Господствующим мировоззрением средних веков было христианство.
В Римском государстве проблемы отдельного человека безразличны государству.
Переход физического сопротивления в область морали приводит к христианству, ĸоторый носит надклассовый, надсоциальный характер: сведение проблем в сторону морали.
Основные идеи этого времени - эти идеи теологические, касавшиеся того, как понимать Бога, Троицу, творение.
Философия этого времени была тесно сопряжена (и в данном ее исключительность) с теологией (совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога).
Проблематика – основывалась на бытийном отношении Бог–Человек.
Как и теолог, философ строил свои системы, обращаясь к изначально Божественному смыслу бытия. Отвечая на вопросы религии и вопрошая заповеди веры.
Философия вынуждена подчиниться более сильному православию. Но она полностью не исчезает, т.к. нужна логика истолкования библии.
Средневековая философия:
– основана на религиозных представлениях (откровение и монотеизм – один бог).
– возникает до появления феодального строя, а исчезает до его исчезновения.
– стала служанкой богословия (зависимость от христианства).
При этом у философии были свои, отличительные от религии функции, связанные с основным ее свойством – сомнении в истинности вероисповедных догматов и со свойствами разума, призванного эти сомнения побеждать и причащаться высшей истине.
Средневековую философию можно разделить на 3 периода:
1. Патристика – 2–6 вв.
2. Анализ возможностей слова, связанный с Христианской идеей творения мира по Слову – 7–10 вв.
3. Схоластика – 11–14 вв.
Этапы средневековой философии:
Схоластика – до этого философия – техническая наука.
|
(Схоластика – тип религиозной философии; хар-ся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам)).
Стремилась рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение (средневековая ʼʼшкольнаяʼʼ философия).
Основные проблемы: проблемы универсалий и доказательства бытия Бога.
Проблема универсалий – проблема общих понятий (ставилась Платоном – ʼʼидеиʼʼ, Аристотелем – ʼʼматерия и формаʼʼ).
Одним из важных философских вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях, ᴛ.ᴇ.. о природе общих родов и понятий.
Фома Аквинский:
Истинная философия – христианская религия: с 9 века – первые шаги в сторону разграничения идеологии и философии (схоластика).
Существование бога самоочевидно, но если мы не знаем, что такое бог, то эта очевидность сомнительна.
Невозможно определить бытие бога. Сотворенное не тождественно творцу, следовательно, бессмысленно заниматься этим.
Человек не может познать бога.
3 доказательства бытия бога:
1) Космологическое: раз существует мир, то существует и творец, который его создал.
2) Теологическое: раз в мире существует целесообразность то должен быть разум, следовательно необходим боᴦ.
3) Антологическое: бог всесовершенен – форма всех форм. Среди его свойств есть свойство существования бога, следовательно бог существует. Он обладает всеми свойствами.
|
В корне – принцип веры и гармонии.
Вера и разум не противоречат друг другу: Вера и Разум - ϶ᴛᴏ разные пути к истине, но не разные истины.
По причине того, что теология является высшей мудростью, конечный объект которой – исключительно Бог как ʼʼпервопричинаʼʼ вселенной, мудростью, независимой от всех остальных знаний, Фома не отделяет науку от теологии.
Из различия форм, являющихся подобием Бога в вещах, Фома выводит систему порядка материального мира.
Формы вещей, независимо от степени их совершенства, сопричастны творцу, благодаря чему занимают определенное место в универсальной иерархии бытия. Это касается всех областей материального мира и общества.
По его мнению, крайне важно, чтобы одни занимались сельским хозяйством, др.
Размещено на реф.рф были пастухами, а третьи – строителями.
Для божественной гармонии социального мира крайне важно также, чтобы существовали люди, занимающиеся духовным трудом и работающие физически.
Каждый человек выполняет определенную функцию в жизни общества, и все творят определенное благо.
Т.о., согласно учению Фомы Аквинского, различия в функциях, выполняемых людьми, являются результатом не общественного разделения труда, а целевой деятельности Бога.
Миром управляет божественный закон. Естественный закон – естественное право, независимо от веры в бога и христианство. Люди способны жить по правилам добра, независимо от того, верят они или нет.
Философия средневековья придает моральный оттенок всем понятиям и вещам. Вся социальная наука морализируется.