе вынос не будет продуктивным.
Лук совершает прыжок вперёд и свободное падение, ограниченное фиксирующем его на руке (запястье или пальцах) ремешком.
Стрелок продолжает смотреть в точку прицеливания; ощущает, насколько придвинут к позвоночнику низ лопатки со стороны тянущей руки; насколько сохранился разворот предплечий; где находится крюк пальцев после выпуска. Стрелок слышит удар / треск -:) стрелы о щит и связывает воедино, в образ ровной линии точку прицеливания, протяжку «за кликер» и место крюка пальцев, занявших теперь, принадлежащую ранее локтю, позицию в конце горизонтальной линии.
|
Наполовину расслабившись, стрелок готовится к следующему выстрелу.
Подробнее… о расслаблении между выстрелами.
Степень расслабления между выстрелами сугубо индивидуальна и зависит от физиологических особенностей стрелка а так же погодного и временного факторов.
Бесспорно то, что общее, глубокое расслабление между выстрелами на соревнованиях неуместно и не совсем разумно — возрастает вероятность не успеть в правильной последовательности обеспечить опорно-двигательный аппарат необходимым для работы с силой натяжения лука, мышечным тонусом и как следствие — повышается риск травмирования мышечных волокон / сухожилий и суставных связок, снижения точности движений, а с ним — точности в попаданиях стрел.
Глубоко расслабиться будет лучше в перерыве соревнований, используя, к примеру, технику поэтапного расслабления.
Ему, опытному стрелку, на отдых с глубоким расслаблением, хватает иногда 15‑ти минут — просто посидеть в относительно спокойном месте (когда не постоянно хлопают по плечу) с закрытыми / полузакрытыми глазами.
В начале занятий стрельбой из лука стрелок получил от тренера своё второе домашнее задание: научиться засыпать, расслабляя тело в определённой очерёдности — от пальцев на ногах, до век на глазах. Использовать в этом, для началa, уже знакомое действие «напрячь-отпустить» (как с положением плеч).
Так он научился понимать необходимость последовательности действий, целесообразность в их последовательности и взаимозависимость фокуса внимания с реакцией на него организма.
Научился oщущать «наполненность» мышечным тонусом своих рук / ног / прочего в опорно-двигательном аппарате а также их «пустоту» — его отсутствие.
Определил в себе самое трудно-поддающееся призывам к порядку — свои мысли, доходя до век на глазах.Oни расслабляются — не двигаются — только когда мысли «выключены» (в голове погашен свет).
Когда долго не получалось, научился селектировать из широкого спектра возникающих при этом эмоций, с их атрибутами, самый действенный для расслабления — улыбку.
Убедился еще раз в том, что может многое, если знает «как» и не забыл — «для чего».
Производя привычные приготовления к следующему выстрелу, почти что в ритуальном их порядке, стрелок блуждает взглядом по ориентирам, определяющим характер и состояние ветра.
На результаты коллег по линии стрельбы…внимания пока старается не обращать — «держится» сознанием за лучшее, что удалось в последнем выстрелe, или — «бережет» внутренний ритм выстрела; темпа связки из них 3‑х.
Составлено Аржанниковой Людмилой с благодарностью всем, кто долгие годы
принимал прямое и косвенное участие в создании техники этого выстрелa, совершенствованию для него материальной части.
Докторандус — спорт педагогика — Aспирантура Львовского Государственного Института Физической Культуры / Заслуженный Мастер Спорта / член сборной команд 1977‑1997 — Украины, Совета Динамо, Москвы / России, СССР, ГОС, Голландии / Фристайл (олимпик) Хойт / Истон.
Олимп. Игры — 1 медаль: бронза / ком; IV — инд. / участник 3‑х Олимпийских Игр.
Чемп. Мира — 5 медалей: 2 золото / ком.; 1 серебро / ком.; 1 бронза / ком.; 1 серебро / инд.
Чемп. Европы — 12 медалей: 6 золото / ком; 2 бронза / ком.; 3 золото / инд.; 1 бронза / инд.
Гранд Приз Европы — 2 / инд.
Рекорд Мира — 5 (2 / ком.; 2 / инд. — М1; 1 / инд. — 60 м).
Награждена специальным призом ФИТА за проделанное в спорте «Sonsejo Superior De Deportes», медалью «За трудовое отличие».
Член Комиссии Атлетов ФИТА 1995‑1997 / миссия: пропозиция введения системы стрельбы на Олимпиаде для отбора в финал дуэлей в группах — Система Фэйс Ту Фэйс.
Член Комиссии Атлетов Олимпийского Коммитета Голландии 1998‑2001 / миссия: повышение медицинской и финансовой поддержки спортсменов в период подготовки к Олимпиадам.
Инициатор проведения традиционного международного турнира (по системе стрельбы дуэлей в группах для отбора в финал) «Face 2 Face Archery Tournament» / Амстрердам / с 2002 года.
19 сентября 2008, Амстердам.