ГЛАВА 1. Природа акцизного налога




ВВЕДЕНИЕ

 

Основной ролью государственного регулирования экономики является создание условий, способствующих достижению высокого уровня экономического развития при обеспечении стабильной динамики процессов повышения эффективности производства, достижения соответствующего уровня социальных гарантий и социальной защиты населения. В то же время необходимо придать этим процессам организованный характер, упорядочить действие экономических объектов и субъектов, обеспечить соблюдение законности. Акциз - это один из видов косвенных налогов, имеет многогранную природу, включающую в себя исторические свойственные ему связи с пошлиной и регалиями. Акцизом облагаются товары и услуги, обладающие способностью удовлетворять специфические потребности индивида. В силу этого обстоятельства перечень подакцизной продукции ограничен, и генезис акциза взаимосвязан с полезностью и качеством блага. С недавних пор современное общество начало активно обсуждать тему изменения законодательства в сфере производства алкогольной и табачной продукции. Эти обсуждения возникли после предложения правительства РФ повысить акцизы на данные виды товаров. Повышение акцизов происходит по двум причинам: ‒ во-первых, таким образом, государство пытается сократить потребление вредных для здоровья граждан товаров - алкоголя и табака; ‒ во-вторых, правительство наполняет бюджет.

Цель работы: изучить акцизную политику России.

Задачи работы:

. Рассмотреть природу акцизного налога;

. Изучить акцизную политику в сфере алкогольной продукции;

. Проанализировать акцизную политику в сфере табачной продукции;

. Сформулировать предложения по совершенствованию акцизной политики в сфере алкогольной продукции.


ГЛАВА 1. Природа акцизного налога

 

Термин "акциз" происходит от латинского слова "ac-cidere".

В первом значении это слово означает "падать, достигать, принадлежать" и т.д. Во втором - "надрубать, обрезать, ослаблять". В русском языке слово "акциз", с одной стороны, имеет устоявшееся значение косвенного налога преимущественно на товары широкого потребления; с другой стороны, в царской России одно время так называлось учреждение по его сбору (существовало даже разговорное выражение "служить в акцизе"). Исходя из этого, на вопрос о том, почему один из налогов называется акциз, можно ответить, что косвенный налог, включаемый в цену определенных товаров, прежде всего потребительских, именуется акцизом в силу традиции; его принято так называть.

Акцизы - это косвенные федеральные налоги, которыми облагаются операции с товарами, определенными законодательством о налогах и сборах в качестве подакцизных (т.е. подлежащих обложению акцизами).

Подакцизными товарами в соответствии со статьей 181 Налогового кодекса РФ признаются:

. Подакцизными товарами признаются:

) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

) пиво;

) табачная продукция;

) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

) автомобильный бензин;

) дизельное топливо;

) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

) прямогонный бензин.

Акцизы в Российской Федерации применяются с 1 января 1992 года. Первоначально они были установлены Законом РФ 1991 года "Об акцизах". В настоящее время взимание акцизов установлено Налоговым кодексом РФ.

Акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, является одной из разновидностей таможенных платежей.

Акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, исчисляется и уплачивается в соответствии с условиями заявленного таможенного режима.

Поскольку нормы, регулирующие порядок взимания акцизов в таможенной сфере, содержатся как в налоговом, так и в таможенном законодательстве, на практике нередко возникают коллизии (столкновения) соответствующих норм. В таких случаях при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей (в том числе акциза, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации) применяется норма статьи 2 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой в отношении таможенных платежей применяются нормы таможенного законодательства, если только иное не установлено самим Налоговым кодексом РФ.

Его эволюция происходила под определяющим воздействием фискальной монополии как особой формы ограничения государством потребления определенных им товаров и услуг. Они по своим естественным потребительским свойствам уникальны и незаменимы. При воздействии на индивида и общество в процессе потребления подакцизного блага наступают последствия, в большинстве своем негативного характера, приносящие вред здоровью потребителя, окружающей среде, генерирующие рост трансакций. Поэтому государство, домашние хозяйства и бизнес не индифферентны по отношению к приращению трансакционных издержек по причине производства, реализации и обмена подакцизных товаров. Ограничительным фактором в сокращении спроса на данного рода блага служит акцизное налогообложение. Это экономический стабилизатор в развитии специфической потребности и в степени ее удовлетворения.

Следовательно, генезис акциза идет от полезности и качества блага, удовлетворяющего специфическую потребность. Поэтому в научный оборот введено понятие акциза как налога «на грехи», платой за которые и является акцизная форма налогообложения, аккумулирующая часть располагаемых доходов домашних хозяйств, сокращая тем самым объем спроса на продукцию, потребление которой приносит отрицательные последствия в биологическом, экологическом и социально-экономическом отношении. Но при этом на всем историческом пути развития фискальные цели акциза были определяющими.

Из анализа каузальности акциза проистекает характер имманентных ему связей, которые составляют экономическое содержание этого налога. В отличие от всех имеющихся налоговых форм, которые формируются на основе стоимости товара и услуги, акциз взаимодействует с потребительной стоимостью и ее качеством. Стоимость как свойство блага и налоговая ее основа определяется полезностью подакцизных товаров, а точнее их вредностью, или степенью отрицательной полезности. Поэтому акциз, исходя из внутренних связей полезности, ценности, последствий от удовлетворяемой потребности, аккумулирует в себе их многогранность и обусловливает единство внутренних противоречий между полезностью и ценностью.

К. Маркс впервые в экономической науке доказал, что потребительная стоимость конкретного товара предстает как полезность общественного свойства. Он писал: «Для того чтобы стать товаром, продукт должен быть передан в руки того, кому он служит в качестве потребительной стоимости, посредством обмена. Наконец, вещь не может быть стоимостью, не будучи предметом потребления». В этом заключена сущность, единство и внутреннее противоречие товара. Общественная его полезность реализуется в обмене посредством стоимости. Акциз как налог на полезность (специфическую в своем роде) реализует себя в таком качестве посредством внутренней, устойчивой, постоянной, причинно-следственной связи с потребительной стоимостью блага. Как налоговый вид он реализует эту связь опосредовано через стоимость и ее форму - цену. Поэтому акциз всегда составной элемент цены, определенная надбавка к ней, которую устанавливает государство с учетом общественного свойства потребительной стоимости. Специфика потребности как объективно сформированной необходимости в удовлетворении ее конкретной полезностью блага не может быть устранена обществом. Но оно не индифферентно по отношению к уровню, характеру, структуре потребностей и последствиям при их удовлетворении. Наличие «вредных» потребностей с объективной необходимостью побуждает создавать адекватные им полезные свойства отдельных благ. Они по своей природе общественны, а поэтому государство имманентными ему формами регулирует их производство, обмен и потребление. В силу того, что подакцизные товары и услуги представляют собой определенные угрозы индивиду и обществу, государство сокращает, регулирует их потребление, используя специфический косвенный налог - акциз.

Следовательно, акциз - это целевой, социально сориентированный налог. Он специфичен в силу того, что стоимостной формой опосредует свою внутреннюю связь с полезностью и качеством блага, тогда как все другие налоги формируются по поводу стоимости созданного товара и получаемого при этом дохода.

Акциз - это налог на потребительную стоимость вещи и ее качество. Он общественен по своей природе. Поэтому акциз реализует свое общественное бытие в целевой форме определения его количественных параметров через стоимостную форму товара и социальную направленность использования акцизных доходов. Такова его внутренняя экономическая природа, обусловленная каузальностью и имманентностью глубинных связей между полезностью товара и услуги, ее стоимостью и потребностью. Удовлетворение последней, т.е. потребности, в целях общественной и индивидуальной безопасности обусловливает необходимость экономических ограничений выбора потребителя. Одним из средств предотвращения, ограничения угроз такого порядка является акцизное налогообложение. Если налоговые обязательства по всем другим налогам законодательно, методом насилия, государство возводит в ранг обязательных без согласия на то индивидуального налогоплательщика и не предоставляя ему возможности выбора, то акциз - это налог, который потребитель уплачивает на основе собственного выбора. Выдающийся представитель налоговедческой науки XX века, профессор А.А. Соколов по этому поводу писал: «Принудительность налога не всегда выражается в том, что на плательщика возлагается прямая обязанность уплатить данный налог. Например, налоги на товары не являются принудительными в этом смысле, ибо от самого плательщика зависит покупать или не покупать товары, обложенные акцизом…». Поэтому акцизные налоговые обязательства возникают в зависимости от выбора потребителя в пользу подакцизного товара.

Таким образом, качественная определенность, другими словами - экономическая природа акциза, обусловлена, оперируя маржиналистической терминологией, полезностью, но полезностью специфической, которой обладают отдельные блага и услуги. Эта специфика отрицательно воздействует на физиологическое, психологическое состояние человека, на социальную среду обитания.

Внутреннее содержание акциза не исключает выбор потребителя. Посредством спроса на социально значимые товары и при удовлетворении его потребностей происходит трансформация потребителя в плательщика акцизного налога.

Исходя из данной качественной характеристики акциза, его можно отнести и к социальному налогу как производной нефункционального потребительского выбора и к демократичному налогу в связи с тем, что налоговые обязательства определяются в зависимости от выбора потребителя, а не обязанностей, которые государство методом насилия в законодательной форме возлагает на налогоплательщика.

Демократизация акциза реализуется посредством определения степени социальной опасности, которая потенциально содержится в потребительной стоимости благ и материализуется в процессе удовлетворения потребности. Поэтому государство определяет не только субъекты и объекты акцизного налогообложения, но и весь его механизм. Акцизные же доходы, в отличие от всех других налоговых доходов, - средство сокращения нефункционального потребительского спроса, обусловленного, прежде всего, социальной его составляющей.

В экономической литературе проблема акциза довольно широко представлена с позиции исследования его налоговых свойств. Вместе с тем качественная определенность этого налога, специфичность его внутренних и каузально обусловленных связей исследуется довольно поверхностно. Поэтому широко распространенным определением акциза является отнесение его к косвенным налогам, включающимся в цену товара. Так, например, Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова утверждают, что «акциз - один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию». Традиционность такого подхода к характеристике акциза как явления стоимостного характера, не обусловленного полезностью вещи и целевой его направленностью, рельефно представлено в такого рода определениях.

Неопределенность теоретических основ акцизного налогообложения послужила причиной отнесения его к разряду фискальных интересов государства и их приоритета при удовлетворении собственных потребностей. Но в то же время государство не индифферентно по отношению к социальной составляющей потребительского выбора. - С.Ю. Витте на примере спиртосодержащей продукции по этому поводу отмечал: «Акцизная система, как известно, основана на том, что предоставляется большая или меньшая свобода в производстве спирта и водки, тем более в их продаже; государство же только наблюдает за питейным делом постольку, поскольку это необходимо для правильного и равномерного взимания акциза, т.е. косвенного налога на спирт». В этом смысле можно говорить о наличии государственной монополии на подакцизные товары. Она в условиях рыночного хозяйства не является абсолютной. Однако некоторые авторы склонны переоценивать монопольную тенденцию государственной власти, так как «наряду с законодательной базой, регулирующей порядок исчисления и взимания акциза, в частности, на наиболее важные в фискальном отношении товары - алкоголь, табак, сформирована и нормативная база, устанавливающая обязательные условия, выполнение которых необходимо для осуществления деятельности в «подакцизных» отраслях». Но эта обязательность присуща всем налоговым формам и распространяет свое действие не только на подакцизные товары.

Еще в XIX веке прогрессивные мыслители и государственные деятели, ученые, познавая тайны экономического содержания акциза, пришли к выводу, что данный налог ограничивает возможность удовлетворения тех потребностей, которые наносят вред здоровью потребителей. Философию акциза они видели в его отрицании: чем выше акцизная ставка, тем выше цена, а, следовательно, и меньше объем спроса и размер налогового дохода. Этот философский подход нашел свое реальное воплощение в реформе финансов и налогообложения, которую проводил С.Ю. Витте. По отношению к налогообложению акцизом спиртосодержащей продукции он исходил из целевой направленности финансовых преобразований. В частности, С.Ю. Витте писал: «Реформа должна преследовать, прежде всего, народное отрезвление, а затем уже интересы фиска». Эти слова принадлежат министру финансов, для которого интересы фиска превалируют над всеми другими интересами. Однако глубокое понимание философии акциза позволило ему преодолеть стереотипность мышления в отношении фискальных интересов. Он их видел в сокращении потребления подакцизных товаров. Возникающие при этом налоговые потери обусловливают получение экономической выгоды, которая является результатом сокращения социальных издержек и роста располагаемого дохода потребителя.

В практике налогообложения в прошлом находила свою реализацию социальная составляющая акциза. Так, монополия на игральные карты в России посредством акцизного их обложения осуществлялась не только для ограничения игорного бизнеса, но и с целью направления получаемых доходов на содержание воспитательных домов.

В период НЭПа акцизы относились к разряду самых высокодоходных налогов. Но даже в тот период они были социально ориентированы. Акцизные ставки на виноградные вина с повышенным содержанием алкоголя были в 3 раза больше, чем на вина с низким уровнем его содержания. По повышенной налоговой ставке облагался сахарин по сравнению с акцизной ставкой на сахар. При этом отмечалось, что такая акцизная политика проводится с целью охраны народного здоровья.

Таким образом, возникнув исторически как одна из первых налоговых форм, акциз длительное время выполнял сугубо фискальные цели и по существу не отличался от государственной пошлины. Но в процессе рыночной трансформации экономики его качественная определенность начала находить отражение в принципах налогообложения и в практике их реализации. Акцизный налог используется не только в целях ограничения спроса на определенные товары и услуги, но и для финансового обеспечения мер по предотвращению отрицательных последствий от потребления подакцизных товаров. Поэтому его целевая функция изменяется. Она призвана способствовать устранению отрицательных последствий, которые являются следствием удовлетворения потребности подакцизной продукцией.

Традиционно акциз рассматривается как налог на ограниченный перечень благ. К числу подакцизных товаров (продукции) не относятся товары первой необходимости, удовлетворяющие первичные потребности индивида и общества. Но уже на этом уровне генерируются потребности, которые объективно обусловливают необходимость производства специфических по своей полезности и ценности товаров. К жизненно важным они не относятся, а их потребление чревато отрицательными последствиями физиологического и социального характера. Но потребность в подакцизных товарах реально существует, и устранить полностью ее невозможно. Вместе с тем, экономическими мерами достичь ее сокращения вполне реально, используя, в том числе и акцизы, как специфический налог на потребление социально негативных товаров. Поэтому по своему содержанию акциз - это налог, который генерируется потребительной стоимостью отдельных товаров и услуг, а его изъятие осуществляется посредством использования их стоимости и формы ее выражения - цены.

В каждой рыночной стране определяется и проводится акцизная политика, эффективность которой зависит от степени реализации в ней теоретических основ акциза. В условиях рыночной трансформации экономики России акцизное налогообложение использовалось и используется в направлении достижения мировых стандартов. В то же время оно преследует в основном фискальные цели, а, стало быть, не в полной мере учитывает концептуальные теоретические его основы, что не обеспечивает эффективности использования данного косвенного налога. В результате потребление подакцизных товаров имеет ярко выраженную тенденцию к росту при невысоком удельном весе акцизных доходов в бюджете страны. Интересы налогоплательщика при этом девальвируются в силу фискальной направленности использования акцизных доходов. Финансовое обеспечение мер по сокращению потребления подакцизных товаров и нейтрализации последствий их потребления не приобретает комплексного и целевого характера. По-прежнему акциз, как и всякий другой налог, обеспечивает удовлетворение потребностей государства, которые адекватно не отражают его социальную направленность. В результате в Российской Федерации механизм акцизного налогообложения нестабилен, он постоянно изменяется. Такая ситуация характерна и для настоящего времени. Принимаемые меры по изменению акцизного налогообложения в стране не всегда адекватно отражают социально-экономические основы акциза. Так, в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 гг. в части акцизного налогообложения предполагается дальнейшая индексация ставок акциза. Налоговую политику по взиманию акцизов на табачную продукцию планируется проводить в соответствии с принятыми в последние годы законодательными актами и планом мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака в 2010-2015 годах, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. - №.1563-р. Что касается ставок акциза на продукцию нефтепереработки, то в плановом периоде предусматривается их рост на высокоэкологичный бензин. Так, повышение ставок акциза на автомобильный бензин 5-го класса на 2014-2015 годы планируется осуществлять ежегодно в диапазоне до 700 рублей за тонну, на автомобильный бензин 4-го класса - до 500 рублей за тонну. В результате наблюдается экономически парадоксальная ситуация. В стране, занимающей одно из первых мест в мире по добыче нефти, цены на бензин экологически более чистый на четверть и более выше цен на бензин в других странах, например, такой экономически высокоразвитой стране, с доходами населения кратно превышающими доходы населения России, как США.

В 2014 и 2015 гг. налогообложение подакцизных товаров будет осуществляться по ставкам в повышенных размерах, которые были запланированы предыдущей редакцией п. 1 ст. 193 НК РФ. Дополнительная индексация предусмотрена только для ставок акциза на автомобильный бензин классов 4 и 5. Так, на бензин 4-го класса ставка акциза в 2014 г. равна 9916 руб. (вместо 9416 руб.), в 2015 г. - 10 858 руб. (вместо 10 358 руб.) за 1 т, а на бензин 5-го класса она составит в 2014 г. 6450 руб. (вместо 5750 руб.), в 2015 г. - 7750 руб. (вместо 6223 руб.) за 1 т..

Еще одна новация касается введения обязанности по уплате авансового платежа акциза. Так, с 1 июля 2014 г. производители алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции в случае использования ими этилового спирта-сырца (в том числе ввозимого в Россию с территорий государств - членов Таможенного союза и являющегося товаром Таможенного союза) должны уплатить авансовый платеж акциза (п. 8 ст. 194 НК РФ). Ранее такой платеж перечислялся, только если для производства применялся этиловый спирт-сырец, произведенный на территории России [8]. Таким образом, в ближайшей перспективе в акцизном налогообложении определены меры, направленные на повышение их уровня в бюджетной системе страны, уточнены отдельные положения механизма обложения данным налогом.

В проводимой в настоящее время акцизной политике не в полной мере учитывается специфика данного налога, которая обусловлена полезностью и качеством подакцизных товаров. Например, повышенная налоговая ставка должна применяться к товарам и услугам, потребление которых ведет к росту социальных, экологических издержек общества и индивида. В уровне налоговых ставок акциза данное положение не всегда реализуется. Они не в полной мере выполняют функцию ограничителя потребления наиболее опасных для здоровья благ, не исходят из учета социальных ценностей и экологических последствий потребления подакцизных товаров.

Угрозы и риски в рыночной экономике России возрастают в силу неопределенности ее рыночного характера. Успешное их решение, нейтрализация обеспечивается и посредством использования научно-обоснованного акцизного налогообложения. Назрела необходимость расширения перечня подакцизных товаров и повышения налоговых ставок на товары нефункционального спроса. Они генерируют социальную нестабильность в обществе, а по своей экономической природе удовлетворяют нерациональные потребности.

Исходя из экономической природа акциза, требует изменения и пропорции распределения акцизных налоговых доходов между различными уровнями бюджетной системы. Основная их часть должна входить в налоговые доходы местных бюджетов, поскольку расходы по устранению последствий от потребления подакцизных товаров и услуг несут, прежде всего, бюджеты поселений, районов и муниципалитетов.

В процессе реформирования акциза уровень его воздействия на экологическую и социальную среду должен повышаться за счет не только изменения механизма налогообложения, но и целевого использования его доходов.

 


ГЛАВА 2. Особенности акцизной политики в России



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: