Источники статьи «Мышление подростков, мышление в подростковом возрасте»




 

[1] Arnett J. Emerging Adulthood: What Is It, and What Is It Good For? // Child Development Perspectives. – 2007. – № 1. – P. 68.

[2] Choudhury S., Blakemore S., Charman T. Social cognitive development during adolescence // Social Cognitive and Affective Neuroscience. – 2006. – № 1. – P. 166. – Режим доступа: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2555426/?tool=pmcentrez

[3] Choudhury S., Blakemore S., Charman T. Social cognitive development during adolescence // Social Cognitive and Affective Neuroscience. – 2006. – № 1. – P. 166. – Режим доступа: http: www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2555426/pdf/nsl024.pdf

[4] Casey B., Getz S., Galvan A. The adolescent brain // Developmental Review. – 2008. – № 28. – P. 64.

[5] Kali R., Ferrer E. Processing speed in childhood and adolescence: Longitudinal models for examining developmental change // Child Development. – 2007. – № 78. – P. 1762.

[6] Rankin J., Lane D., Gibbons, F., Gerrard M. Adolescent self-consciousness: longitudinal age changes and gender differences in two cohorts // Journal of Research on Adolescence. – 2004. — № 14. – P. 16.

[7] Steinberg L. Adolescence. NY: McGraw-Hill, 2008. – P. 287.

[8] Там же, P. 270.

 

Автор статьи: Дмитрий Седов. 31.10.2012 г.

 

1) https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/63.php

2) https://www.litmir.co/br/?b=193620&p=64

3) Посмотреть в книгах и почитать и выделить главное

 

Практическое задание:
1. Провести диагностику на одном подростке уровня умственного развития при помощи методики ГТИ (групповой интеллектуальный тест);

https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/03/11/psikhodiagnostika-gruppovoy-intellektualnyy-test
2. Результаты исследования оформить в виде заключения. (см. Источник 6)

 

ДОМАШКА

1) Лукьяненко: табл – сравнит анализ изучение подростк возраста в отечеств и заруб психологии) вот по распечатке кр сделать!

- вопрос с семинара(обратотать и распечатать)

- практ задание – спросить у группы и не делать если че

КР(распечатать и выучить)

Вопросы для обсуждения:

1) Классические исследования подросткового и юношеского возраста в первой половине ХХ в. (Ст.Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Гецер Г., Штерн Э.);

 

Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Многие из рассмотренных ранее концепций детского развития вновь приходят в столкновение и проявляют себя в области психологии подростка. Поскольку черты отрочества и юности, по признанию самих исследователей, не выявлены, скомканы и бедны у детей из пролетарской среды, то чистое, полное и развернутое протекание этого периода развития можно наблюдать только у детей образованных слоев общества. Именно поэтому наиболее яркие психологические концепции подросткового возраста строились на основе изучения буржуазного подростка начала ХХ в. - "подростка в идеале". Их анализ позволит очертить круг вопросов, имеющих непосредственное отношение к этому возрасту, описать его симптоматику, увидеть стабильное и исторически изменчивое в психологии подростка, различить феномены и их интерпретацию в разных научных концепциях, лучше уяснить подход к проблеме подросткового возраста, который намечается в русле культурно-исторической теории Л.С. Выготского.
В соответствии с теорией рекапитуляции, Ст. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством - эпохой охоты и собирательства - и взрослым состоянием - эпохой развитой цивилизации. По мнению Ст. Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Его представление о "бунтующем" отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию.

Ст. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков: чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью,

высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью,

тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность - в умственное равнодушие, страсть к чтению - в пренебрежение к нему, стремление к реформаторству - в любовь к рутине, увлечение наблюдениями - в бесконечные рассуждения.

Ст. Холл по праву назвал это периодом "бури и натиска". Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который, человек приобретает "чувство индивидуальности".
Двухтомная монография Ст. Холла о подростковом возрасте впервые была опубликована в 1904 г. и с тех пор многократно переиздавалась. Его называют отцом психологии переходного возраста, так как он первый предложил концепцию, объясняющую данное явление, и очертил круг проблем, связанных с этим возрастом. Представления Ст. Холла о переходности, промежуточности данного периода развития, о кризисных, негативных аспектах этого возраста и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста.
Другой крупный исследователь подросткового возраста, немецкий философ и психолог Э. Шпрангер в 1924 г. выпустил книгу "Психология юношеского возраста", которая не потеряла своего значения до сих пор. Э. Шпрангер рассматривал подростковый возраст внутри юношеского, границы которого он определял 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Первая фаза этого возраста - собственно подростковая - ограничивается 14-17 годами. Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости.
Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, - это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.

Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый возраст является периодом "бури и натиска", Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества.

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я".

Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, - открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Это возраст мечтаний, неясных стремлений, неудовлетворенности, пессимистических настроений; возраст повышенной нервозности и максимума самоубийств. Э. Шпрангер объясняет это явление тем, что подросток стоит перед близкой перспективой занять определенное, но не удовлетворяющее его положение в обществе.
Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентаций, мировоззрения подростков.
Э. Шпрангер попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека - любовь и ее проявления в подростковом и юношеском возрастах. Он дал психологическое описание двух сторон любви - эротики и сексуальности, которые в качестве переживаний глубоко отличаются друг от друга и, по Э. Шпрангеру, принадлежат разным слоям психики (Шпрангер Э.,1931).

Э. Шпрангер выделяет три ступени эротических переживаний.

Первая - вчувствование, когда юный человек по мере своего созревания научается воспринимать внутреннюю, одухотворенную красоту.

Вторая - психическое понимание, которое "воспринимает другого как духовное образование, как определенную осмысленную форму" (Там же. С. 99).

И третья - понимающая симпатия - "созвучие душ, покоящееся на эстетическом отношении, но основывающееся также и на совместном переживании глубоких ценностей" (Там же).

Для подростка вера в идеал отождествляется с верой в любимого человека. "Источником силы юношеского эроса, - пишет Э. Шпрангер, - во всех его формах является в большей мере собственная внутренняя жизнь, чем реальное лицо, на которое он направлен" (Там же. С. 101).
Сексуальность, по Э. Шпрангеру, означает комплекс психических и телесных переживаний и влечений, характеризующихся специфическим чувственным наслаждением. Первое появление сексуально окрашенных переживаний связано, как отмечает Э. Шпрангер, с чувством ужаса, страха перед чем-то таинственным и незнакомым. Сюда же примешивается чувство стыда, связанное с переживанием хотя и не совсем ясных, но запрещенных вещей. Дискомфорт и чувство неполноценности подростка, вызванные этими переживаниями, могут проявиться "не только в страхе перед миром (чувство мировой скорби и меланхолия являются его смягченными формами), но и в глубоком укореняющемся страхе перед людьми, вплоть до подлинной враждебности к людям (ее смягченная форма - робость и застенчивость)" (Там же. С. 107). Источники страха, по мнению Э. Шпрангера, надо искать в том, как воздействуют сексуально окрашенные переживания на духовную сферу. Он отмечает: "то, что создает кризис, а именно лихорадочное, знойное возбуждение, все снова и снова манящее к себе, исходит не от физической стороны, а от сопровождающей ее фантазии" (Там же. С. 110).
Помочь подростку справиться со всеми страхами и кризисными состояниями может, как отмечает Э. Шпрангер, лишь большая, чистая любовь и сила идеальных стремлений, которые должны быть пробуждены до этого "эротического порыва". По мнению Э. Шпрангера, в сознании подростка эротика и сексуальность в переживании резко отделены друг от друга. При сексуализации эротического в переходном возрасте, по мысли Э. Шпрангера, может быть разрушена, причем необратимо, идеальная любовь. Вследствие того, что с сексуальной стороны подросток еще недостаточно развит, полная сексуализация эротического может и не произойти. Согласованность эротики и сексуальности "в одном большом переживании и связанным с ним акте оплодотворения" считается "симптомом зрелости" (Хрест. 9.5).
В то же самое время русский религиозный мыслитель и профессор психологии В.В. Зеньковский в беседах с юношеством пояснял, что в период полового созревания во всем существе подростка впервые происходит основное расщепление. На одном полюсе сосредотачивается сексуальность, охватывающая его телесную сторону. На другом полюсе выступает эрос, т.е. искание любви, "озаряющее душу поэтической мечтой о любимом существе". По его словам, эрос прорывается первоначально в меланхолической мечтательности, в юной задумчивости, в чтении романов. Девочки ищут общества мальчиков, начинают усиленно заботиться о своей внешности, хотят "нравиться", мальчики стремятся казаться старше своих лет, подражают тому, кто кажется им ярким человеком, "играют во влюбленность". Расхождение сексуальности и эроса в подростковом возрасте носит временный характер, ибо в человеке неотвратимо и непреодолимо живет потребность внутреннего соединения сексуальности и движений любви. Нормальное осуществление этой потребности достигается в семье, благодаря жизни в браке (Зеньковский В.В., 2001).
Поиск биологического смысла подросткового возраста представлен в работе Ш. Бюлер (Бюлер Ш., 1931). Ш. Бюлер выводит из полового созревания все особенности подростка и юноши. Подростковый возраст определяется ею на основе понятия пубертатности.
Пубертатный период - это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Период до начала пубертатности Ш. Бюлер называет детством человека, а заключительную часть пубертатного периода - юностью. Фаза пубертатности, созревания, обнаруживается у человека в особых психических явлениях, которые Ш. Бюлер называет психической пубертатностью, появляющейся еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжающейся долгое время после него.
Психическая пубертатность, по Ш. Бюлер, связана с вызреванием особой биологической потребности - "потребности в дополнении". Именно в этом жизненном явлении и лежат, по ее мнению, корни тех переживаний, которые характерны для подросткового возраста. Внешнее и внутреннее возбуждение, которым сопровождается созревание, должно вывести подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия, побудить его к поискам и сближению с существом другого пола. Явления, сопровождающие созревание, должны сделать человека ищущим, неудовлетворенным в своей замкнутости, и его "Я" должно быть раскрыто для встречи с "Ты" (Там же. С. 39). Ш. Бюлер указывает, что в основе полового инстинкта лежит "потребность в дополнении", "стремление к другому". Потребность в дополнении вырывает ребенка из прежней жизни, прежней среды и вызывает в нем стремление к новому - более широким и более сложным формам жизни, пишет Ш. Бюлер. Подростковый возраст - это возраст искания друга. Она отличает психическую пубертатность от телесной. По ее мнению, с ростом культуры происходит удлинение периода психической пубертатности, что и является причиной многих трудностей, связанных с этим периодом жизни.
Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек - между 13 и 15 годами. Разумеется, существуют отличия между городом и деревней, между отдельными странами, большое влияние оказывает климат. Нижней границей нормального начала пубертатности следует считать 10-11 лет, верхней - 18 лет. При более раннем или более позднем начале созревания, подчеркивала Ш. Бюлер, мы имеем дело с патологическими случаями. Средняя норма лежит посередине.
Психические симптомы переходного возраста начинаются, как правило, значительно раньше. Отдельные "психические симптомы" появляются уже в 10-12 лет: подростки необузданны и драчливы, игры более старших подростков им еще непонятны, а для детских игр они считают себя слишком большими. Проникнуться личным самолюбием и высокими идеалами они еще не могут, и в то же время у них нет детского подчинения авторитету. Эта фаза является, по Ш. Бюлер, прелюдией к периоду психической пубертатности.
За этой фазой следуют две главные фазы, которые Ш. Бюлер называет пубертатной стадией и юностью. Граница между ними проходит в 17 лет. Превращение подростка в юношу проявляется в изменении основной установки по отношению к окружающему миру: за жизнеотрицанием, присущим пубертатной стадии, следует жизнеутверждение, характеризующее юношескую.
Основные черты негативной фазы, отмеченные Ш. Бюлер, - это "повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легковозбудимое состояние", а также "физическое и душевное недомогание", которое находит свое выражение в драчливости и капризах. Подростки неудовлетворены собой, их неудовлетворенность переносится на окружающий мир. Ш. Бюлер пишет: "Они чувствуют, что их состояние безотрадно, что их поведение дурно, они чувствуют, что их требования и их бессердечные поступки не оправдываются обстоятельствами, они хотят стать другими, но их тело, их существо не подчиняется им. Они должны бушевать и кричать, проклинать и насмехаться, хвастаться и сердиться, даже если они сами замечают странность и некрасивость своего поведения" (Бюлер Ш., 1931. С. 42). Безрадостным называет Ш. Бюлер это время для зреющего человека.
Ш. Бюлер отмечает далее, что ненависть к себе и враждебность к окружающему миру могут присутствовать одновременно, находясь в связи одна с другой, а могут чередоваться, приводя подростка к мысли о самоубийстве. К этому присоединяется еще и ряд новых внутренних влечений "к тайному, запрещенному, необычному, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни" (Там же. С. 43). Непослушание, занятие запрещенными делами обладают в этот период особой притягательной силой. Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятным в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К этому присовокупляются разочарования. "Всюду воспринимается, прежде всего, отрицательное", - указывает Ш. Бюлер. Как наиболее обычные способы поведения она описывает "пассивную меланхолию" и "агрессивную самозащиту". Следствие всех этих явлений - общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним и различного рода асоциальные поступки. Все это отмечается в начале фазы. Общая продолжительность негативной фазы у девочек от 11 до 13 лет, у мальчиков от 14 до 16 лет. Окончание негативной фазы характеризуется завершением телесного созревания. Правда, общее беспокойство еще остается, но это уже "не столько беспокойство отчаяния, возникающее помимо и даже против воли и отнимающее силы, сколько радость растущей мощи, душевной и телесной творческой энергии, радость юности и роста" (Там же. С. 44). И здесь начинается вторая фаза - позитивная.
Позитивная фаза приходит постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив. На первое место Ш. Бюлер ставит переживание природы - как сознательное переживание чего-то прекрасного. При благоприятных условиях источниками радости служат искусство и наука. "Широкий мир ценностей, служащий для взрослого человека источником высокого счастья, раскрывается впервые, как какое-то откровение, на пороге юности" (Там же. С. 45). Ко всему этому присоединяется любовь, теперь уже сознательно направленная на дополняющее "Ты". "Любовь дает выход самому тяжелому напряжению", - отмечает Ш. Бюлер.
Конечно, нельзя говорить о том, что в негативной фазе присутствуют исключительно мрачные стороны, а в позитивной - исключительно положительные. Ш. Бюлер пишет: "Стремление к деятельности и одушевление, мечтательное обожание и сексуально неосознанные любовные порывы являются чрезвычайно характерными положительными проявлениями первой стадии, и обратно - радостное жизнеощущение юности часто уже омрачается разочарованиями, повседневными обязанностями, мыслями о профессии имировоззрении, страстями и заботами о куске хлеба" (Там же).
Говоря о верхней границе юношеского возраста, Ш. Бюлер отмечает, что она относится к 21 или 24 годам, так как в это время наблюдается относительная стабилизация характера и определенные черты зрелости.
Она писала: "Первый период бури и натиска в это время уже отзвучал, стало ясным общее направление будущей жизни, выбрана определенная точка опоры, и интенсивность первых усилий и исканий, связанных с мировоззрением, профессией и формированием собственной личности, ослабевает, уступая место более спокойному темпу прогресса. Первые мощные переживания любви, природы, искусства, творчества уже испытаны, первое общее социальное оформление уже произошло. Самый бурный период жизненного развития человека лежит позади" (Там же. С. 46).
В работе Ш. Бюлер сделана попытка рассмотреть пубертатный возраст в единстве органического созревания и психического развития. Однако ее понимание подросткового возраста вызвало критические замечания со стороны П.П. Блонского. Авторы подобных исследований, подчеркивал он, забывают, что половое созревание, хотя и очень существенный, но не самый основной факт. П.П. Блонский назвал концепцию Ш. Бюлер "образцом сентиментально-романтического теоретизирования".
Исследование Г. Гецер содержит интересные данные, связанные с переходом от негативной фазы пубертатного периода к позитивной (Гецер Г., 1931).
Первым признаком завершения негативной фазы Г. Гецер считает повышение продуктивности, отмечая, что у 70% девочек первой продуктивной работой была литературная работа: писание писем, ведение дневников, стихосложение. Нужно сказать, что у девочек, которые до негативной фазы занимались литературным творчеством, в период негативной фазы это творчество прерывалось. Рассматривая течение негативной фазы у мальчиков, Г. Гецер отмечает, что во время негативной фазы у мальчиков возникает "тоска по другу", но она, так сказать, еще пассивна. К концу негативной фазы подросток активно ищет друга и находит его, хотя впоследствии их дружеские отношения могут и не сохраниться. Ссылаясь на Ш. Бюлер, Г. Гецер пишет о том, что в заключение негативной фазы наступает так называемая стадия мечтательности, которая находится во временном промежутке от 13 до 16 лет.

Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности (Штерн Э., 1931 а, 1931 б). Центральной проблемой всякой психологии, по его мнению, должна быть проблема человеческой личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. Вслед за Э. Шпрангером, Э. Штерн попытался изменить старую поговорку ("Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу тебе, кто ты"), придав ей другое значение ("Скажи мне, что для тебя ценно, что ты переживаешь как наивысшую ценность твоей жизни, и я скажу тебе, кто ты").
В зависимости от того, какая ценность переживается как наивысшая, определяющая жизнь, совершенно по-разному формируется личность.

Переживаемые ценности обусловливают тип человеческой личности. Э. Штерн описал шесть таких типов:

теоретический тип - личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности;

эстетический тип - личность, для которой объективное познание чуждо, она стремится постигнуть единичный случай и "исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями";

экономический тип - жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление "с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата";

социальный - "смысл жизни составляют любовь, общение и жизнь для других людей";

политический - для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию;

религиозный - такая личность соотносит "всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира".

Определяя каждый из типов, Э. Штерн отнюдь не считает, что в жизни личности существует только одно направление ценностей. Напротив, - пишет он, - все направления ценностей заложены в каждой индивидуальности. Но какое-либо одно из этих переживаний различных ценностей приобретает руководящее значение и преимущественно определяет жизнь.
Как и другие его современники, Э. Штерн сравнивал период юности у рабочей и буржуазной молодежи. Он считал, что рабочая молодежь из-за того, что ей необходимо очень рано заботиться о заработке, практически не имеет настоящей юности. Поэтому рабочие подростки имеют преимущественно политическую и экономическую жизненные установки, в отличие от буржуазной молодежи, которая имеет возможность получать настоящее образование, развивать свое "Я".
По Э. Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Э. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и подбирает для него новое понятие - "серьезная игра" (Хрест. 9.1). Подросток, считает он, смотрит с известным пренебрежением на детские игры; с игрушкой, еще недавно очень любимой, он уже не хочет иметь дела. Все, за что он принимается, носит серьезный характер, его намерения также очень серьезны. Но при этом все, что он делает, - еще не вполне серьезное дело, а только предварительная проба. О "серьезной игре", по Э. Штерну, можно говорить в том случае, когда налицо субъективная серьезность, которой еще не соответствует объективно серьезное содержание деятельности. Примерами серьезной игры могут служить игры любовного характера (кокетство, флирт, мечтательное поклонение); выбор профессии и подготовка к ней; занятия спортом и участие в юношеских организациях. Серьезная игра особенно важна для развития подростка, так как в ней подросток учится умерять свои цели, закалять свои силы, устанавливать отношение к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он должен разобраться.
Согласно взглядам Э. Штерна, человек остается молодым до тех пор, пока он к чему-то стремится, пока он имеет перед собой цель, пока он знает, что за стадией, которую он достиг, есть другая, высшая. Молодой человек должен оставаться вечно ищущим, знающим, что он ищет или должен искать. В качестве наследия от юности каждый человек должен перенести в период зрелости вечные стремления и искания и в этом смысле оставаться вечно молодым.
Классические исследования подросткового возраста касаются развития личности в определенный исторический период, период первой трети XX в., когда детская психология формировалась как самостоятельная наука, оставаясь, как уже отмечалось, под влиянием биологизаторских идей. Особенно ярко это проявилось в трактовке одного из самых трудных психологических возрастов - подросткового. Психологические изменения, происходящие в развитии личности подростка, исследователи связывали, прежде всего, с процессом полового созревания.

 

2) Классические исследования подросткового и юношеского возраста во второй половине ХХ в. начало XXI в.. (Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Д. Элкинд, Р. Энрайт, Кле М., Ремшмидт Х., Райс Ф., Шэффер Д.);

Во второй половине века исследователи углубили понимание роли среды в развитии подростка, подтвердили важность общества для конструктивного развития индивида.
Так, Э. Эриксон, считавший подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии.
Э. Эриксон подробно проанализировал этот процесс в книге, посвященной религиозному реформатору XVI в. Мартину Лютеру. Характеризуя кризис идентичности Лютера, он подчеркивал, что детство Лютера было крайне сложным и противоречивым. Атмосфера в доме была тяжелой, постоянно присутствовал страх разорения и физической гибели в рудниках. Взаимоотношения членов семьи тоже были непростыми. Характер отца Мартина Лютера был крайне деспотичным и неустойчивым: вспышки гнева сменялись сентиментальностью. Мать, находясь в полном подчинении у отца, была подавленной и забитой женщиной, поэтому ее женские и материнские качества были выражены слабо, что не могло не повлиять на развитие личности Лютера и на формирование его мировоззрения. Надо отметить, что описанные черты детства были вполне типичны для многих бюргерских семей того времени. Отношение Лютера к отцу было глубоко амбивалентным, что выражалось в постоянном колебании между бунтом и подчинением. Пытаясь преодолеть внутреннюю зависимость от отца, Лютер в 22 года бросает Эрфуртский университет, где к тому времени он уже стал магистром искусств, и против воли отца уходит в монастырь. Но и в монастыре юноша не находит разрешения мучающих его вопросов, так как соблюдение монашеских обетов связало его новыми "цепями" зависимости. К тому же внутренняя зависимость от отца оставалась с ним. Но молодой Лютер находит способ решения своего конфликта, расширяя его вовне. Он разрешает свой личный конфликт с отцом через новый тип отношений - отношений с "Отцом Небесным", "без посредничества церкви и папы, через новую постановку проблем власти - светской и духовной - и личной моральной ответственности". Отказавшись от церковных авторитетов, Лютер провозгласил высшим критерием религиозный опыт каждого отдельного человека. Так, разрешение личного кризиса, результатом которого стало обретение собственной идентичности, совпав во времени с глубокими социальными противоречиями, достигло уровня нового религиозного мировоззрения. Реформация стала идеологией новой эпохи. "Такое совпадение (с историческим кризисом), если оно сочетается с дальнейшим совершенствованием высокой личной одаренности, как раз и создает историческое "величие", - писал Э. Эриксон в книге "Молодой Лютер" (Эриксон Э., 1996. С. 35).
Анализ биографий выдающихся людей, представленный в книгах Э. Эриксона, показывает, что каждый человек в переходный период от детства к взрослости стоит перед проблемами своего времени и должен совершить выбор. В этой связи Э. Эриксон замечает: "Я без всякого смущения при любом анализируемом материале проявил бы симпатию и эмпатию к молодому человеку (отнюдь не всегда заслуживающему любви), который относится к проблемам человеческого существования с точки зрения новейших идей его времени". И далее он пишет: "В некоторые периоды своей истории и в некоторых фазах своего жизненного пути человек нуждается в новой идеологической ориентации также сильно и остро, как он нуждается в воздухе и пище" (Там же. С. 48). Под идеологией Э. Эриксон как психолог понимает бессознательную тенденцию, свойственную человеку, подгонять в определенное время факты к идеям и идеи к фактам, чтобы создать картину мира, достаточно убедительную для поддержания чувства коллективной и индивидуальной идентичности (Там же).
Идентичность - одно из центральных понятий современной психологии развития - многозначно по своему значению. Существует несколько определений этого понятия.
Так, согласно словарному определению, идентичность - это одинаковость, схожесть, тождество, единообразие. В теории Э. Эриксона идентичность - это чувство внутренней преемственности, константность самости в потоке постоянных временных изменений, метаморфоз личностного развития. Это субъективное переживание: "Я тот же самый".
Другое его определение. Идентичность - это самоопределение себя на основе социокультурных норм и ценностей, носителями которых являются другие люди и социальные группы. Идентичность здесь - это итог социализации личности, определение своего места в системе социальных отношений, которое можно выразить словами: "Я часть групповой общности".
Третье определение идентичности, встречающееся в работах некоторых авторов: идентичность - идеал саморазвития, критерий психического здоровья, поиск и открытие жизненного смысла своей индивидуальности, условие самоактуализации (А. Маслоу, Х. Когут и др.).
Еще одно определение. Идентичность - это итог согласования двух линий развития личности - индивидуальной и социальной. Это гармония "Я-образа" и "Я, реализованного в социальной роли." Здесь существенное значение имеет подтверждение индивидуального варианта идентичности референтным окружением. Как пишет Э. Эриксон, только в том случае, если идентичность подтверждается другими, она реальна и для самого индивида. Или, другими словами: " Мы узнаем себя по отражению в зеркале, каковым являются другие люди".
Наконец, последнее, но не окончательное определение. Идентичность - текущее переживание "Я-целостности", интегратор новообразований в самосознании.
По отношению к психологии подростка, понятие "идентичность" включает в себя такие характерные черты этого возраста, как открытие, нахождение и подчеркивание своего Я, самооформление, самоизображение, самооценка, самонаблюдение, которые были выявлены и описаны исследователями в первой половине ХХ в. Однако существенное различие состоит в том, что в настоящее время многими авторами подчеркивается не столько биологическая, сколько социокультурная детерминанта развития личности в подростковом возрасте.
В другой известной научной концепции - концепции Ж. Пиаже - в подростковом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для создания программы жизни необходимо развитие гипотетико-дедуктивного, то есть формального мышления. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются. Только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса адаптации и указывает на окончательный переход к взрослому состоянию.
В возрасте от 11-12 лет и до 14-15 лет возникает новая форма эгоцентризма. Ж. Пиаже назвал ее "наивным идеализмом" подростка, стремящегося к переустройству мира. Достигнув формально-операциональной стадии в развитии мышления, подросток начинает рассуждать на основе гипотез и предположений не только о том, что есть на самом деле, но и о том, что только может быть. Он освобождается от конкретной привязанности к объектам, данным в поле восприятия, и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. При этом он приписывает своему мышлению неограниченную силу, поэтому любые мечты не кажутся ему фантазией.
Как следует из сказанного, внимание Ж. Пиаже привлекала когнитивная сфера в развитии личности подростка. Развивая идеи Ж. Пиаже, американский психолог Д. Элкинд выявил новые аспекты подросткового эгоцентризма, в большей степени затрагивающие развитие личности. Он заметил, что формальные операции наделяют подростков способностью к рефлексии и позволяют ему получать представление не только о собственном мышлении, но и о мышлении других людей. При этом подросток еще недостаточно хорошо различает объекты, на которые направлено его собственное мышление, и объекты, на которые направлено мышление других людей.
Из-за тех серьезных психофизиологических изменений, которые происходят с подростком в этом возрасте, он более всего интересуется собой. Соответственно он думает, что другие люди озабочены его поведением и внешним видом так же, как и он сам. Именно это убеждение Д. Элкинд обозначает термином - "воображаемая аудитория" и рассматривает его как одно из основных проявлений эгоцентризма в подростковом возрасте. Подросток настойчиво пытается предвосхитить реакции других людей на самого себя. Однако эти предвосхищения зависят от того, как сам подросток относится к себе. По его мнению, другие люди будут относиться к нему точно так же, как и он сам. В силу этих причин подросток постоянно конструирует "воображаемую аудиторию", центром внимания которой он сам и является. Понятие "воображаемая аудитория", по мнению Д. Элкинда, позволяет объяснить такие феномены подросткового поведения, как стремление к уединению, нежелание подростка открывать другому свои переживания, застенчивость и т.п. Поведение подростка является реакцией на ощущение, что он постоянно находится перед критическим взором других людей. Аффект, особенно часто переживаемый подростком, это - стыд как проявление реакции на постоянное внимание со стороны "воображаемой аудитории".
В то время как подростку не удается отличить предмет своего мышления от предмета мысли других, он очень хорошо дифференцирует собственные чувства. Подросток оценивает себя и особенно свои чувства как нечто уникальное, особенное. Только он может так страдать, любить, ненавидеть. Попытки многих родителей сблизиться со своими детьми отвергаются ими со словами: "Ты все равно не поймешь, что я чувствую!" Эту веру в уникальность своих переживаний в подростковом возрасте Д. Элкинд назвал "личным мифом". "Личный миф" - это история, которую подросток рассказывает себе о себе же самом, но которая не является правдой. Д. Элкинд считает "личный миф" вторым компонентом эгоцентризма в подростковом возрасте. "Личный миф" наиболее ярко проявляется в подростковых дневниках, а также в тенденции к вере в личного Бога. По словам Д. Элкинда, стремление подростка к уединению и вера в свою исключительность приводят к установлению отношений с Богом как доверенным лицом, к которому подросток обращается не с просьбой о подарках, как в более ранних возрастах, а за поддержк



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: