Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения




Организация учебно-проектной деятельности по географии

В МБОУ Гимназия г.Ливны

Требования к результатам освоения ООП «при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач» (п.12 ФГОС ООО). Исходя из этого требования, в гимназии каждый педагог это направление реализует. Проектной деятельностью охвачены все ступени обучения.

Проекты ориентированы на учебные программы, учебный план, учителя их вносят в КТП и поэтому они легко интегрированы в рамках учебного процесса.Организация выстраивается на материале учебных дисциплин, реализовывается через урочную, внеурочную деятельностьи носит как краткосрочный, так и среднесрочный и разнообразный характер.

Для того, чтобы создать условия для самостоятельной учебно- проектной деятельности обучающимся, у нас проводится подготовительная работа, для которой предусмотрены дополнительные часы учебного времени во избежания перегрузки и детей, и педагогов.

Темы проектных работ выбираются учащимися из любой содержательной области как предметной, так и межпредметной в соответствии с личностными предпочтениями каждого ребенка, находятся в области их самоопределения. Поэтому получаемый результат становится социально и практически значимым.

Проведение учебно-проектной деятельности требует затрат времени, материалов, оборудования, информационных источников. В связи с этим формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности проводится не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как метапредметные и соединяются в общее технологическое умение. Для этого уделяется отдельное внимание в структуре урока.Часто наши педагоги на своих уроках практикуют проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.Большую помощь оказывает учебник, где представленные проблемные вопросы и задания могут быть использованы для помощи в проектной деятельности.

Для обучающихся 5-9 классов в соответствии с возрастной спецификой, на первый план выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь мы проектную деятельность организуем в групповых формах. Выполняют проекты и наши выпускники, учащиеся 9-10-х классов, так как отметка за проект идет в аттестат.

За время реализации ФГОС, а это уже больше пяти лет, у нас создан электронный банк информации по учебно-проектной деятельности, где в помощь ученикам пошагово расписаны организация и технология деятельности, представлен широкий перечень тем и проблем для разного возраста обучающихся и по разным предметным областям. А учителями представлен наработанный методический инструментарий в виде карты оценки учебных проектов, памятки, алгоритмы, а также теоретические основы проектной деятельности разными коллективами авторов. В конце учебного года уже традиционно в гимназии проходит Форум проектной деятельности, на котором учащиеся подводят итоги проделанной работы за год. Они не только показывают результаты, но и демонстрируют, самое главное, приобретенную информационную, коммуникативную компетентность.

Для проведения Форума создаётся специальная комиссия, в состав которой входят учителя, родители, педагоги, педагоги дополнительного образования, администрация гимназии. Жюри оценивает структуру и логику работы, исследовательское мастерство, познавательную ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, язык и стиль изложения, ответы на вопросы.

Защита проектных работ учащихся на форуме стала одной из наиболее перспективных форм итогового контроля знаний, приобретенных на проектных курсах.

Результаты проектной деятельности заносятся в оценочный лист, который составлен с учетом требований к проектной деятельности. Предложенные критерии разработаны на основании способов деятельности, владение которыми необходимо при работе над проектами. Критерии представлены 2-х групп: критерии оценки содержания проекта и критерии оценки защиты проекта.

Этап защиты, как один из этапов проектной деятельности и, с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, бесспорно обязателен. Он предполагает рефлексивную оценку учащегося всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта, а также осуществляется самоконтроль и самооценка по эффективности проделанной работы, выявляются точки роста, планируются темы и задачи на новый учебный год.

На данном этапе мы, руководители проектов, обобщает, резюмирует, даем оценку. А также для себя определяем, на какой ступени самостоятельности стоит ребенок: сжато ли излагает свои мысли, логически ли выстраивает сообщение, как соотносится наглядность, выработалась ли структурированная манера изложения материала.

По решению комиссии лучшие работы учащихся поощряются дипломами, рекомендуются к представлению на конференции, семинары, а также конкурсы различных уровней.

Традиционными проектными продуктами деятельности учащихся оформлены в форме альбома, газеты, журнала, «книжка-раскладушка», коллажа, памятки.

Как показывает опыт работы нашей гимназии, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1. Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умение взаимопомощи в группе при решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми: вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

 

Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения

Этапыработы Содержаниеработы Деятельностьобучающихся Деятельностьучителя
Подготовительный Определение темы и целей проекта Обсуждение и вы- бор темы Предлагаеттемыпро- ектов.
Подготовка материа- лов к исследователь-скойработе Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, под- бор литературы
Установление спосо-бов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценкирезультата и процесса Обсуждение и корректировка форм предоставле-ния результата и критерийоценива- ния Предлагает формы отче- та и примерные крите- рии оценивания
Планирование Определение источни- ков, способов сбора и анализа информации Корректировка и дополнение пред-ложенийучителя Предлагает основную литературу, способы сбораинформации
Разработкапроекта Осуществление накоп-ления информации пу- тем работы с литерату- рой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение Поисковая дея-тельность по нако- плению, система- тизации, обобще- нию информации Консультации, коорди-нирование работы обу- чающихся
Оформление ре- зультатов Оформление результа- тов согласно выбран- ной форме отчета Доклад о результа-тах работы Консультации, коорди- нирование работы обу-чающихся
Презентация Предоставление вы- полненнойработы Участие в оценке путем коллектив-ного обсуждения и самооценок Организация экспертизы с приглашением педаго-гов школы, старше- классников
Оценивание Оценка работ согласно разработанным крите-риям Участие в оценке путем коллектив-ного обсуждения и самооценок Совместное с эксперт- ной группой оценива- ние, выявление неис- пользованных возмож- ностей, потенциала про-должения работы
         

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: