Акцизная политика в сфере табачной продукции




 

Система взимания акцизов на табачные изделия постоянно совершенствуется. До 2003 года акциз взимался по специфической ставке, а начиная с 2003 года - по комбинированной, где адвалорная составляющая взималась с отпускной цены производителя. С 2007 года в России для исчисления адвалорной компоненты смешанной ставки стала применяться максимальная розничная цена (МРЦ) вместо отпускной цены с фабрики, а минимальный ограничитель стал вместо адвалорного специфическим. Переход на исчисление акцизов с помощью МРЦ положительно оценен индустрией, так как делает систему взимания акцизов более прозрачной.

Немаловажным фактом является то, что ставки акцизов на табачную продукцию растут значительно более высокими темпами, чем на другие подакцизные товары. Последние несколько лет правительство РФ индексирует ставки акцизов на табачную продукцию более чем на 20% ежегодно, что естественным образом увеличивает налоговую нагрузку на отрасль и как следствие поддерживает повышательную динамику цен на сигареты.

Акцизная политика, проводимая Министерством финансов РФ, приводит к тому, что цены на сигареты на российском рынке незначительно превосходят цены на такую же продукцию в сопредельных государствах, прежде всего в Казахстане и на Украине. Поддержание ценового баланса принципиально важно для предотвращения роста нелегального оборота табачных изделий на территории России. Во многом благодаря сбалансированной акцизной политике российский табачный рынок в последние годы является одним из самых благополучных - нелегальная продукция не превышает 0,5% объема рынка. Здесь уместно отметить, что по данным Федеральной налоговой службы собираемость акциза для табачной отрасли составляет 99%. Это является самым высоким показателем для отраслей - плательщиков акцизного налога.

В случае же резкого повышения акцизов и как следствие повышения цен на сигареты доля нелегальной продукции на российском рынке может существенно увеличиться прежде всего за счет притока контрабандной продукции из сопредельных государств, где имеются значительные свободные производственные мощности. Российский рынок станет более привлекательным для контрафактной и контрабандной продукции, ввиду более высокой прибыльности операций по ее реализации в России, нежели в сопредельных государствах.

Подобное происходит сейчас в странах Европейского союза, и стало общеевропейской проблемой - доля контрабандных сигарет в Европе составляет в среднем около 20%, а в отдельных странах, таких как Литва или Великобритания, доходит до 40%. Очевидно, что наличие такого большого теневого сектора приводит к недополучению в казну европейских государств миллиардов евро в виде налоговых поступлений и усиливает криминогенную обстановку в обществе.

Безусловно, цены на сигареты в России не такие высокие, как в странах Евросоюза, но это позволяет России проводить свою акцизную политику в рамках подписанной Конвенции ВОЗ и при этом не быть так называемым «буфером» по потреблению контрабандных и контрафактных сигарет, которым стремятся сделать нас борцы с табакокурением. Ведь не следует забывать и о том, что протяженность российско-китайской границы составляет более 4000 километров, а Китай, имеющий колоссальный запас производственных мощностей, может обеспечить фальсифицированной продукцией не только всю Европу, но и Россию.

Действительно ценовые меры по сокращению спроса на табак являются только одним из направлений реализации РКБТ. Не менее важным направлением РКБТ признает борьбу с торговлей фальсифицированными табачными изделиями и их контрабандой. Более того, в первых версиях текста Конвенции при её создании борьба с нелегальной торговлей табачными изделиями была более приоритетна для разработчиков, но в дальнейшем текст корректировали в основном представители медицинского сообщества, а не правоохранительные органы и акценты сместились. Опыт же европейских и других стран показывает, что перекос в сторону ценовых мер порождает проблемы в борьбе с нелегально завезенными табачными изделиями. Вопрос борьбы с контрабандой был одним из самых актуальных на ноябрьской Конференции сторон Рамочной конвенции.

По данным международной конфедерации обществ потребителей (Кон-

фОП), увеличение акцизов на сигареты существенно не отразится ни на поступлениях в бюджет РФ, ни на уровне курения в России, стоящей на третьем месте в мире по числу курильщиков.

В совокупности новые нормы регулирования, безусловно, могут привести к определенному положительному результату в части снижения уровня табакокурения и алкоголизма. Однако достаточно очевидно, что качественному улучшению ситуации - кардинальному сокращению уровня потребления табачных изделий, как и в случае с потреблением алкогольной продукции, может способствовать только проведение широкого комплекса мер социально-экономического характера, реализация долгосрочных целевых программ.

Речь, в первую очередь, об активной пропаганде здорового образа жизни (и создании условий для этого необходимых, в том числе, на уровне инфраструктуры), массированная социальная реклама, ориентированная, прежде всего, на молодежь. При этом, естественно, ключевой фактор - общее повышение благосостояния населения. Без достижения высоких темпов роста реальных располагаемых доходов и качественного увеличения уровня жизни вряд ли возможны качественные изменения социально-культурных стереотипов потребления алкогольных напитков и снижение уровня табакокурения.

Анализируя международную статистику, следует отметить, что акцизы на табак в России ниже, чем в странах Евросоюза, Турции, Китае. В частности, для наиболее бедных стран ЕС, таких как Румыния и Болгария, минимальная ставка составляет 1,28 евро (50 рублей) акциза на пачку. В России сегодня казна получает порядка 0,13 евро (пять рублей) с пачки сигарет. Для сравнения, в соседней Украине акцизная ставка на табак составляет порядка 0,24 евро (2,30 гривны).

Ставки акцизов на алкогольную и табачную продукцию в европейских странах, даже в рамках ЕС, варьируются в достаточно широком диапазоне.

В среднем они в 2-4 раз выше текущих российских уровней. Так, например, английское казначейство зарабатывает 15 млрд. фунтов в год на акцизах на алкоголь и сигареты. В России в 2012 году табачная продукция принесла в госбюджет 139,5 млрд. руб., а годом ранее - 108,1 млрд. руб..



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: