Под подозрением в убийствах




 

...Венецианцы ропщут - художник набрал заказов, но не ус­певает выполнить их к сроку. Даже картины для зала Большого Совета приносит с опозданием. Поэтому Совет передает рабо­ту другому художнику. И кому? Проклятому мазиле Антонио Порденоне, который и рисовать-то толком не умеет! К тому же всюду честит Тициана, заявляя:

«Я напишу лучше и, главное, де­шевле!»

Тициану пререкаться некогда - он ищет достойный заказ. Недавно приятель, скульптор Бенвенуто Челлини, показал Тициану свою медаль с изображением Франциска I. Говорят, французский король платит живописцам, не скупясь. Так не написать ли по памяти портрет Челлини? Одеть этого весельчака в пышную алую рубаху с лентами, сделать улыбку пошире, руку упереть и бок, словно он рассказывает что-то смешное. Отличная мысль! Тициан схватился за кисть, и тут в мастерскую влетел один из учеников:

- Маэстро, идет стража!

Застучали подковы сапог, и к художнику заявились двое ве­нецианских стражников. Они чуть не силком выволокли его на улицу, еле плащ успел схватить, и на глазах у всей Венеции до­ставили во Дворец дожей. Младший офицер с криком напус­тился на художника:

- Третьего дня в Ферраре скончался живописец Антонио Порденоне! Что вы, гражданин, можете об этом сказать?

Тициан пожал плечами:

- Ничего. На все воля Божья!

Офицер не унимался:

- А может, ваша? Вы ему завидовали. Не вы ли приказали подмешать в его вино отраву?

Тициан понял: медлить нельзя, и, подбоченясь, рявкнул «королевским» голо­сом: -

- Как вы смеете обвинять меня?! Я - рыцарь Золотой шпо­ры и граф Палатинский!

В этот момент в зале появился один из членов Совета Десяти. Увидев художника в окружении стражников, он буквально побелел от страха. Ясное дело, импе­ратор не простит ареста своего первого живописца! Тициана тут же освободили. Но слухи сдержать не удалось: всю жизнь молва приписывала ему отравление Порденоне. Проклятый Антонио продолжал пакостить даже из могилы...

Каких только ужасов не рассказывали о Тициане! Когда ве­нецианская куртизанка Аттика умерла страшной смертью (с нее заживо содрали кожу!), горожане снова начали шептаться: не иначе как убийца - Тициан. Додуматься до такой страшной пытки мог только художник, ведь живописцы любят изобра­жать античную легенду, в которой бог Аполлон, выиграв спор у Марсия, сдирает с бедняги шкуру. К тому же Тициан часто рисовал несчастную куртизанку обнаженной. Весь город знает: именно Аттика и есть его Венера Урбинская.

После таких обвинений властям пришлось провести расследование, правда, закрытое. Нельзя же вызывать для дачи показаний чуть ли не всех знатных венецианцев - многие из них захаживали к Аттике. Но расследование ничего не дало.

 

Все течет, все меняется…

 

Потом случилось несчастье в доме самого Тициана. После смерти Чечилии хозяйством заправляла Орса, сестра художника. Мартовским вечером 1550 года с ней прямо на кухне слу­чился сердечный приступ. Тициан, вернувшись домой следую­щим утром, застал сестру уже на смертном одре, под черным покрывалом. И горожане вместо соболезнований вновь косо поглядывали на «проклятого живописца».

После кончины Орсы взять на себя все хозяйственные заботы пришлось дочери живописца. Надо сказать, Лавиния быстро на­училась управлять большим домом, всегда наполненным друзь­ями и учениками.

Скоро в Венецию приехал племянник Тициа­на Корнелио Сарачинелли (молодой человек занимался торгов­лей в местечке Серравале, сколотив на этом кругленькое состояние) и с первого же вечера принялся пылко ухаживать за красавицей Лавинией. Тициан пришел в восторг. Он отложил на приданое любимой дочери почти полторы тысячи дукатов, а теперь получалось, что деньги останутся в семье! На свадьбу пригласили триста человек. Столы вынесли в сад. Деревья украсили цветами, дорожки устлали коврами.

