Результаты и достижения реализации проекта за 2008-2010 г.




 

· Проведено 26 туристско-краеведческих сборов; разработаны программы;

· Количество участников сборов – 750 человек.

 

· Проведено 45 фольклорно-этнографических праздника; разработаны сценарии;

 

· создан фотоархив – более 3 тысяч снимков;

 

· создан и периодически обновляется сайт «Детская Лесная Республика «Гамаюния» - «dlr.narod» в Интернете;

 

· электронный справочник «Комплексный эколого-краеведческий проект «Детская Лесная Республика»» - диплом победителя областного конкурса методических разработок «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе»;

 

· Публикации в научных изданиях:

Грушенко В. И., Никитиной Е. К., Николаевой Е. А., Сиваковой С. А. «Детская Лесная Республика «Гамаюния». Сборник «Историко-культурное наследие и природное разнообразие: опыт деятельности охраняемых территорий. Материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию национального парка «Смоленское Поозерье», Смоленск, 2008 г.

Никитина Е. Ю., Николаева Е. А. «Детская Лесная Республика - источник вдохновения и творчества в познании окружающего мира». Сорник «Психолого-педагогическое сопровождение в образовательных учреждениях Российской Федерации формирования человека как личности на этапе межпоколенческого перехода молодежи».- М:, Издательство Московского психолого-социального института, 2008 г.

 

· воспитанники т\к «Гамаюн» – призеры ежегодных международных природоохранных акций «Марш парков»;

· призеры и дипломанты эколого-просветительских мероприятий «Слет друзей национального парка»

· дипломанты X межрегионального фестиваля авторской песни на Селигере «Распахнутые ветра».

 

· Проект «Комплексный эколого-краеведческий проект «Детская Лесная Республика»» - призерII всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку, посвященный «Году учителя в Российской федерации», номинация «Экологическое образование», г. Ярославль, 2010 г., специальный диплом.

 

3. ДИАГНОСТИКА ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ И ПСИХО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОЙ ЛЕСНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Гистограмма 1. Мониторинг основных исследовательских умений воспитанников

(Использовалась методика «Мониторинг основных исследовательских умений воспитанников», разработанная Герасименко В. И.)

 

На гистограмме указаны параметры диагностики:

1 – умение излагать свою точку зрения;

2- умение слушать и воспринимать информацию;

3- умение участвовать в обсуждении;

4- умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации;

5 – умение вести самостоятельную работу.

 

В баллах указаны средние значения по группе в целом:

1 балл – умение не развито;

2 балла – умение развито на критическом уровне;

3 балла – умение развито на допустимом уровне;

4 балла – умение развито на оптимальном уровне.

 

Данная методика была апробирована и скорректирована в соответствии с условиями работы Детской Лесной Республики во время проведения туристско-краеведческих сборов летом 2010 г. Результаты оценивались до проведения проекта «Туристско-краеведческие сборы» и после методом наблюдения и анкетирования по 6 показателям. Анализ полученных результатов показал увеличение всех показателей на 0,5 -1 балл. Особенно выросли показатели умений вести самостоятельную работу – достижения max.

Гистограмма 2. Корреляция показателей самооценки подростков в зависимости от продолжительности занятий эколого-краеведческой деятельностью.

(Использовалась методика определения уровня самооценки

Дюмбо-Рубинштейна)

 

 

 
 

 


Анализ данной гистограммы показывает действительное наличие корреляции показателей самооценки подростков в зависимости от продолжительности занятий туристско-краеведческой деятельности. В начале учебного года большинство подростков демонстрируют свойственный периоду взросления заниженный уровень самооценки (60%), у небольшой части испытуемых самооценка является завышенной (10%), только лишь 30% подростков демонстрируют адекватное отношение к себе и к окружающему миру. После первого учебного полугодия (т. е. в результате соприкосновения с процессом подготовки и проведения туристско-краеведческих мероприятий, а также коллективной проектной деятельности, вызывающей феномен групповой эмоциональной идентификации) произошло резкой повышение уровня самооценки (более 60% испытуемых продемонстрировали завышенный уровень), распределение по выборам заниженной и адекватной самооценки оказалось примерно равным (около 20%). В конце учебного года абсолютное большинство подростков (более 70%) приблизились к адекватному уровню самооценки, 20% продемонстрировали завышенный уровень, что несомненно лучше, чем демонстрация заниженного уровня, который отмечен менее, чем у 10% испытуемых.

 

Гистограмма 3. Динамика показателей социально-психологической самооценки коллектива.

(Использовалась методика «Социально-психологическая самооценка коллектива, разработанная на кафедре психологии СмолГУ под руководством Сонина В. А.)

 

 

В Баллах указано:

6- все члены коллектива;

5- почти все члены коллектива;

4 – большинство;

3 – половина;

2 – меньшинство;

1- почти никто;

0 – никто.

 

Данная гистограмма показывает динамику изменения показателей социально-психологической самооценки коллектива в течении 2009-2010 учебного года. Исследования велись по следующим показателям: ответственность, коллективизм, сплоченность, контактность, открытость, организованность, информированность. Из анализа полученных данных можно сделать вывод, что практически все показатели в течение учебного года приобрели тенденцию к увеличению (с 3-4 баллов до 5-6 баллов). Особенно высок рост показателей: коллективизм, сплоченность, контактность, что соответствует основным целеполагающим моментам проектной деятельности ДЛР.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, участие подростков в специально задаваемой проектной деятельности позволяет изменить их ценностные представления о себе и окружающей действительности. Уровень притязаний становится реальным, самооценка – адекватной, повышается способность к сопереживанию, исчезают некоторые психологические проблемы (как вариант терапевтического эффекта), происходит упрочение и развитие коммуникативных связей внутри группы.

Используя проектную деятельность, я добиваюсь, чтобы мои воспитанники были не только грамотными, самостоятельно мыслящими людьми, но чтобы они понимали величие и красоту родной природы, были сопричастны к проблемам своей страны, своей местности, имели страстное желание их решать. Принимали мир во всем его многообразии.

В целом подобная деятельность является полезной, требует дальнейшего развития и всестороннего психолого-педагогического исследования.

Как показывает практика, опыт эколого-краеведческой работы Детской Лесной Республики, организованной с учетом возрастных особенностей, закономерностей поуровнего становления личности на этапах онтогенеза, позволяет каждому воспитаннику, как взрослеющей личности, испытать силу общественной оценки, выявить и актуализировать свои способности, развить и приумножить свой потенциал. Проектная деятельность – мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение граждан нашей страны продуктивной созидательной деятельностью, вести его по самому продуктивному пути развития и совершенствования, ведь именно эти взрослеющие в данный момент люди и будут формировать, структурировать будущее общество.

Срок существования туристско-краеведческого клуба «Гамаюн» и Детской Лесной Республики довольно значительный, чтобы убедиться в правильности поставленных целей и задач и проанализировать достигнутые результаты.

 

 

Список использованной литературы

1. Андреев В.И. Дидактические условия развития исследовательских способностей старшеклассников – М.:Педагогика, 1998 год.

2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований – Москва.: Педагогика, 1992 год.

3. Герасименко В.И. Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе работы над проектом.// Воспитание школьников. – 2010. № 4.

 

4. Инчикова Т.А. Развитие проектной, исследовательской деятельности как фактор повышения профессионализма педагога ДОД.// Дополнительное образование и воспитание, 2008 - №11.

 

5. Копылова Е.В. Экологическое образование в условиях дополнительного образования детей.// Экологическое образование,2009 - №2.

6.Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 1994 год

7. Кузнецов в.С. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества. - М.:1996 год.

8. Куприенко Л.С. Организация индивидуальных исследований в рамках коллективной проектной деятельности.// Экологическое образование, 2009 - № 2.

9. Новиков А.М. Научно – экспериментальная работа в образовательном учреждении.- М.:, 1998 год.

10. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности// Народное образование, 2000 - № 7.

 

11. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М: Аркти, 2008.

 

12. Харитонов Н.П. Организация детских исследовательских работ по экологии: теория и практика.// Внешкольник, 2004 - № 3.

 

13. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: