Лекция №1.
За последние 50 лет благодаря экономическим, медицинским, научно-техническим, культурным и другим прогрессивным социальным достижениям, во всех странах мира, достигшим значительного социально-экономического благополучия, выявилось совершенно новое демографическое явление - старение населения. Процесс постарения населения принял стремительный характер. Устойчивый рост доли пожилых людей в структуре народонаселения мира обусловил формирование новых представлений о старости, роли пожилых людей в социальном развитии.
Доля пожилых в населении (60 лет и старше) выросла в России с 6,7% в 1939 году до 11,9% в 1970 году. В 2002г. составила 18,5%, а в настоящее время достигает свыше 23% и продолжает расти из-за падения рождаемости и сокращения числа и доли детей в населении.
В РФ насчитывается более 30 млн. человек старше трудоспособного возраста. Пожилые люди – быстрорастущая социально-демографическая группа, составляющая пятую часть населения страны. Доля людей пенсионного возраста с 2000 года превысила долю детей до 15 лет. В период до 2016 года прогнозируется устойчивое увеличение численности пожилых людей.
Пожилому возрасту присущи специфические проблемы: ухудшение состояния здоровья, снижение способности к самовыживанию, «предпенсионная безработица» и снижение конкурентоспособности на рынке труда, неустойчивое материальное положение, утрата привычного социального статуса. В неблагоприятном положении находятся пожилые женщины, что существенно при сохранении долговременной диспропорции мужского и женского населения. Достаточно велика доля пожилых людей среди мигрантов и лиц без определенного места жительства и занятий.
|
В настоящее время негативное отношение к пожилыми в семье является одной из самых скрытых форм домашнего насилия, что приводит к трудностям в оценке масштаба проблемы, поскольку ввиду родственных связей жертва отказывается предпринимать правовые меры по отношению к насильнику и старается уберечь его от наказания.
Сегодня каждый пятый житель России - пенсионер по возрасту. Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи - пожилой человек. Проблемы людей третьего поколения можно считать всеобщими. Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социальной работы. В России около 23% населения являются пожилыми и старыми людьми, и тенденции увеличения части пожилых людей в общей массе населения сохраняются, то становится очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет общегосударственное значение.
Возрастные социальные и экономические издержки для семей, обеспечивающих уход за пожилыми родственниками, снижает надежность семьи в качестве источника поддержки пожилых людей. В неблагоприятной ситуации нередко находятся одинокие и пожилые люди и пожилые супружеские пары.
Исследование процесса старения, являющееся предметом изучения различных медико-биологических, психологических и социологических школ, показывает, что в течении жизни наступает такой момент, в котором процесс развития, т.е. обогащения и усложнения функционирования внутренних органов, а также его соответствующего обеспечения, замедляется, а впоследствии переходит в стадию регресса, или инволюции, что получило название теории старения человека.
|
Понятие о сущности, причинах и механизмах старения со временем менялось. Это связывалось не только с развитием знаний, но и изменением особенностей старения в обществе. Росла, прежде всего, средняя продолжительность жизни, это определяло изменение условий жизни и социального строя, успехи медицины и другие преимущества прогресса и цивилизации. Современные представления о теории старения в геронтологии базируются на следующих положениях:
Старение и старость являются закономерным процессом возрастных изменений, происходящих в ходе онтогенетического развития на всех уровнях жизнедеятельности;
Старение клеток, органов, функциональных систем и психических процессов происходит неравномерно.
Теория старения в гетерохронности развития и инволюции универсальна и действует как на межличностном, так и на внутриличностом уровне.
Межличностная гетерохронность выражается в том, что индивиды созревают и развиваются неравномерно, а разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение.
Внутриличностная гетерохронность выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития.
Процесс, описанные в теориях старения человека сопровождается ослаблением гомеостатических процессов и одновременно приспособлением всех систем организма к новому уровню жизнедеятельности.
Биологические теории старения. По мнению исследователей в области биологии, старение и смерть являются базовыми, существенными биологоическими свойствами, отражающими функционирование и эволюцию всех живых организмов, включая человека. Биологи исследуют организм, пытаясь изменить природу и предел возрастных изменений, понять, чем вызваны эти изменения, как их можно контролировать, корректировать, как можно смягчить последствия процесса старения. В этой связи биологическая наука располагает рядом теорий, непосредственно затрагивающих тематику процесса, описанного в теории старения человека. Наиболее распространены в научном мире за рубежом две из них. Это теории "программированного старения" и "непрограмированного старения".
|
"Программированное" старение. Представители это теории исходят из того, что функционирование живого организма запрограммировано природой лишь на период его активной жизнедеятельности, включающей в себя развитие организма и рост к репродукции. Сторонники этой теории старения и старости аргументируют свой вывод тем, что в природе всегда действовал и продолжает действовать закон естественного отбора, и поэтому старые особи в естественных условиях встречатся редко: прежде чем стать старыми, они либо погибают сами, либо их уничтожают свои же сосродичи. В живой организм генетически заложена биологическая активность, распространяющаяся только на период его так называемой биологической полезности.
"Непрограмированное" старение. Представители этой теории старения исходят из положения, согласно которому в процессе изменений, связанных со старением могут действовать и другие механизмы, не включенные в генетическую программу, которые оказывают "непрограммированное" воздействие на организм.
Биологические теории старения являются наиболее обоснованными и верифицированными. Однако не учитывают дифференциации двух аспектов старости - физического и психологического, и роль психологического фактора в удлинении человеческой жизни.
Социально-психологические подходы в теории старению и старости. Дж. Биррен, проанализировав литературу по старению, пришел к выводу: биологи обеспечивают определение старения чаще, чем психологи, а социологи никогда его не дают. При этом и психологи, и биологи используют показатель протяженности жизни как зависимой переменной. Биосоциальная сущность человека дает основание рассматривать личностно-психологические изменения позднего возраста как совокупность взаимовлияния биологического и социального в их генезисе. В соответствии авторы делят в теории старения процесс на три взаимосвязанных и взаимоперекрывающихся процесса:
Психологическое старение - как индивид представляет себе свой процесс старения (например, молодые люди могут чувствовать себя психологически более старыми). Ощущение старости реализуется в специфике отношения индивида к процессу своего старения при сравнении с процессом старения других людей. Здесь можно говорить о психологической асимметрии своей и "чужой" старости, когда индивиду представляется, что он стареет быстрее или медленнее, чем все остальные;
Биологическое старение - биологические изменения организма с возрастом (инволюция).
Биологический подход также акцентирует внимание на физиологической стороне старости, психологический - на мыслительных и психических аспектах старения,
Социальное старение - как индивид связывает старение с обществом; поведение и выполнение социальных ролей пожилыми. изучает старость в социальном контексте по трем направлениям:
Ø Индивидуальные переживания пожилого человека;
Ø Место пожилого человека в обществе;
Ø Проблемы теории старости и их разрешение на уровне социальной политики.
Таким образом, во всех этих подходах можно вычислить общие представления о вопросах, которые являются социально-психологическими.