Глава 2. Учитель. Вчера и сегодня.




На протяжении веков функция учителя не менялась. Он был, как это определено у В.И. Даля, - обучатель, то есть от него требовалось учить, поучать, наставлять.

Каждое изменение реальности отражается в литературе. То же самое происходит с образом учителя: меняется его отношение к детям, происходит переоценка духовных ценностей. Все это отразилось в художественных произведениях. Образ учителя в отечественных художественных произведениях, несомненно, играет большую роль, прежде всего являя собой отражение культурной сферы общества того или иного времени.

Например, Виктор Астафьев в рассказе «Фотография, на которой меня нет», описывает образ учителя середины 20 века, его взаимоотношения с учениками, отношение педагога к своей профессии, всеобщее уважение и благоговейный трепет перед личностью учителя.

Он пишет: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов. Еще уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу. Пожаловаться на кого угодно».

Образ учительницы в повести Валентина Распутина «Уроки французского» является автобиографичным. Главная героиня произведения Лидия Михайловна не только учитель французского, она является образцом морально-нравственного характера для своих учеников. В середине 80-ых годов возникает образ учителя-друга, который всё поймёт и простит, такой учитель заслуживает уважения. Но встречаются учителя, которые очень далеки от детей, их интересов, но любят свою работу, любит детей, которых учит.

На основе проанализированных мною произведений можно сделать следующие выводы:

В доперестроечный период учитель является наставником и его отношения с учениками строятся на доверии и взаимоуважении, поэтому образ педагога в литературе данного этапа в большинстве случаев оценивается как положительный. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность.

В перестроечный период происходит подмена духовных ценностей материальными, общественных интересов личными, и учитель занят своей карьерой, зарплатой и т.д., что отражается на его отношениях с учениками. В литературе этого периода образ учителя приобретает отрицательные черты.

После перестройки ситуация усугубляется: отношения ученика и учителя становятся все более натянутыми. Соответственно, меняется художественный образ. Однако все острее чувствуется необходимость появления нового типа учителя – понимающего, воспитывающего, искреннего, и в то же время твердого, волевого.

Появляется новый тип учителя - стремящегося сделать карьеру и занятого личными делами. Вследствие подобных изменений отношения ученика и учителя тоже меняются.

Закономерен вопрос: каков учитель сегодня? Решив узнать мнение учеников о современном учителе, я попросила своего классного руководителя провести анкетирование у нынешних ребят в школе, самостоятельно составив следующие вопросы я спросила:

1) Какие качества присущи современному учителю?

2) Каким, по-вашему, не должен быть учитель сегодня?

На первый вопрос многие ученики ответили: справедливость, требовательность, понимание и мудрость. Больше всего голосов было отдано качеству понимание. Я согласна с ребятами, в наше время учителя понимающие, что хорошо. Помогают нам заново усвоить непонятный материал, исправить плохую оценку и даже когда по непонятной причине у нас не сделана домашняя работа, прислушиваются и понимают. Ведь когда идут тебе навстречу, хочется идти в ответ и свернуть все горы, чтобы тобой были довольны и тебя хвалили. Хороший учитель умеет понять и первым на помощь спешит.

На второй вопрос большинство ребят ответило так: алчным, предвзятым, строгим, несерьезным. Здесь мое мнение с ровесниками немножечко разошлось. На мой взгляд, алчность имеет два явления. Есть человек, который хочет заработать деньги честным путем, работая целыми днями, вкладывая в свое дело душу и достаточно труда. Есть другой тип алчности, который предполагает какой-либо поступок, преступление, основанное на корысти, наживе. Причем, алчность как черта характера может объяснять и другие низкие поступки человека. Весь вопрос в том, на что человек способен из-за денег? Например, в школе решили проводить факультативы. Учитель первого типажа будет оказывать детям свои услуги бесплатно, не желая получить взамен какую-либо выгоду и материальные средства. Учитель второго типажа будет проводить платные занятия, этим доказывая преступное желание поиметь чужое. Предвзятое отношение к ученикам - это абсурд, такого быть не должно в наше время! Отношение к ученику не должно быть основано на мнениях окружающих и каких-то дополнительных факторах, а тем более оценка его знаний. Все должны быть на равных.

Жестокость. Это очень плохая черта человека, которой, по моему мнению, не должен обладать разумный человек, а тем более учитель. На ученике никаким образом не должно проявляться оскорбительное отношение, причинение боли и посягательство на жизнь, а то этот вопрос будет решаться юридически.

Строгость и несерьезность. Здесь ребята сами себе противоречат, ведь эти слова являются антонимами, а ведь многие написали именно эти два качества. Я считаю, что учитель должен быть строгим, хотя сама иногда возмущаюсь, встречаясь со строгим учителем. Такие учителя существуют для нашего же блага, чтобы мы не подвергались своей же распущенности, регулярно выполняли домашнюю работу для закрепления материала, следили за своим поведением и вели себя подобающе. Ребята рады несерьезным учителям, потому что отчасти сами такие же, но чем это им послужит в дальнейшем? Чаще всего на уроках таких учителей ребята развлекаются и никаким образом не пытаются усвоить материал. Многие говорят, что таких учителей уважают, я думаю обратное. Свое уважение обычно мы показываем своим поведением и отношением к человеку, вот как раз строгих учителей и уважают, хоть и боятся это признать, а несерьезные учителя сами зарабатывают к себе такое отношение.

Я считаю, что учителя - это те люди, которые пытаются сделать людей из своих учеников: грамотных, образованных, с целью по жизни, к которой они стремятся. Но иногда обнаруживается, что эти люди совсем не умеют жить, и они выносят страшный приговор своим учителям: они, оказывается, не научили нас самому главному – жить.

 

 

Заключение

Выполняя работу, я проследила изменение образа учителя в литературе, сопоставив с жизнью, подробно изучила произведения, в которых есть образы учителя. Наблюдала развитие образа и отношение учителя в обществе, при этом определила характер изменения образа в литературе и степень влияния в обществе.

Исходя их моих утверждений в тексте и проведенной работе, я поняла, что каждое изменение реальности отражается в литературе. То же самое происходит с образом учителя: его отношение с учениками и отношение учащихся к педагогу постоянно находит отклик в книгах. Эта тема имеет особую популярность в наше время, ей интересуются. Проблема взаимодействия педагога и окружающих до сих пор актуальна, и, чтобы решить ее, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее.

Я анализировала образы учителя в шести произведениях. Особое впечатление произвел на меня рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского». Творчество этого автора неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке. Доброта – вот что мне нравится в героях рассказа. Приобщаясь к нелегкой судьбе мальчика, я сопереживаю вместе с ним, размышляю о добре и зле. Его можно похвалить за ясность, цельность, неустрашимость души, мужественность, сохранившуюся чистоту души. Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности.

В.Г. Распутин назвал «Уроки французского» «уроками доброты». Автор говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Я надеюсь, что доброта и сострадание играют большую в жизни человека, и хотелось бы, чтобы оно также играло большую роль в жизни учителя и ученика.

Я считаю, рядом с именем героя, совершившего подвиг, учёного, сделавшего знаменательное открытие, конструктора, создавшего новую машину, квалифицированного фермера вырастившего небывалый урожай, по праву всегда должно стоять имя их учителя, который помог найти своё призвание, научил любить труд, сформировал черты истинных патриотов, мужественных и честных людей. Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия (как никакая другая) – одна из самых ответственных и благородных. Слово учителя пропитывает все сферы нашей жизни – и политику, и экономику, и культуру, и личную жизнь человека. Нравственные устои, которые лежат в основе всей государственности, зависят прежде всего от учителя. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Литература же помогает нам глубже понять и осознать это.

Учитель оставляет самый большой опечаток в нашей памяти, каким бы он ни был: строгим или добрым, он вносит в нас самое главное - знания, с чем мы потом вступаем в новый этап нашей жизни. Отношение учеников к учителю значительно меняется, меняются и люди, вырастают совершенно другие поколения детей, которым уже не важен красочный букварь, а намного интереснее новый телефон. Это все время, это все люди. Я надеюсь, что учителя будут долгое время выслушивать слова благодарности, пусть и не от детей.

 

 

Список литературы

1. Железников В. К. Чучело. – М., Книга, 2004

2. Лещинский В.И. Всегда ли прав учитель?/ В.И.Лещинский, С.С.Кузнецова, С.В.Кульневич. – М., «Педагогика», 1990. – 160с.

3. Распутин В. Г. Собрание сочинений: в 3т. – М., 1994

4. Распутин В. Г. «Уроки французского», 2001.

5. Лиханов А.А. Благие намерения – М.: Мол.гвардия, 1981год

6. Астафьев В.П. «Фотография на которой меня нет» цикл «Последний поклон», 1964.

7. Искандер Ф. А. «Тринадцатый подвиг Геракла», 1964.

8. Платонов А.П. «Песчаная учительница», 1927.

9. Трояновский В.А. Учитель в художественной литературе. Красноярск, 1984

10. https://portalus.ru Образ учителя русской гимназии XIХ - начала ХХ вв. в литературе

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: