Мышление подростков, мышление в подростковом возрасте. Наука, изучая развитие подростков, определяет подростковый возраст с биологической точки зрения, то есть, как физический переход к наступлению половой зрелости и прекращением физического роста; с психологической, так как происходят изменения в способности к абстрактному мышлению и нескольких других изменениях; или с социальной точки зрения как период подготовки к взрослой роли.
Основные пубертатные (переходные) и биологические изменения включают в себя изменения в половых органах, росте, весе и мышечной массе, а также основные изменения в структуре мозга и его организации. Когнитивные (познавательные) изменения охватывают как увеличение объема знаний и способности к абстрактному мышлению, так и более эффективной способности рассуждать. В этой статье рассмотрим результаты научных исследований охватывающих мышление подростков, мышление в подростковом возрасте.
Мозг человека всё ещё полностью не развит, когда человек достигает половой зрелости. В возрасте от 10 до 25 лет, мозг продолжает подвергаться изменениям, которые имеют очень важное значение для поведения подростка, о которых мы поговорим ниже.
Подростковый возраст является временем быстрого когнитивного (познавательного) развития, т.е. время бурного развития мышления подростков. Швейцарский психолог Жан Пиаже описывает юность как этап жизни, в котором мысли человека начинают принимать более абстрактную форму и начинают снижаться эгоцентрические мысли. Это позволяет молодому человеку думать и рассуждать в более широкой перспективе. Исследования, сочетающие поведенческие и функциональные магнитно-резонансные томографии (МРТ) показали, что познавательные навыки, которые позволяют контролировать и координировать мысли и поведение, связанны, как правило, с префронтальной корой (совокупность областей лобных долей). Поэтому мысли, идеи и концепции, разработанные в этот период жизни существенно влияют на всю будущую жизнь, играя важную роль в характере и формировании личности.
|
Мозг достигает 90% своего взрослого размера к тому времени, когда человеку исполняется шесть лет. Таким образом, мозг значительно не увеличиваются в размерах в подростковом возрасте. Тем не менее, складки в мозге становятся все более сложными к концу подросткового возраста. Наиболее значительные изменения в складках мозга в это время происходят в участках коры, отвечающие за процесс обработки когнитивной и эмоциональной информации.
Биологические изменения в структуре мозга и связях в мозгу напрямую связаны с увеличением опыта, знаний и изменениях в социальных требованиях. Возраст, в котором происходят эти изменения, индивидуален для каждого человека, но эти изменения, рассматривающиеся ниже, обычно начинаются в период полового созревания или вскоре после него вместе с некоторыми навыками, развивающимися в подростковом возрасте.
Подростковое мышление, мышление подростков, мышление в подростковом возрасте
Есть две точки зрения на подростковое мышление. Одной из них является конструктивистская точка зрения когнитивного развития. На основе работы Пиаже и Д.Б. Эльконина, она выдвигает гипотезу, что когнитивные улучшения, т.е. развитие мышления у подростков относительно внезапны и резки. Вторая точка зрения вытекает из изучения искусственного интеллекта и попытки объяснить когнитивное развитие с точки зрения роста отдельных компонентов мыслительного процесса.
|
К тому времени, когда человек достигает около 15 лет, его основные способности мышления сопоставимы со взрослыми. Эти улучшения происходят в пяти областях: внимание, память, скорость обработки данных и самоконтроль.
Улучшения наблюдаются в избирательном внимании, процесс которого сосредоточен на одном стимуле, а также в раздельном внимании – способности обращать внимание на два или более стимулов. Улучшения видны и в оперативной памяти, и долговременной памяти.
Подростки думают быстрее, чем дети. Скорость обработки резко растет в возрасте от пяти лет и до среднего подросткового возраста. Скорость повышения эффективности обработки данных начинает останавливаться в возрасте 15 лет и не изменяется до конца подросткового и взрослого возраста.
Подростки более осведомлены о своих собственных мыслительных процессах и могут использовать мнемонические техники и другие стратегии, которые позволяют думать более эффективно. Поэтому важной ролью социально-психологических служб при работе с подростками, является просвещение о подобных техниках. Сюда можно включить мнемотехнику, решение разнообразных логических задач, в некоторой степени тайм-менеджмент или энерджи-менеджмент.
Мышление подростков не так сильно связано с конкретными событиями по сравнению с детьми: они могут рассматривать возможности, которые в настоящее время не существуют. У подростков повышается качество дедуктивого рассуждения, что приводит к развитию гипотетического мышления. Это дает возможность заранее планировать, видеть будущие последствия действий и альтернативные объяснения событий. Это также делает подростков более опытными участниками дебатов, так как они могут ставить себя на место оппонента. Подростки также более глубоко понимают теорию вероятностей.
|
Появление более систематического, абстрактного мышления имеет один примечательный аспект когнитивного развития, развития мышления в подростковом возрасте. Например, подростки легче, чем дети, понимают высшую абстрактную логику, которым присуща игра слов, а также пословицы, метафоры и аналогии. Такие изменения в когнитивном познании позволяют увеличить богатство языка и начать понимать такие жанры как сатира, метафора и сарказм. Дети в возрасте до девяти лет часто вообще не могут понять сарказм. Эти изменения также позволяют качественно рассуждать, применяя логику в социальной и идеологической сферах, а также в таких вопросах, как межличностные отношения, политика, философия, религия, нравственность, дружба, вера, демократия, справедливость и честность.
Третий выигрыш в познавательных способностях предполагает способность мыслить о самом мышлении и сам этот процесс называют «метапознанием». Зачастую он включает в себя мониторинг собственной познавательной деятельности во время своего мыслительного процесса. Улучшение у подростков знания о собственных шаблонах мышления приводит к улучшению самоконтроля и более эффективному обучению. Эти процессы важны и в социальном познании, так как в результате повышается самоанализ, самосознание и рационализация. Подростки гораздо лучше, чем дети могут понять, что люди не имеют полного контроля над их умственной деятельностью.
ПОДРОСТКОВЫЙ ЭГОЦЕНТРИЗМ,
Мышление подростков, мышление в подростковом возрасте
Однако способность к самоанализу может привести к двум формам подросткового эгоцентризма: мнимая аудитория (imaginary audience) и личная сказка (personal fable). Подростки настолько ориентированы на мнения других о себе, что независимо от того, где они находятся, подростки думают, что их внешнее поведение и внешний вид всегда находится под наблюдением как за актёром на сцене, и все взгляды зациклены на них и каждая деталь или ошибка будут замечены.
Феномен «личной сказки» связан с чрезмерной дифференциацией опыта своих чувств от других, что приводит к установке уникальности своих переживаний: «Никто меня не понимает», «Меня только что бросила девушка, которую я люблю и никто никогда не мог испытать ту грусть, которую я испытываю». Феномены «мнимой аудитории» и «личной сказки» достигают пика в возрасте пятнадцати лет, вместе с самосознанием.
Подростки достигают стадии развитости социального мышления, когда они могут понять, как мысли или действия одного человека могут влиять на другого человека, даже если они лично не взаимодействуют.
ПОДРОСТКИ И АВТОРИТЕТЫ,
Мышление подростков, мышление в подростковом возрасте
По сравнению с детьми, подростки, скорее всего, поставят под вопрос любое утверждение, и менее вероятно примут факты за абсолютную истину. Через опыт за пределами семейного круга, они узнают, что правила, которые они учили как абсолютные в семье, на самом деле имеют релятивистскую (относительную) природу. Они начинают различать правила, возникшие из здравого смысла, и те, которые основаны на культурно-относительных стандартах (кодексы этики, некоторые традиции и ритуалы), разграничение, которое младшие дети не делают. Это может привести к периоду сомнения в авторитетах во всех областях.
ПОДРОСТКИ И МУДРОСТЬ,
Мышление подростков, мышление в подростковом возрасте
Мудрость, или степень освоения знаний и подсознательного опыта, которое выражается в способности уместного применения их в обществе в зависимости от конкретной ситуации. Мудрость у человека растёт в возрасте от четырнадцати до двадцати пяти лет, а затем останавливается. Таким образом, именно вподростковом возрасте, люди приобретают мудрость. Мудрость – это не то же самое, что и интеллект: подростки не существенно улучшают тесты на интеллектуальное развитие (IQ-тесты), так как баллы сравниваются с другими в той же возрастной группе.
Я-КОНЦЕПЦИЯ ПОДРОСТКОВ,
Мышление подростков, мышление в подростковом возрасте
В начале подросткового возраста, познавательное развитие, развитие мышления приводит к большему самосознанию, большей осведомленности о других и своих мыслях и суждениях, способности думать абстрактно и осознании своих будущих возможностей, а также возможности рассматривать несколько возможностей сразу. В результате, подростки испытывают значительные изменения по сравнению с простыми, конкретными и глобальными описаниями, которые свойственны маленьким детям.
Подростки могут теперь осмыслить несколько «возможных себя», кем они могли бы стать, а также долгосрочные возможности и последствия своих решений. Изучение этих возможностей может привести к резким изменениям в самопрезентации, так как подросток выбирает или отвергает некоторые качества поведения, пытаясь вести себя фактически как идеал себя (кем подросток хочет быть) и кем боится стать. Таким образом, работает мотивация достижения через поведение в соответствии с Я-идеальным и Я-неидеальным.
Дифференциация Я-концепции происходит в середине подросткового возраста, при этом она должна быть непротиворечива, иначе это вызовет когнитивный диссонанс, что может являться основным источником бедствий этого возраста, с другой стороны, это бедствие может принести пользу подросткам, поощряя их структурное развитие.
Наравне с непротиворечивой Я-концепцией, не менее важна в этом возрасте социальная идентичность, представляющая собой взаимосвязанное (когерентное) чувство стабильности в соответствии с прошлым опытом и планами на будущее. Каждый человек имеет самооценку (Я-концепцию), но согласно Эрику Эриксону – не все полностью достигают идентичности. Теория этапов развития Эриксона включает в себя кризис идентичности, в котором подростки должны исследовать различные возможности и интегрировать различные части себя перед построением своих убеждений. Он назвал разрешение этого процесса как этап «личности достижения», а также подчеркнул, что проблема идентичности «никогда полностью не решена раз и навсегда, в один момент времени»[7]. Сначала подростки определяют себя в зависимости от членства в группах.
Таким образом, окончательным важным аспектом формирования личности является самооценка, мысли и чувства по поводу своей Я-концепции и социальной идентичности. Вопреки распространенному мнению, нет никаких эмпирических доказательств значительного снижения самооценки в течение подросткового возраста[8]. «Ситуативная самооценка» колеблется быстро и может вызвать серьезные страдания и тревоги, но базовая самооценка остается стабильно высокой в подростковом возрасте.