Не продуманная стратегически и не обоснованная акцизная политика - это основной недостаток действующей системы государственного регулирования алкогольного рынка. Во-первых, эта политика носит чисто фискальный характер и угнетающе воздействует на развитие легального производства алкогольной продукции, а во-вторых, - способствует созданию более благоприятных экономических условий для нелегального производства и насыщения алкогольного рынка более дешевой и фальсифицированной продукцией.
Поэтому одним из основных направлений решения проблем повышения доходной базы бюджетов всех уровней за счет роста производства и оборота алкогольной продукции видится в приостановлении повышения ставок акцизов, то есть во введении временного моратория на повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию, а возможно - и в их снижении.
Конкурент у легального производителя, хотя всего и один - теневой сектор, но имеет весьма широкий простор для развития.
Весь опыт развития алкогольного рынка в России свидетельствует, что нелегальное производство алкогольной продукции нельзя сократить, применяя лишь административные методы регулирования ее производства и оборота. Требуется использование и экономических методов.
Одновременно с этим следовало бы обсудить и другие меры по ликвидации условий функционирования нелегального производства и оборота алкогольной продукции и повышению на этой основе доходов бюджета.
В частности, представляется целесообразным обсудить вопрос о переносе уплаты акциза с алкогольной продукции на спирт, который фактически и при действующей системе является подакцизным товаром, поскольку ставка акциза на алкогольную продукцию в настоящее время жестко привязана к содержанию спирта в алкогольной продукции.
|
Установление объектом обложения акцизом спирта ставит со всей неизбежностью вопрос о переходе к государственной монополии на оборот эти-лового спирта. Для его реализации потребуется создание единого федерального органа с передачей ему всех функций, связанных с государственным регулированием производства и оборота этилового спирта, вырабатываемого из всех видов сырья, а также алкогольной и другой спиртосодержащей продукции, в том числе лицензирование, квотирование производства и закупок спирта, осуществление единой технической политики, контроля за качеством, составление баланса о производстве и потреблении, подготовке предложений по уровню ставок акцизов.
Поскольку закупка спирта у производителей в этом случае будет производиться по оптовым ценам, а продажа потребителям - по отпускным ценам с учетом перенесенного акциза, то уполномоченное федеральное унитарное предприятие в этих условиях стало бы единственным плательщиком акциза.
Сумму единого налога следовало бы установить исходя из экономически обоснованного для нормальной рентабельной деятельности уровня использования производственных мощностей (35-40 %), но не ниже фактического уровня их использования за последние 2-3 года. При этом указанные предприятия должны быть освобождены от уплаты большинства уплачиваемых ими в настоящее время налогов по аналогии с предприятиями, переводимыми на уплату единого сельскохозяйственного налога.
|
Реализация указанного предложения в существенной мере позволит решить проблему теневого оборота в этой отрасли. Отпадет необходимость в налоговых постах, действующих в настоящее время на предприятиях, производящих ликероводочную продукцию, что обеспечит, кроме резкого увеличения поступлений в государственную казну налогов, также и дополнительное снижение государственных затрат на содержание контролирующих органов. Думается, что введение единого налога для предприятий этой отрасли автоматически сократило бы количество претендентов на получение новых лицензий.
Вполне возможны и другие варианты решения назревших проблем.
Указанная отрасль экономики в силу ее специфики обязана обеспечивать исключительно доходы государства, которые в конечном итоге должны быть использованы в интересах всего общества. И решать их необходимо как можно быстрее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, по итогам вышесказанного можно сделать вывод о необходимости дальнейшего равномерного повышения акцизов на алкогольную и табачную продукцию. Это повысит стоимость данных продукций и тем самым снизит степень их доступности для населения, особенно для молодежи. Но при этом средства, полученные от такого повышения, необходимо направить на создание бесплатных реабилитационных центров и центров социальной и психологической помощи людям, страдающим от алкогольной и табачной зависимостей, так как именно на них отражается повышение акцизов на данные виды товаров.
Являясь налогом на социально-вредные, но потребляемые товары, акцизные доходы должны использоваться в направлении не только создания экономических условий для сокращения потребления подакцизных товаров, но и в направлении стимулирования научных поисков в процессе производства таких благ, которые снижали бы трансакционные и социальные издержки общества и индивида в процессе потребительского выбора в пользу подакцизного товара. Такой подход соответствует внутреннему содержанию акциза как налога на специфическую потребительную стоимость товара и услуги.
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
2. Федеральный закон от 28.11.2009 № 282-ФЗ «О внесении изменений в главы 22 и 38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
. Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. - №. 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка».
. Налоговый кодекс РФ п. 94 ст. 333.31 НК РФ в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ.
. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов // URL: https://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2013/06/O№№P_2013-06-05.pdf.
. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года //URL: https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW
. Анашкина Н.А. Основные проблемы взимания акцизов на алкогольную продукцию и пути совершенствования // Актуальные вопросы экономических наук, 2010. - №. 17-2. - С. 8-12.
. Боровко Л.В. Развитие функционального назначения акцизов в системе формирования косвенных налогов россии // Kant, 2011. - №. 1. - С. 91-94.
9. Витте С.Ю. Избранные воспоминания. М.: «Мысль», 1991. С. 256.
10. Витте С.Ю. Избранные воспоминания. М.: «Мысль», 1991. С. 256.
11. Воронина Н.В. Порядок исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты // Бухгалтер и закон, 2007. - №. 12. - С. 15-19.
. Воронина Н.В. Порядок исчисления и уплаты акцизов при осуществлении экспортных и импортных операций с республикой Беларусь // Бухгалтер и закон, 2008. - №. 5. - С. 7-11.
. Воронина Н.В., Бабанин В.А. Обзор судебной практики по вопросам освобождения от налогообложения акцизом при экспорте подакцизных товаров // Бухгалтер и закон, 2007. - №. 4. - С. 22-34.
. Воронина Н.В., Бабанин В.А. Проблемные вопросы освобождения от налогообложения акцизом при экспорте подакцизных товаров (на примере нефтепродуктов) // Все для бухгалтера, 2007. - №. 9. - С. 53-62.
. Воронина Н.В., Бабанин В.А. Вопросы налогообложе ния акцизом при экспорте нефтепродуктов // Бухгалтер и закон, 2007. - №. 6. - С. 5-14.
. Воронина Н.В., Бабанин В.А. Обзор судебной практики по вопросам освобождения от налогообложения акцизом при экспорте подакцизных товаров // Все для бухгалтера, 2007. - №. 8. - С. 36-48.
17. Голик Е.Н. Экономическая природа акцизного налога и возможности ее реализации в практике отечественного налогообложения // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 2014. - №. 3 (46). - С. 60-65.
18. Григорович В.Л. Технико-криминалистическое исследование кинеграмм поддельных акцизных марок // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России, 2012. - №. 1 (10). - С. 110-116.
19. Дзиова Ю.А. Правовое регулирование акцизных сборов в Европейском Союзе // Актуальные проблемы российского права, 2010. - №. 3. - С. 388-396.
. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Налоги и налогообложение. М.: Проспект, 2014. - С. 153.
. Захарова С.М., Ляпина Т.М. Акцизы на алкогольную продукцию // Вестник Тюменского государственного университета, 2003. - №. 5. - С. 144-152.
22. Изоткина О.В., Черных В.А. Совершенствование организации управления центральной акцизной таможни // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, 2009. - №. 1 (33). - С. 95-112.
. Иловайский С.И. Казенные монополии как способ обложения предметов потребления. Одесса, 1896. - С. 99.
. Казакова М. Индексирование акцизных ставок на табачные изделия - на пути сближения с политикой ЕС // Экономико-политическая ситуация в России, 2008. - №. 6. - С. 49-52.
25. Карпович В.Е. Акцизы: за и против // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2011. - №. 25. - С. 102-104.
26. Курдяев А.Е. Правовое регулирование налоговой гармонизации акцизов на алкогольную продукцию в Европейском Союзе // Наука и современность, 2012. - №. 17. - С. 329-333.
. Лермонтов Ю.М. Актуальные вопросы, связанные с правомерностью применения налоговых вычетов по акцизам, в решениях арбитражных судов // Все для бухгалтера, 2007. - №. 22. - С. 39-45.
. Лермонтов Ю.М. Проблемные вопросы, связанные с применением плательщиками акцизов налоговых вычетов // Все для бухгалтера, 2008. - №. 3. - С. 56-59.
. Лермонтов Ю.М. Споры, связанные с исчислением и уплатой акцизов // Все для бухгалтера, 2008. - №. 11. - С. 57-62.
. Майбуров И. А., Соколовская А. М. Теория налогообложения. Продвинутый курс: учебник. М.: Юнити-Дана, 2011. 591 с.
. Майорова А.А. Тенденции правового регулирования взимания акцизов в России // Сибирский юридический вестник, 2003. - №. 4. - С. 86-87.
32. Мамбеталиев Н.Т., Мамбеталиева А.Н. Международно-правовой режим взимания НДС и акцизов в рамках таможенного союза ЕВРАЗЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика, 2010. - №. 8. - С. 95-102.
33. Масгрейв Ричард А., Масгрейв Пегги Б. Государственные финансы: теория и практика / пер. с англ. М.: Бизнес Атлас, 2009. 716 с.
. Пансков В.Г. Акцизы и проблемы государственного регулирования рынка алкогольной продукции // Финансы. - 2002. - № 2. - С. 34-38.
. Попова Л. В. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие. М.: Дело и Сервис, 2008.
. Самуэльсон П. Экономика. М.: МГП «Алгон», ВНИИСИ, 1992.
. Синицына И.В., Боровко Л.В. Косвенные налоги и акцизы: эволюция и совершенствование // Kant, 2011. - №. 2. - С. 110-114.
. Синицына И.В., Боровко Л.В. Косвенные налоги и акцизы: эволюция и совершенствование // Kant, 2011. - №. 1. - С. 94-97.
. Соколов А.А. Теория налогов. М.: ООО «Юр ИнфоР-Пресс», 2003. - С. 72.
. Соколов И. Повышение ставок акциза на пиво: оценка возможных последствий // Экономико-политическая ситуация в России, 2009. - №. 10. - С. 66-72.
. Суслова Ю.А. Импорт товаров из стран таможенного союза: акцизы и НДС // Бухгалтерский учет, 2012. - №. 1. - С. 58-62.
. Файзиева Н.Р., Борозинец А.В. Социально-экономические факторы повышения акцизов на алкогольную и табачную продукции // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития, 2013. - №. 1. - С. 451-455.
43. Шестакова Ю.Н. Акцизное налогообложение алкогольной продукции // Сибирская финансовая школа, 2013. - №. 6 (101). - С. 136-137.
. Широкова Н.Е. Некоторые аспекты акцизного налогообложения в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права, 2009. - №. 4. - С. 144-154.
. Яковлева Н.В. Акциз и фискальная монополия: история возникновения и перспективы применения. М.Компания «Спутник», 2004. - С. 49.
. Яковлева Н.В. Акциз на алкогольную продукцию: новый механизм по старым правилам // Все для бухгалтера, 2006. - №. 16. - С. 44-45.
. Rayevneva Ye.V., Bobkova A.Yu. Excise revenue forecasting technique based on a differentiated approach // Бизнес информ, 2012. - №. 9. - С. 241-243.
48. Блинов М. В. История «водочного» акциза в России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: www.spap.ru
. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mavriz.ru.
. Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/archive/2013.
. К чему приведет повышение акцизов на табак и алкоголь [Электронный ресурс] / Опрос «Омнибус ВЦИОМ». - Режим доступа: www.wciom.ru.
. Ключевой фактор снижения табакокурения - повышение благосостояния населения, а не акцизов: эксперт [Электронный ресурс] / ИА REG№UM. - Режим доступа: www.regnum.ru.
. Маркетинговое агентство FDFgroup [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fdfgroup.ru.
. Статья статс-секретаря замминистра финансов Сергея Шаталова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.interfax.ru.
. Фомченков Т. Водка бывает хорошая или народная // Российская газета, 2011. 28 июня. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: www.rg.ru
. ЦИФРРА [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cifrra. info/articles.
57. International Wine and Spirit Research («IWSR») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.iwsr.co.uk.
. Rasurgut №ews [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://novosti. rasurgut.ru/user/rasurgut/news.