За день до свадьбы Тициан решил самолично осмотреть платье невесты, ведь оно шилось по его эскизу. Войдя в комнату дочери, он увидел, что девушка сидит на балкончике, расчесывая под солнечными лучами волосы, чтобы осветлить их. До самого появления париков венецианские модницы Венеции уединялись на балконах, чтобы «поблагоухать под солнцем». Именно так они окрестили новую процедуру.

В комнате стоял довольно неприятный запах - служанка мазала Лавинии голову каким-то пахучим отваром.

- Что это? - скривился художник.

- Смесь прогорклого оливкового масла и забродившего осадка от белого вина! - ответила дочь.

- Лучше бы мазалась мочой.

Лавиния живо поинтересовалась:

- А поможет?

...Но как быстро все меняется! Верхний этаж на Бири Гранде опустел. Комнаты детей и каморка Орсы стоят закрытыми. Помпонио теперь священник, Орацио снял себе домик. Хорошо, хоть работает вместе с отцом в мастерской - там дел невпроворот. Сам маэстро не успевает написать все, что заказывают. И поэтому рядом трудятся и подмастерья, и художники постарше - кто делает подмалевки, кто пейзажный фон.

А заказчики как стали привередливы! Их вкусы быстро меняются. Например, Филипп II, сын и наследник Карла V, едва став королем Испании, повелел Тициану украсить стены строящегося дворца Эскориал мифологическими сюжетами, причем молодой король затребовал самые фривольные, с обнаженными женскими фигурами. - - Пусть их позы, кои ты, Тициан, покажешь, как с натуры, дают Нам королевское отдохновение! - написал ему Филипп.

Лет десять испанец мучил художника своими мифологическими сюжетами, а потом вдруг объявил, что теперь желает иметь полотна о страстях Христовых, поскольку решил превратить Эскориал в монастырь.

Впрочем, какие бы фантазии ни посещали королей, одно оставалось неизменным - плата за картины постоянно задерживалась, а цена картин занижалась. Дошло до того, что Тициан не получал денег больше двух лет.

И вдруг ему решили выплатить все! В июне 1559 года художник послал Орацио в Милан - город в то время находился под испанской короной. Через неделю сын вернулся с полной сумкой денег, но в каком виде - весь в бинтах и кровоподтеках.

Оказалось, скульптор Леоне Леони, известный забияка, затащил Орацио в себе на пирушку, но, прознав об огромной сумме, имевшейся при нем, тут же за столом подговорил приятелей на убийство. Когда простак Орацио собрался уходить, один из негодяев накинул ему на голову плащ, остальные бросились на него с кинжалами. Спасибо верному слуге юноши, который кинулся в гущу схватки и заорал благим матом: «Предатели!» На крик сбежались соседи. Всех нападавших сдали стражникам, только подстрекатель Леони скрылся.

Тициан, взывая к справедливости, написал Филиппу II

- Мы ценим искусство Тициана столь же высоко, сколь искусство Ле­они, - сухо ответил король. - Мы наказали скульптора - он заплатил Нам штраф.

Осень патриарха

..Подслеповато щурясь, Тициан бродил по своей большой ма­стерской. С конца 1560-х годов он начал терять зрение. Теперь он - немощный старик. Вчера в послании к Филиппу Тициан сооб­щил:

- Я не знаю, где найти средства к существованию в глубокой старости!

И подписался: «Ваш 95-летний слуга». Конечно, он го­раздо моложе, но 88 лет - такая дата, когда уже нельзя просто сказать «старик», а придется говорить «патриарх»... Когда-то молодые художники произносили его имя почтительно и с восхищением. Каждый надеялся, что после его смерти сам станет первым живописцем Испании. Но время шло, художники уходи­ли в мир иной, а Тициан все жил. И имя его уже сопровождается проклятиями: когда же он наконец освободит место?!

Тяжело шаркая, художник добрался до дальней комнаты мастерской. Здесь - его молодость. Последние годы он частенько выпрашивал у заказчиков свои старые картины - чтобы «подновить». На самом же деле просто хотел еще раз встретиться с ними, заглянуть в молодость. А уж нынешние и вовсе отдавать не спешил; дескать, надо кое-что дописать, подправить…

Уже заполнил картинами всю мастерскую… Откуда было знать, что все так обернется?! По всей Венеции опять возводят чумные бараки. Но эпидемия столь чудовищна, что лодки не успевают перевозить трупы через лагуну на остров Лидо. Помпонио теперь безвыездно живет в мона­стыре, Орацио помогает лекарям и тоже не приходит к отцу, боясь принести в дом заразу. А красавица Лавиния уже не при­дет никогда... Тициан смахнул слезу: его солнечная девочка умерла пятнадцать лет назад. Только ее многочисленные порт­реты остались с отцом...

Вчера стражи объявили новый указ карантинной службы: все имущество в доме, где обнаружен хоть один больной, долж­но быть сожжено. Тициан вспомнил, как когда-то в костер по­летели картины Джорджоне. Теперь костров не жгли - сил нет выносить имущество на площадь. Поджигали весь дом. Выхо­дит, если Тициан заболеет, его полотна сгинут в огне...

…Художник еле добрался до постели. Лег, накрылся белой простыней. Уже ночью на Бири Гранде появился отец Томазини, немолодой приходской священник. Заметил свет в окне. За­шел. Осенил умершего крестом, начал читать молитву и вдруг увидел позади кровати незаконченное «Оплакивание Христа». На холсте старый Иероним с изможденным лицом Тициана го­рестно смотрел на мертвого Иисуса, у которого под мышкой набух огромный чумной бубон.

Наутро отец Томазини сделал запись в приходской книге.

- Я, приходской священник церкви Сан-Канциан, удостоверяю, что в год 1576-й, 27 августа, мой прихожанин, мессир Тициан Вечеллио...

Священник перекрестился, подумав, что бог простит ложь, зато карти­ны Тициана будут живы. И он завершил запись под­логом: «скончался от старости».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бочаров Ю. Одиночество патриарха/ Юрий Бочаров//Караван историй. - 2005.- №4.- Стр. 246-261.

2. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения/ Джорджо Вазари.- СПб, 1992.- 390с.

3. Камминг Р. Художники. Жизнь и творчество 50-ти знаменитых живописцев/ Роберт Камминг.- М.: «Слово», 1999.- Стр. 34-45.

4. Махов А. Тициан. - М.: «Молодая гвардия», 2006. - (Серия «Жизнь замечательных людей»)

5. Педрокко Ф. Тициан /Филиппо Педрокко/Пер. с итал. И.Е. Прусс.- М.: «Слово/Slovo», 1998. - 80 c., ил. - (Серия «Великие мастера итальянского искусства»).

6. Тициан// Галерея Питти. Т. 35. - М.: «Директ Медиа», ЗАО «Издательский Дом Комсомольская правда», 2012.- 95с.

7. Тициано Вечеллио //Великие художники. - Т. 19.-М.: «Директ Медиа», 2009.- 48с.

8. Фомичева Т. Тициан.- М.:«Изобразительное искусство», 1960.- 138 с.

Аннотация:

«Тициан наряду с Леонардо да Винчи, Рафаэлем и Микельанджело является величайшим художником эпохи Возрождения. В его творчестве с особым блеском и великолепием воплотились основные черты венецианского искусства этой эпохи: вера в силу и значимость прекрасной человеческой личности, оптимизм, жизнерадостность, чисто эмоциональное, чувственное восприятие жизни».

23.11. 20. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтакте https://vk.com/library_foliant; 30-78-00



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: