Глава 1. Образ учителя в литературе




ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Специальность изучение русского языка как иностранного/неродного

 

 

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ЛИТЕРАТУРЕ И В ЖИЗНИ

 

Студентки 723 группы

Труняковой Алины Витальевны

 

Научный руководитель:

Филонова Юлия Александровна

 

Ярославль, 2015г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Образ учителя в литературе………… …………………………………………….4

Глава 2. Учитель. Вчера и сегодня……………………………………….....………………6

Заключение…………………………………………………………………………………..10

Список литературы………………………………………………………………………….12

 

Введение

Тема моей исследовательской работы «Образ учителя в литературе и в жизни». Я выбрала эту тему, потому что профессию педагога в современном обществе перестали ценить, а учителя хотя бы просто уважать, как человека.Задуматься о профессии учителя меня заставили строчки из рассказа Валентина Распутина «Уроки французского»: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после». Действительно, почему? Почему раньше труды и заслуги учителей ценили, а теперь нет? Профессия очень важная в нашем мире, а отношение меняется.

Профессия педагога всегда была одной из сложнейших. Во все времена учитель для людей - это особенный человек. Многие дети мечтают стать учителями, быть похожими на своих любимых преподавателей, классных руководителей, тренеров. Ведь эти люди являются их кумирами. Но дети вырастают, и по стопам своих учителей идут единицы, потому что на выбор будущей профессии влияет множество факторов, в том числе и сложность работы, и низкий материальный стимул, и отношение окружающих. Своим исследованием я попытаюсь убедить окружающих в том, что профессия учителя одна из важнейших, а педагог заслуживает уважения, пусть и достоин большего, но в нашем мире от подростков добиться бы хотя бы этого.

Цель моей работы: проследить изменение образа учителя в литературе, сопоставить с жизнью.

Для реализации цели я поставила следующие задачи:

1. Подробно изучить художественные произведения, в которых есть образ учителя;

2. Проследить развитие образа и отношение к педагогу в обществе;

3. Определить характер изменений образа в литературе и степень влияния общества.

 

Многие авторы обращались к образу учителя и доказывали его значимость в жизни людей. Я решила остановиться на шести произведениях: повестях А. Лиханова «Благие намерения», В. Железникова «Чучело», А.Платонова «Песчаная учительница и рассказах: В. Распутина «Уроки французского», Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», В.П.Астафьева «Фотография на которой меня нет».

Объект исследования: произведения, в которых есть образ учителя.

Предмет: образ учителя, его изменения.

Методы: опрос учащихся, обработка результатов, сопоставительный анализ произведений.

 

 

Глава 1. Образ учителя в литературе

 

«Вам, памятник, учителя,

Я высек бы

Из красного гранита

Установил бы на просторе

Большое человеческое сердце…»

(А. Дусенбиев).

 

И думается, это был бы самый удачный в мире памятник – человеческое сердце, открытое навстречу людям.

Учитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, летчики и инженеры - всё начинается здесь. Какими сумеешь вырастить и воспитать их? Чему научишь? Какой след оставишь в юных сердцах?

Учитель… когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь его, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет. Вот почему и охватывает волнение, когда произносишь это слово. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, каким будет этот человек.

Образование – это не просто сумма знаний. А это ещё и образование души, характера, воспитание чувств, воспитание гражданственности. И все эти качества закладываются в школьном возрасте. Если человек, выходя из стен школы, обнаруживает нравственную глухоту по отношению к близким, недостаток души и сердца, то это нельзя возместить никакой образованностью. Воспитание начинается с детства. В этом возрасте всё крайне обострено, восприятие мира не терпит неискренности.

Повесть В.Распутина «Уроки французского» рассказывает о взаимоотношениях учителей и учеников. Для настоящего учителя бездушие и жестокость противоестественны. Ведь учитель формирует души людей, учит доброте и неравнодушию к окружающим. Настоящим учителем можно назвать Лидию Михайловну, героиню повести В. Распутина «Уроки французского». В трудные послевоенные годы она пыталась спасти от голода гордого и талантливого мальчика. Лидия Михайловна приглашала его на дополнительные уроки, после которых игла с ним в «пристенок» на деньги. Убедившись, что подросток не примет открытую помощь, учительница пошла на эту маленькую хитрость. Потом он вспоминал: «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш» Но, к сожалению, этот добрый поступок был рассмотрен не как бескорыстная помощь, а как «Преступление. Растление. Совращение». В приливе педагогической ярости директор школы не может за азартной игрой увидеть настоящие уроки милосердия, уроки веры в добро. Через много лет, возможно, Лидия Михайловна и не вспомнит о том, как она посылала макароны своему ученику. А сейчас, молоденькая учительница приняла материнское участие в сложной судьбе ученика. Это участие поистине явилось нравственным уроком человека, имеющего глубокую душу, светлый ум, тонкое обаяние. Лидия Михайловна отступила от общепринятых мерок, тем самым она потеряла работу, но своим участием, теплотой она все, же перевернула, отогрела душу мальчика. Честь и совесть никогда не позволят быть равнодушными к чужой беде. Понять чужую боль, быть рядом, сочувствием и соучастием помочь другому в тяжелую минуту – этому учит нас героиня повести Валентина Распутина. Именно такие качества как любовь к детям, готовность к самопожертвованию и преданность своему делу отличают учителя двадцатого века.

Нравственный облик именно педагога-современника наиболее полно раскрыт в повести А. Лиханова «Благие намерения». Главная героиня Надежда привлекает, прежде всего, силой своего характера. Это педагог по призванию. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты Нади. Она до конца честна в своих поступках. А ведь ей очень нелегко было работать в маленьком городке на севере России, куда она прибыла к началу учебного года «по распределению». Она должна была воспитывать первоклашек из детского дома. А значит, быть для них всем: и учителем, и воспитателем, и другом, и мамой, доброй и заботливой. Надежда Георгиевна уже по истечении первых месяцев работы становится более ответственной, понимает, как тонко педагогическое дело, в котором между другими намерениями и благими свершениями, возможно, самая долгая, трудная и запутанная дистанция.

Такой образ современного педагога достоин уважения и подражания. Надежда отдала своим воспитанникам частицу себя, своего тепла, своего сердца, пройдя через всё, что приготовила ей судьба. И можно с уверенностью сказать, что те дети, её первые воспитанники, вырастут настоящими людьми, добрыми и отзывчивыми, благодаря своей умной и доброй наставнице. Надежда Георгиевна сумела справиться со своей работой, правильно оценить и понять своё назначение, а без этого не может быть учителя.

В рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет», используя крайне лаконичные художественные детали, писатель рассказывает о своем герое, учителе начальной сельской школы, Евгении Николаевиче, и его жене, тоже учительнице. Он описывает условия, в которых проживает семья учителя. А они очень скромные: Евгений Николаевич с семьей занимает одну половину «дряхленького домишка», как пишет автор; часто нет дров, а в семье маленький ребенок, который часто болеет. Писатель не даст полного портрета учителя, подчеркивает только отдельные штрихи его внешности: «лицо малоприметное», но особенно запоминались глаза — «немного печальные и оттого необыкновенно добрые», приветливая улыбка, «да уши торчали, как у Саньки» - обыкновенный молодой человек.
Особенно, хотя и немногословно, писатель подчеркивает отношение учителя к сельчанам, уважительный стиль общения учителя и его жены-учительницы с людьми, и взрослыми, и маленькими детьми: «здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых»; «учитель прошел в среднюю, еще раз поздоровался и справился обо мне», уходя, «поклонился дому, бабушке».
И односельчане очень уважительно, с почтением и заботой относятся к учителям. И как вывод звучит фраза писателя: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое». Почему же односельчане с таким уважением и любовью относились к Евгению Николаевичу и его семье?

В.П. Астафьев подчеркивает искреннюю любовь учителя и учительницы к своим ученикам, стремление помочь им в тяжелейшие годы того времени, когда не хватало учебников, тетрадей, пишущих ручек; автор показывает жизнерадостность, оптимизм учителей, несмотря на нелегкие условия жизни («Учителя были заводилами в деревенском клубе...»), особенно подчеркивает их внимание к каждому ученику, заботу о своих подопечных, настоящее уважение к личности ребенка. Как важнейшую особенность образа учителя и его жены писатель показывает их самоотверженность, преданность своему делу. Они живут в нищенских условиях с маленьким ребенком; условий для работы также не было никаких: школа как таковая практически отсутствовала - вместо школы был «старый деревенский дом с угарными печами», где не было ни парт, ни скамеек, даже учебников, тетрадей, карандашей. Учителям приходилось исхитряться и самим «добывать» псе необходимое для обучения (учебники, тетрадки, карандаши, договариваться с мужиками за «магарыч» из своей зарплаты, чтобы они сделали столы и скамейки); когда к весне кончились тетрадки, краски, карандаши, выменянные учителем на утильсырье. Он стал проводить уроки в лесу, на природе: учитель рассказывал ребятам мною интересного и полезного. Особенно привлекают такие личностные качества учителя в рассказе, как доброта, внимательность, уважительное отношение к людям, в том числе и к маленьким своим ученикам - слушал учеников внимательно, «хвалил, благодарит даже за то, что рассказывали многое, неизвестное ему, городскому жителю, не стеснялся учиться у своих маленьких учеников: подкупали также знания учителя: «Как мною он знал!» - восклицает Витя. А еще его подкупала ласковая улыбка учителя. Все ученики относились к нему с любовью и уважением.

В образе учителя Евгения Николаевича выразились все те чувства, которые испытывал писатель к учителю: «...фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающим стать учи гелем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которой они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце, даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька».

Воспоминания об учителе занимают большое место в рассказе. Память сохранила даже внешность умного интеллигентного человека, чья жизнь воспринимается как великое самопожертвование. Суровое время требовало именно таких самоотверженных учителей, которые, бросив городскую жизнь, всецело отдавали себя учительской работе. Память о них будет жить вечно.

В рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла » образ учителя поначалу вызывал у меня чуть смешанные чувства. С одной стороны, неприятно, когда учитель высмеивает учеников. С другой стороны, важно, чтобы на уроке была дисциплина. Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение. Автор дает учителю отчество «Диогенович», чтобы подчеркнуть, что учитель, как и греческий философ Диоген, относился к жизни спокойно и философски. В конце герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критично, с иронией и юмором.

«Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора». Главное оружие Харлампия Диогеновича - это делать человека смешным. Ученик, отступающий от школьных правил, - не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. Этими словами автор говорит, что Харлампий Диогенович приучал учеников видеть собственные недостатки и ошибки, но не убегать и не прятаться от них, а мужественно работать над собой. Я считаю, что это верно, ведь задача учителей вырасть умных, сильных духом людей, что у такого учителя, как Харлампий Диогенович, с точностью, думаю, получилось бы.

Два года назад я прочитала повесть В.Железникова «Чучело». Книга перевернула мою душу. Я никогда не могла себе представить, что в жизни может быть и такое. Какими жестокими, бесчеловечными (до такой степени?!) могут быть ученики! А учителя? Классная руководительница? Вроде бы с нравственностью у них всё в порядке. Но ведь надо быть душевно слепыми, чтобы не заметить неладное в том классе, где преподаёшь! По тому, как ведёт себя классный руководитель (учитель литературы), занятый только своими проблемами, кажется, что в классе у него всё хорошо. Не должен быть учитель таким!

На заре становления школы стали появляться другие учителя, которые имели нравственную связь с новым поколением. Живые легенды о таких учителях описал Андрей Платонович Платонов в произведении «Песчаная учительница».

А.Платонов писал: «Я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце». Его своеобразие, высокоталантливое творчество посвящено русскому рабочему человеку. Он сам брался за все, и все у него получалось. У Платонова нет простых, примитивных людей. Они – подвижники, они вкладывают свою судьбу в общее, ставшее для них своим, дело.

С особой признательностью этот человеческий тип раскрыт автором в рассказе «Песчаная учительница». Мария Никифоровна Нарышкина - дочь учителя, ей 20 лет, после окончания педагогических курсов назначена учительницей в село Хошутово, которое было обречено на вымирание из-за напора безжалостных песков пустыни.

Сельчане голодали, к школе были равнодушны, труд педагога не вызывал у них интереса. И тогда молодая учительница написала большое заявление в отдел народного образования с просьбой выделить специалиста по борьбе с песками в их село. Бедняки не поверили ей, но заявление подписали. Мария Никифоровна поехала в город. В округе ее просьбе удивились, улыбнулись, дали специальную литературу и посоветовали самой преподавать песчаное дело.

Удивительно, что двадцатилетняя учительница поняла, что настоящее воскрешение народа – это не только его сытость, не просто житейское благополучие и защищенность от жестоких стихий природы, но и вовлечение людей в общую работу с этой стихией. Она сумела организовать эту работу и справилась с ней. Образ молодой учительницы стал героическим. Она проделала большой путь и была готова сделать еще столько же, ради победы. Таким человеком можно гордиться и ставить его в пример!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: