Основные черты и этапы средневековой философии.




Дата:14.10.2020

Дисциплина: ОГСЭ.01 Основы философии

Группа: ОПУТ 19

Лекционные занятия

Дисциплина Основы философии

Тема занятия Тема 1.4 Философская мысль Средних веков

Тип: комбинированное

Цели занятия: образовательные, развивающие, воспитывающие:

1.Образовательная: Повторить материал прошлого занятия, разобрать основные понятия темы, изучить историю философской мысли Средних веков, знать основных основоположников эпохи Средневековья

2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов

3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений

Основные методы, использующиеся на занятии:

Наглядно- иллюстративные, словесные

Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа(индивидуальная)

Использование современных пед. технологий: Привлечение ресурсов Интернет, создание компьютерных презентаций по данной тематике

Обеспечение занятия:

Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы

3. Технические средства обучения, оборудование для практ. занятий, лабораторных работ

компьютер

4. Литература:

- методическая литература

- учебная литература___ учебники «Основы философии» Губин В.Д, учебное пособие, М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2004г., 288 стр. –серия (профессиональное образование)

Ход занятия

Вопросы для повторения:

1. В чем проявилось новаторство философии эллинизма?

2. Что означают слова Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Прокомментируйте.

3. Философские школа Античности

4. Проверить таблицу: «Основные направления философии эллинизма»

Тема 1.4 Философская мысль Средних веков

Основные черты и этапы средневековой философии.

Начало зарождения- Римская империя 1-5 века н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии; наивысшего расцвета достигла в 5-8 в.в. н.э. (в период между распадом Западной Римской империи и началом эпохи Возрождения). Отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в прошлое, оторванностью от реального мира, догматизмом, назидательностью.

Представители: Тертуллиан, Августин Блаженный, Боэций, Фома Аквинский, Ансельм Кентеберийский, Пьер Абеляр, Оккам.

Основные черты:

1. Теоцентризм (главная причина всего существующего, высшая реальность и предмет философского исследования- Бог)

2. Задача философии- это интерпретация Священного писания «философия- служанка богословия»

3. Изучение космоса, природы, явлений окружающего мира отдвигается на второй план

4. Человек рассматривается как существо двойственное: с одной стороны, несущее в себе божественный образ, как творение Божие (свобода, творчество, красота, любовь); с другой стороны как греховное. Именно человек несет ответственность за грехопадение всего мира.

Основные этапы средневековой философии:

1. Патристика - («патер»-отец, имеется ввиду святой отец церкви), 1-8 век(Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др.). задача- разработка основных догматов христианского богословия. Опираются святые отцы в своих писаниях на античных философов- прежде всего Платона и Аристотеля.

2. Схоластика (схолэ- школа) 10-14 век (Фома Аквинский, Ансельм Кентербирийский). Основные положения христианского богословия уточняются и систематизируется. Схоластика означает «школьную, учебную философию», преподававшихся в университетах и школах. В этот период сильным было влияние Аристотеля.

Спор об универсалиях: номинализм и реализм:

Одна из основных проблем, рассматриваемая в период схоластики: об отношении общего к единичному или спор об универсалиях(общих понятиях). Вопрос ставился так: существует ли общее вне человеческого ума само по себе или нет? Этот вопрос имеет отношение, прежде всего к обоснованию существования Бога в трех лицах- Бога Отца, Бога- Сына, и Бога- Духа Святого и вообще доказательства бытия Божия.

Ансельм Кентерберийский настаивал на том, что то, что есть в мысли, есть и в действительности. Есть понятие Бога в мысли- он есть и в реальности. Направление, придерживающееся такого решения, называется «реализмом». Общие понятия существуют сами по себе, независимо от человеческой мысли и речи. Второе, противоположное первому решению вопроса состояло в утверждении того, что понятия не существует реально независимо от человека. Это лишь слова и даже «звуки голоса»- «ноумены». Отсюда название этого направления- номинализм. Нет «общего», есть единичное, реально существующее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: