Великого итальянского живописца эпохи Возрождения




ТИЦИАН: «МНЕ БЕЗРАЗЛИЧНО ВСЕ, КРОМЕ ЖИВОПИСИ»

Заочное литературное расследование в библиотеке «Фолиант»

МБУК «Библиотеки Тольятти» к 8 декабря - Международному дню художника,

К 530- летию со дня рождения Тициано Вечеллио,

великого итальянского живописца эпохи Возрождения

«Говоря начистоту, я совсем не люблю Рафаэля. Венеция - вот родина прекраснейших творений... Тициан - вот кто превзошел всех!»

Диего Веласкес

Всем, чего достиг Тициан (1488-1576) в своей 88-летней жизни, да и посмертной славой, не потускневшей за минувшие столетия, он обязан был только себе.

Исключительный ум, проницательность и умение ловить удачу принесли Тициану огромное состояние и дружбу могущественнейших монархов Европы. Художник усвоил все открытия и достижения Раннего Возрождения, переосмыслил их и оставил следующим поколениям мастеров стилевые находки и традиции, которые почти на четыре века определили развитие искусства.

Тициан не знал себе равных в двух жанрах живописи - в портретах и в масштабных декоративных картинах на мифологические сюжеты. При написании портретов он никогда не переступал ту едва неуловимую грань между достоверной идеализацией и чуть приукрашенным правдоподобием. Эта особенность впоследствии надолго сделается отличительной чертой парадного портрета.

Однако и сегодня в биографии живописца есть белые пятна, и существуют вопросы, на которые хотелось бы получить более исчерпывающие ответы. Например, почему уже в начале творческого пути Тициан был избавлен от соперников? Куда они подевались?

Известно, что император Карл V объявил Тициана своим первым придворным живописцем, пожаловал его титулом рыцаря и кавалера империи, произвел его и его потомков в дворянское зва­ние испанского королевства и Священной Римской империи. За каждую работу помимо оплаты Тициан должен был получать дополнительно тысячу золотых. Однако он не получал денег больше двух лет. Почему?

Всю жизнь молва приписывала Тициану отравление художника Антонио Порденоне. Был ли он виновен в его смерти? Был ли причастен к зверскому убийству венецианской куртизанки Аттики, с которой заживо содрали кожу? Что за странные слухи витали вокруг имени королевского живописца?

За что скульптор Леоне Леони хотел убить Орацио, сына Тициана? И почему отец Томазини, приходской священник, отпевавший маэстро 27 августа 1576 года и прекрасно знавший причину смерти, тем не менее записал в приходской книге фразу «скончался от старости»?

Давайте в преддверии Международного дня художника и 530- летия со дня рождения Тициана вместе с читателями библиотеки «Фолиант», активистами ее литературного клуба «Прикосновение», заочно перенесемся в начало 16 -го века, проведем свое небольшоелитературное расследование и чуть больше узнаем о великом художнике и его творчестве.

Итак…

 

«Чумные холсты можно восстановить

Молодой Тициано Вечеллио упруго соскочил с лестницы, стоя на которой обмеривал стену для новой фрески, и кинулся навстречу брату:

- Что ты делаешь здесь, в Падуе, Франческо?

- Я примчался из Венеции с ужасной вестью: твой учитель, Джорджоне, умер. По приказу городских властей его вещи выволокли на улицу и подожгли. Когда костер набрал

силу, в пламя бросили и картины. Они лопались и... словно корчились в муках.

Вот она - благодарность Венеции!..

- Как такое могло случиться?! - восклик­нул потрясенный Тициан. - Пару лет назад, в 1508 году, около сотни друзей праздновали тридцатилетие учителя. И вдруг сейчас никого не оказалось рядом? Никто не спас его полотна?!

Франческо стиснул пальцы:

- Таддео Контарини, друг Джорджоне, кинулся к костру и вытащил «Спящую Венеру», «Сельский концерт» и еще не­сколько холстов поменьше. Но они в ужасном состоянии! Края обгорели, краска полопалась и оплыла - смотреть страшно...

- Пока время не упущено, холсты можно восстановить, - перебил брата Тициан. - Я возвращаюсь домой, в Венецию!

Франческо схватил его за руки:

- Это невозможно! Неужели ты не понял, отчего имущество Джорджоне полетело в огонь, отчего его сбросили в общую могилу? В Венеции чума!

Брат еще продолжал что-то кричать, но Тициан уже взобрался по винтовой лестнице наверх - в свою комнатку на чердаке, которую отец-настоятель выделил приезжему художнику. Монастырь Скуола дель Санто заплатил ему кругленькую сумму за четыре фрески о чудесах святого Антония, но монахи подождут. Сейчас важнее взглянуть на изуродованные костром картины. Если уж нельзя помочь скончавшемуся учителю, надо попытаться спасти хотя бы его полотна!

Утром следующего дня двое путников пытались нанять у городских ворот Падуи телегу. Но ни один возница не соглашался отвезти их в Венецию. Боязливый Франческо счел это за знак Небес и вновь принялся отговаривать брата, но Тициан заупрямился. Ехали на перекладных, но ближе к Венеции дороги опустели, и путники побрели пешком. До городских ворот добрались уже после захода солнца. Испугавшись, что стража в сумерках не в пустит их внутрь, Франческо начал бить в колокол. Ворота со скрипом приоткрылись.

- Не слыхали, что у нас чума?! - ворчал заспанный страж. - Умные люди из города уходят, а вы претесь...

Сунув в руку брюзжавшему привратнику монету, путники побрели к своему жилью недалеко от площади Сан-Паоло.

Всю ночь Тициан ворочался - гудели сбитые ноги, а на рассвете он отправился в свою мастерскую. Вчера Франческо рассказал, что именно туда отнесли обгоревшие картины Джорджоне. Трясущимися руками Тициан развернул первый попавшийся холст и ахнул... Обнаженная Венера лежала на обуглившейся траве. На ногах богини темнели ожоги. Художник похолодел. Перед ним - почти уничтоженный холст гения. А он, Тициан Вечеллио, - простой художник, которому всего-то 22 года от роду. Конечно, он с детства мечтал о живописи, но в родном местечке Пьеве-ди-Кадоре учиться было негде. Пришлось отцу отправить девятилетнего сына в Венецию. Мальчик учился сначала у Себастьяно Дзуккато, у братьев Беллини, а в 1507 году перешел в мастерскую «первого живописца Венеции» - Джорджоне да Кастельфранко. Тициан старался перенимать манеру любимого учителя, но ведь он не проучился у него и трех лет! Как же он посмеет приложить свою кисть к его холсту?! А если не получится? Тогда весь мир скажет, что он обесчестил холст гения...

 

Что вы можете мне пору­чить, маэстро?

 

Хлопнула дверь. На пороге появился еще один ученик Джоджоне - Парис Бордоне. Тициан скривился, он недолюбливал этого напыщенного щеголя. Даже сейчас, когда в Венеции свирепствует чума, франт Бордоне одет по последней моде! Не­вольно Тициан перевел взгляд на собственную рубаху не первой све­жести и запыленный плащ. А, плевать! В конце концов, Тициан - из захолустного Кадора и не воспитывался во дворце, как этот Парис.

Но щеголь, сняв роскошный плащ, уже встал к запасному мольберту.

- Я не многое умею, - бормотал он. - Но иногда учитель доверял мне пейзажный фон. Что вы можете мне пору­чить, маэстро?

Тициан, отбросив предубеждение, развернул перед Бордоне «Сельский концерт». И только потом осознал: Парис назвал его «маэстро»! Так называют только уважаемых и состоявшихся художников. Тициан еще не знал, что именно после того, как он возьмется за реставрацию полотен Джорд­жоне, Венеция признает его своим «первым живописцем».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: