Организация учебно-проектной деятельности по географии
В МБОУ Гимназия г.Ливны
Требования к результатам освоения ООП «при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач» (п.12 ФГОС ООО). Исходя из этого требования, в гимназии каждый педагог это направление реализует. Проектной деятельностью охвачены все ступени обучения.
Проекты ориентированы на учебные программы, учебный план, учителя их вносят в КТП и поэтому они легко интегрированы в рамках учебного процесса.Организация выстраивается на материале учебных дисциплин, реализовывается через урочную, внеурочную деятельностьи носит как краткосрочный, так и среднесрочный и разнообразный характер.
Для того, чтобы создать условия для самостоятельной учебно- проектной деятельности обучающимся, у нас проводится подготовительная работа, для которой предусмотрены дополнительные часы учебного времени во избежания перегрузки и детей, и педагогов.
Темы проектных работ выбираются учащимися из любой содержательной области как предметной, так и межпредметной в соответствии с личностными предпочтениями каждого ребенка, находятся в области их самоопределения. Поэтому получаемый результат становится социально и практически значимым.
Проведение учебно-проектной деятельности требует затрат времени, материалов, оборудования, информационных источников. В связи с этим формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности проводится не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как метапредметные и соединяются в общее технологическое умение. Для этого уделяется отдельное внимание в структуре урока.Часто наши педагоги на своих уроках практикуют проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.Большую помощь оказывает учебник, где представленные проблемные вопросы и задания могут быть использованы для помощи в проектной деятельности.
|
Для обучающихся 5-9 классов в соответствии с возрастной спецификой, на первый план выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь мы проектную деятельность организуем в групповых формах. Выполняют проекты и наши выпускники, учащиеся 9-10-х классов, так как отметка за проект идет в аттестат.
За время реализации ФГОС, а это уже больше пяти лет, у нас создан электронный банк информации по учебно-проектной деятельности, где в помощь ученикам пошагово расписаны организация и технология деятельности, представлен широкий перечень тем и проблем для разного возраста обучающихся и по разным предметным областям. А учителями представлен наработанный методический инструментарий в виде карты оценки учебных проектов, памятки, алгоритмы, а также теоретические основы проектной деятельности разными коллективами авторов. В конце учебного года уже традиционно в гимназии проходит Форум проектной деятельности, на котором учащиеся подводят итоги проделанной работы за год. Они не только показывают результаты, но и демонстрируют, самое главное, приобретенную информационную, коммуникативную компетентность.
|
Для проведения Форума создаётся специальная комиссия, в состав которой входят учителя, родители, педагоги, педагоги дополнительного образования, администрация гимназии. Жюри оценивает структуру и логику работы, исследовательское мастерство, познавательную ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, язык и стиль изложения, ответы на вопросы.
Защита проектных работ учащихся на форуме стала одной из наиболее перспективных форм итогового контроля знаний, приобретенных на проектных курсах.
Результаты проектной деятельности заносятся в оценочный лист, который составлен с учетом требований к проектной деятельности. Предложенные критерии разработаны на основании способов деятельности, владение которыми необходимо при работе над проектами. Критерии представлены 2-х групп: критерии оценки содержания проекта и критерии оценки защиты проекта.
Этап защиты, как один из этапов проектной деятельности и, с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, бесспорно обязателен. Он предполагает рефлексивную оценку учащегося всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта, а также осуществляется самоконтроль и самооценка по эффективности проделанной работы, выявляются точки роста, планируются темы и задачи на новый учебный год.
На данном этапе мы, руководители проектов, обобщает, резюмирует, даем оценку. А также для себя определяем, на какой ступени самостоятельности стоит ребенок: сжато ли излагает свои мысли, логически ли выстраивает сообщение, как соотносится наглядность, выработалась ли структурированная манера изложения материала.
|
По решению комиссии лучшие работы учащихся поощряются дипломами, рекомендуются к представлению на конференции, семинары, а также конкурсы различных уровней.
Традиционными проектными продуктами деятельности учащихся оформлены в форме альбома, газеты, журнала, «книжка-раскладушка», коллажа, памятки.
Как показывает опыт работы нашей гимназии, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умение взаимопомощи в группе при решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми: вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения
Этапыработы | Содержаниеработы | Деятельностьобучающихся | Деятельностьучителя | |
Подготовительный | Определение темы и целей проекта | Обсуждение и вы- бор темы | Предлагаеттемыпро- ектов. | |
Подготовка материа- лов к исследователь-скойработе | Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, под- бор литературы | |||
Установление спосо-бов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценкирезультата и процесса | Обсуждение и корректировка форм предоставле-ния результата и критерийоценива- ния | Предлагает формы отче- та и примерные крите- рии оценивания | ||
Планирование | Определение источни- ков, способов сбора и анализа информации | Корректировка и дополнение пред-ложенийучителя | Предлагает основную литературу, способы сбораинформации | |
Разработкапроекта | Осуществление накоп-ления информации пу- тем работы с литерату- рой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение | Поисковая дея-тельность по нако- плению, система- тизации, обобще- нию информации | Консультации, коорди-нирование работы обу- чающихся | |
Оформление ре- зультатов | Оформление результа- тов согласно выбран- ной форме отчета | Доклад о результа-тах работы | Консультации, коорди- нирование работы обу-чающихся | |
Презентация | Предоставление вы- полненнойработы | Участие в оценке путем коллектив-ного обсуждения и самооценок | Организация экспертизы с приглашением педаго-гов школы, старше- классников | |
Оценивание | Оценка работ согласно разработанным крите-риям | Участие в оценке путем коллектив-ного обсуждения и самооценок | Совместное с эксперт- ной группой оценива- ние, выявление неис- пользованных возмож- ностей, потенциала про-должения работы | |