На сегодняшний день спортивная наука располагает широким спектром общих положений и частных профилактически-реабилитационных методик. Однако современные способы включения профилактически-реабилитационных мероприятий в систему подготовки спортсменов в большинстве случаев имеют недостаточную методологическую обоснованность этого процесса для многофакторной оценки их состояния здоровья и физической кондиции во взаимосвязи с другими компонентами многолетней тренировки.
Данный факт определил необходимость разработки научно-теоретических и практических основ использования профилактически-реабилитационного направления в системе подготовки спортсменов различного возраста и квалификации.
Вопросы методологии исследования решались на стыке двух проблем, касающихся организации и управления многолетней спортивной подготовкой и обеспечение оптимального состояния здоровья занимающихся в ходе спортивной деятельности. В исследованиях были учтены основные принципы системного подхода, позволившие рассматривать многолетнюю спортивную подготовку в качестве открытой, динамической системы высокого порядка, а комплекс "профилактика-реабилитация" как ее подсистему (компонент системы).
Спорт высших достижений как особый вид профессиональной деятельности в значительной степени влияет на состояние здоровья занимающихся. Вместе с тем, соответствующий уровень профессионального здоровья является неотъемлемой составляющей высокой результативности и надежности спортсменов.
Анализ основных факторов, способствующих возникновению пред - и патологических состояний у спортсменов, четкая тенденция к увеличению занимающихся с хроническими заболеваниями и травмами, снижение возрастного ценза на всех этапах подготовки при возрастающем объеме нагрузки свидетельствуют о необходимости разработки и интеграции профилактически-реабилитационного направления в процесс многолетней спортивной подготовки в качестве обязательного структурного компонента [6, с.88].
|
Теоретической основой для разработки профилактически-реабилитационного направления в спорте является системный комплекс "профилактика-реабилитация", сформулированный в соответствии с основными положениями общей реабилитологии и состоящий из пяти функциональных блоков: вход в систему; медико-педагогический анализ; проведение профилактически-реабилитационных мероприятий; полноценное участие спортсмена в профессиональной деятельности; внешние (финансовые, кадровые, информационные и другие) компоненты системы.
Практическая реализация вышеописанного системного комплекса должна осуществляться с помощью профилактически-реабилитационной технологии, которая позволяет провести последовательный, алгоритмизированный переход от научно-теоретических знаний к практическим действиям и осуществить экпресс-коррекцию состояния здоровья спортсменов в соответствии с решаемыми педагогическими задачами.
Экспериментальная базовая схема разработки и реализации профилактически-реабилитационной технологии в спорте включает последовательную реализацию следующих этапов:
. Сбор базовых данных о спортсмене.
. Медико-педагогический анализ.
. Перечень необходимых (рекомендуемых) профилактически-реабилитационных мероприятий.
|
. Сроки проведения и этапность мероприятий.
. Алгоритм и методы функционального контроля/коррекции на всех этапах профилактики (реабилитации).
. Экономическое обоснование.
. Практическая реализация профилактически-реабилитационных мероприятий.
. Профилактически-реабилитационное заключение. Оценка эффективности проведенных мероприятий.
На основании представленной схемы был разработан комплекс частных профилактически-реабилитационных технологий, а именно: технология выявления механизмов возникновения вегетативных дисфункций и коррекции периодов декомпенсации у юных спортсменов; технология использования модифицированной системы эндоэкологической реабилитации в спорте; технология применения прерывистой нормобарической гипоксии и другие, реализация которого осуществлялась в процессе подготовки юных баскетболистов 10-16 лет.
В результате полиэтапного исследования было доказано, что использование профилактически-реабилитационных мероприятий по предложенных технологиям в процессе годичного цикла подготовки способствует не только нормализации состояния здоровья спортсменов, но и повышению их соревновательной результативности, а также снижению потерь и объему и интенсивности учебно-тренировочных нагрузок на 10-12%.
В заключение необходимо отметить, что на современном этапе развития спорта высших достижений эффективность процесса подготовки зависит от состояния здоровья занимающихся. Для восстановления и укрепления которого необходима дальнейшая интеграция профилактически-реабилитационного направления в многолетнюю систему подготовки спортсменов, а также разработка новых технологий для различных видов спорта.