Нормативно-правовая база налогообложения транспортным налогом




Содержание

 

Введение. 1

1. Нормативно-правовая база налогообложения транспортным налогом. 2

2. Сущность транспортного налога и его значение в экономике страны.. 8

Заключение. 10

Список литературы.. 12

Приложения. 15

 

 

Введение

 

Введение транспортного налога являлось очередным этапом налоговой реформы, проводимой в России. Транспортный налог заменил налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан и налог на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств.

Транспортный налог является региональным налогом т.е. устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ. При этом региональный налог вводится в действие законом субъекта РФ в соответствии с НК РФ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Возникающие на практике проблемы связаны зачастую с порядком определения налоговой базы непосредственно по отдельным транспортным средствам. Однако совершенствование возможно не только путем предоставления разъяснений, внесения дополнений в законодательные акты, а также кардинальной заменой показателей налоговой базы прописанных в статье 359 Налогового Кодекса РФ, основываясь на зарубежном опыте.

Данный вопрос широко обсуждается не только в финансовой периодической печати и литературе, он не оставляет неравнодушным и владельцев транспортных средств, и дискуссии по этому поводу ведутся на страницах автомобильных журналов.

Актуальность темы заключается в том, что транспортный налог является относительно новым для налогообложения. Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа. А так как мало кто из организаций обходится без транспорта, то новый налог коснется почти всех. Кроме того, в некоторых случаях налог придется платить и тем фирмам, у которых транспортного средства нет, и они пользуются им по доверенности.

Нормативно-правовая база налогообложения транспортным налогом

 

Основными документами, регламентирующими порядок учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам, являются:

Конституция Российской Федерации статья 57;

Закон «О бухгалтерском учете» № 129 ФЗ от 21.11.96г.;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1), которая устанавливает систему налогов, принципы налогообложения в России, права, обязанности, ответственность участников налоговых отношений;

Налоговый Кодекс Российской Федерации общего действия (главы 21-30), который устанавливают порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на прибыль, платы за недра, единый сельхозналог, упрощенная система налогообложения, налог на вмененный доход, транспортный налог, налог на имущество организаций;

Основные принципы налогового законодательства Российской Федерации закреплены в статье 3 Налогового Кодекса Российской Федерации:[4, c.31]

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

В соответствии с НК РФ обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российском законодательством возлагается на налогоплательщика.[4]

В этих целях налогоплательщик обязан:

вести бухучет; составлять отчетность о финансово – хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее 5 лет;

представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;

в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверками, произведенной органами, представить письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;

выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.

Определение транспортного налога, перечень налогоплательщиков, определение объектов налогообложения, налоговой базы и налогового периода, а также ставки налога определены гл. 28 НК РФ.

Статьей 356 НК РФ определено, что транспортный налог (далее - налог) устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, который вводится в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязателен на территории соответствующего субъекта.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты, и форму отчетности.

Транспортный налог обязаны уплачивать лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Учитывая такую форму использования транспортного средства как доверенность, законодатель в ст. 357 НК РФ установил обязанность лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, уведомить налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Так, объектами по транспортному налогу являются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.

В п. 2 ст. 358 НК РФ перечислены транспортные средства, за которые налог платить не надо, то есть перечисленные средства не являются объектом налогообложения.

Для большинства физических лиц данный перечень практически не распространяется, за исключением легковых автомобилей, специально оборудованных для использования инвалидами с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном порядке, а также транспортных средств, находящихся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

Статьей 361 НК РФ определено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. В п. 1 ст. 361 НК РФ приведены различные виды и мощности транспортных средств, а также ставки транспортного налога в рублях.

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 июля 1999г. № 43н [7], устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организации.

В настоящее время принят и действует Налоговый Кодекс РФ от 1 января 2000г., который также является нормативным документом, регулирующим учет процесса реализации. В нем, в статье 39, дается определение реализации готовой продукции, товаров организации. [3]

В учете готовой продукции, ее продаже используются правила ведения журналов учета, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденные Постановлением Правительства РФ 2 декабря 2000г. № 914. То есть они свидетельствуют о принятии с 1 января 2000г. нового порядка ведения журналов учета, книг покупок и продаж при расчетах по НДС.

В свете рассмотренных документов видно, что нормативно-правовая база регулирования процесса учета готовой продукции в РФ в настоящее время имеется, а ее характерной чертой является постоянное совершенствование законодательной базы, регулирующей как учет готовой продукции, так и процесс ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности каждого хозяйствующего субъекта, независимо от организационно-правовой формы собственности, специфики производст-венно-хозяйственной деятельности, территориального размещения и других факторов.

Порядок отнесения поступлений к доходам от обычных видов деятельности определен в ПБУ 9/99 «Доходы организации» исхо­дя из предмета деятельности организаций. [9]

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

А) доходы от обычных видов деятельности;

В) прочие доходы.

Указанным Положением подчеркивается, что доходы по обычным видам деятельности признаются в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, выте­кающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д.) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» производят расчет расходов организации и принимают их для бухгалтерского учета организации. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции, приобретением товаров.

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. [10]

Положение 1/98 «Учетная политика» [8] устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 [11] устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций, признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений), а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации (далее - бухгалтерская прибыль (убыток)), и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период (далее - налогооблагаемая прибыль (убыток)), рассчитанной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 [8] устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально - производственных запасах организации. Под организацией в дальнейшем понимается юридическое лицо по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Особое место среди нормативных документов отводится Плану счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, где определяется порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: