Педагогические основы самоуправления




Тема 10

«Смоделировать систему ученического самоуправления в современной школе»

 

  1. Актуальность данного вопроса для современной школы

В концепции «Модернизация российского образования до 2020 года» особое внимание уделяется переходу образования на системную основу. Системный подход в организации воспитательного процесса предусматривает наличие и функционирование воспитательной системы в ОУ, важным структурным элементом которой является ученическое самоуправление.

В Федеральном законе «Об образовании» в статях 35 и 50 записано:

Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями.

Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др.

Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников.

Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и суждений.

В любом образовательном учреждении должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению основных задач, стоящим перед коллективом образовательного учреждения.

С точки зрения возрастных психологических особенностей для учащихся (особенно подросткового возраста) характерна повышенная восприимчивость к школьным и социальным событиям и явлениям. Они ориентированы на взаимодействие со сверстниками и взрослыми, готовы к изменениям, у них есть потребность в самоопределении и самоактуализации.

 

 

  1. Теория вопроса

Самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей, стоящих перед образовательным учреждением.

Цель школьного самоуправления: создание условий для освоения учащимися социальных ролей в рамках учебно-воспитательного процесса.

Задачи школьного самоуправления:

· участие школьников в управлении делами класса, школы;

· укрепление дисциплины и мотивации на учебную деятельность силами учащихся;

· формирование чувства ответственности;

· формирование ценностных ориентаций;

· развитие коммуникативной культуры;

· организация взаимопомощи в учебе, реализация задач самообслуживания и благоустройства образовательного пространства, организация досуга и т.д.

Функции ученического самоуправления по отношению к личности:

· адаптационная (обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе)

· интегративная (дает возможность сочетать индивидуальные и коллективные виды деятельности, объединяет усилия педагогов, родителей, учащихся для результативной совместной деятельности)

· прогностическая (помогает определять реальные перспективы развития школьного коллектива и отдельной личности на основе диагностических исследований и рефлексии) освоение управленческой культурой (появляется возможность осуществлять самостоятельный выбор, принимать решения и нести за них ответственность).

 

Система самоуправления разработана известным педагогом Н.П. Капустиным. Это трехуровневая система самоуправления, которая принята многими образовательными учреждениями.

· Первый уровень классное самоуправление. Это наличие рабочих органов по видам деятельности (называются комиссиями, советами) Из председателей комиссий состоит совет класса. Есть председатель совета класса. Высшим органом самоуправления является собрание учащихся класса.

· Второй уровень: школьное ученическое самоуправление. Его основа - те же органы, состоящие из председателей одноименных классных органов. Школьные комиссии возглавляет председатель и у него есть заместитель. Все они составляют школьный совет, который курируется организатором воспитательной работы или педагогами школы. У совета есть определенные функции по управлению всей жизнедеятельностью коллектива учащихся.

· Третий уровень: школьное самоуправление. В основе его совет школы (учащиеся школы, педагоги, родители). Его функции – улучшение школьной жизни, принятие решение, моделирование перспектив развития.

 

Принципы школьного самоуправления:

  1. Педагогическое руководство, обеспечивающее целенаправленное развитие детского самоуправления.
  2. Предметность деятельности. Системообразующим фактором самоуправления выступает цель деятельности. Есть деятельность – есть самоуправление. Важно, чтобы цели деятельности не были привнесены, придуманы вне ученического коллектива. Цели деятельности должны вытекать из актуальных потребностей этого коллектива.
  3. Единое планирование как основа механизма включения в организацию внутришкольной жизни всех участников педагогического процесса (членов администрации, педагогов, учащихся, родителей, представителей шефских организаций).
  4. Выборность органов самоуправления. Должно быть разработано и действовать положение (Устав) о структуре, функциях, порядке выборов и перевыборов органов самоуправления.
  5. Сменяемость функций членов органов самоуправления. Принцип руководства и подчинения.
  6. Построение руководства снизу вверх.
  7. Участие всех учащихся общеобразовательного учреждения в системе самоуправления.
  8. Согласие. Разногласие уместны до принятия решения, после принятия все участники процесса неукоснительно ему следуют.

 

 

Педагогические основы самоуправления

 

Основой системы самоуправления является деятельность разнообразных, временно действующих инициативных групп. При этом деятельность на общее благо – первична, органы самоуправления – вторичны, так как могут возникунуть только на ее основе. Они должны быть достаточно разнообразными и гибкими, постоянными и временными, обновляемыми и ситуативными.

Возможны такие органы:

  • Представительные. Они состоят из доверенных лиц коллектива
  • Совещательные. В них главное – обсуждение проблем и совместный поиск решений
  • Деятельностные. Профильные – по разным делам.

 

 


В работе органов ученического самоуправления есть две этико-педагогические проблемы:

    • активность и самостоятельность учащихся во взаимодействии с педагогическим руководством;
    • самостоятельность как свобода и детский произвол, который иногда возникает, если эта свобода понимается как вседозволенность.

Для методической помощи классным руководителям уместно привести примерный перечень возможных поручений для учащихся класса:

· председатель совета класса;

· комиссии (отделы, секторы): учебная, культуры и спорта, досуговая, трудовая или санитарная, художественно-оформительская, финансовая,

В классе может быть организована деятельность пресс-центра, библиотекаря, художественного руководителя, фотокорреспондента, летописца. Могут быть выбраны ответственный за дежурство по школе и классу.

Система поручений – это система прав и обязанностей каждого члена коллектива. Это школа руководства и подчинения, школа освоения демократических основ жизни.

В связи с развитием самоуправления в современных образовательных учреждениях актуальной является задача подготовки актива. Каждому школьнику надо создать условия для самоактуализации, а, значит, ему надо познать культуру руководящей деятельности. Кроме того, надо у каждого школьника развивать качества лидера.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: