Психологическая подготовка боксеров-юношей. Развитие координационных способностей у юных борцов вольного стиля.




Тисленко Антон 1ИС3

Спортивная борьба предъявляет высокие требования к координации движений, то есть к способности к их одновременному и последовательному согласованному сочетанию.

Координация борца – это способность осваивать новые движения, а также своевременно и правильно действовать в соответствии с меняющейся обстановкой. Изолированно от других двигательных качеств методы воспитания координации определить трудно. Способность осваивать действия и правильно действовать в меняющейся обстановке – это два компонента развития координации. Основополагающей предпосылкой повышения координационных способностей борцов — это запас движений на базе ранее приобретенного опыта. Можно так же отметить, что успешность технических действий в борьбе связана с постоянно меняющихся условий их выполнения.

Специальные координационные способности совершенствуются в процессе технической подготовки с применением специально подготовительных и особенно соревновательных упражнений и методов тренировки; общие координационные способности – в процессе общей физической подготовки, а специальные – в процессе специальной и физической подготовки.

Помимо всего, координация борца проявляется при достаточном уровне морально – волевой подготовленности (в частности, таких качеств, как смелость и решительность), а также при хорошем психическом состоянии (общий эмоциональный подъем, самочувствие и др.).

Для развития координации движений на основе принципа опорности применяют разнообразные специальные упражнения, выполняемые с партнером. Суть упражнений заключается в том, что: один партнер осуществляет направленное давление на тело другого с целью нарушения его устойчивости. Партнер же, находясь под воздействием этого давления, изменяет конфигурацию своей позы и сознательной регуляцией, и перераспределением мышечных усилий обеспечивает опорность.

В основу методики обучения с помощью опорных взаимодействий положена, идея выделения типичных ситуаций схватки и осуществление процесса обучения в рамках этих ситуаций, в такой последовательности:

· Формирование умений и навыков выполнять прием в стандартных ситуациях с партнером, с начала помогающим, а потом противодействующим.

· Формирование умений и навыков выполнять прием в стандартных ситуациях с противником, ограниченным в своих действиях заданием тренера.

· Формирование умений применять комбинации приемов или подготовку и прием в учебно-тренировочной схватке.

· Формирование помехоустойчивости к внешним и внутренним факторам среды в условиях соревновательной схватки.

Координационные способности при помощи определенных заданий:

· Задание по образцу, применяется на этапе освоения ориентиров тактического взаимодействия. Они выполняются после объяснения и показа, во взаимодействии с партнером в стандартных ситуациях при наличии строго дозированных помех.

· Задание репродуктивно – поискового характера.

Спортсменам предлагается в тех же тактических ситуациях взаимодействовать с противодействующим тренером или партнером. Необходимо в условиях дефицита времени завершить действие, если партнер обороняется, контратакует, отступает.

· Задания реконструктивно–вариативного характера, направлены на совершенствование вариантов каждого опорного тактического взаимодействия в учебно-тренировочных схватках. Борцы должны сами создавать ситуации, с учетом намерений или ожиданий противника.

Для решения специфических задач подготовки борца предлагается две группы:

· Расширение двигательного опыта (кондиционных способностей) путем формирования навыков управления движениями собственного тела.

· Совершенствование (кондиционных) свойств (или физических качеств), предопределяющих возможность мощно и длительно выполнять мышечную работу.

Система упражнений борцов состоит из трех групп, которые вбирают в себя 10 более мелких блоков.

К числу основных координационных способностей борца можно отнести:

· способность к дифференцированию временных, пространственных и силовых параметров движения;

· способность к ориентации в пространстве;

· способность к перестраиванию движений;

· способность приспосабливаться к постоянно изменяющейся ситуации и к необычной постановке задач;

· способность предугадывать ход изменения ситуации;

· способность сохранять и удерживать равновесие.

 

В основу психологической подготовки положено формирование личности боксёра, способного проявлять бойцовские качества, обладающего значительным психофизическим потенциалом, умеющего творчески и с желанием вести работу для выхода на более высокий уровень мастерства, а в итоге - для достижения намеченной цели.

Общая психологическая подготовка решает задачи психического воздействия на спортсмена, направленные на формирование и развитие спортивно важных психических качеств, а также способствует обучению специальным приёмам психической саморегуляции для адаптации к экстремальным условиям. Она служит целям совершенствования умения управлять собой, повышению соревновательной надёжности, а значит и достижению стабильных, высоких результатов.

Специальная психологическая подготовка направлена на формирование и совершенствование целостной готовности боксёра для участия в каждом соревновании. Её основные задачи:

· совершенствование психических качеств и свойств, необходимых для успешного формирования различных компонентов подготовки боксёра;

· формирование, совершенствование и коррекция индивидуальной манеры боксирования с учётом личностных особенностей конкретных противников, уровня их технической подготовленности

 

В боксе, как в любом виде деятельности, без психического напряжения нет продуктивной работы. В напряжённые периоды спортивной работы повышается чувствительность спортсмена к различным стимулам, уровень беспокойства и неопределённости, растёт число причин, приводящих к возникновению у боксёра конфликтных и кризисных ситуаций. Эти состояния - следствие многих противоречий деятельности, с которыми сталкивается спортсмен.

Очень важно объяснить юношам, что такие критические ситуации являются необходимыми компонентами их спортивного развития. Психологическая подготовка должна включать в себя методики социально-психологического тренинга, построенные на обсуждении разного рода критических ситуаций, обучение технике их анализа. Моделирование коммуникативной критики, отрицательных переживаний, конфликтов и кризисов должно составлять необходимую часть психологической подготовки спортсмена. Он должен научиться быть независимым от критики, должен уметь эффективно переживать негативные чувства, использовать стрессы и конфликты для собственного развития.

В задачу психологической подготовки к соревнованиям входит создание у боксера готовности к выступлению, которая должна сохраняться и в бою.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: