С целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в систему многолетней подготовки спортсменов баскетболистов необходимо включать профилактически-реабилитационное направление на правах обязательного структурного компонента.
Эффективность функционирования профилактически-реабилитационной системы во многом зависит от базовых данных, характеризующих состояние здоровья спортсмена.
Сбор необходимых сведений возможен вследствие анализа ряда факторов, к которым относятся:
специфика этапов онтогенеза с социально - психологической, биологической и профессиональной точек зрения;
особенности конституции и индивидуальные предрасположенности спортсмена;
состояние саногенетических механизмов;
причины возникновения пред - и патологических состояний;
нозология, степень выраженности, тяжесть заболевания (травмы) и специфика вида спорта;
возможные последствия заболевания (травмы);
особенности многолетней подготовки спортсменов в конкретном виде спорта;
экологическая и эндоэкологическая обстановка.
Для органичной интеграции профилактически-реабилитационных мероприятий в процесс подготовки спортивных резервов следует использовать организационно-методическую технологию, обеспечивающую поэтапный, адаптивно-ступенчатый переход от теории к практике.
Профилактически-реабилитационнная технология должна формироваться на основании базовых данных о спортсмене, результатах медико-педагогического анализа и включать перечень конкретных профилактически-реабилитационных мероприятий, сроки проведения и этапность воздействий, алгоритм и методы функционального контроля / коррекции на всех ступенях реализации технологии, экономическое обоснование, результаты практического применения технологии с определением ее эффективности.
|
Разработку профилактически-реабилитационных технологий целесообразно осуществить с учетом специфических факторов, содержащих необходимую базовую информацию об индивидуальных особенностях спортсмена и условиях его жизнедеятельности. К ним относятся: состоятельность саногенетических механизмов, конституционально обусловленные предрасположенности спортсмена, экологическая и эндоэкологическая обстановка, причины возникновения пред - и патологических состояний и другие факторы.
Для научно обоснованного планирования и проведения профилактически-реабилитационных мероприятий необходимо детальное изучение текущего состояния здоровья юных спортсменов и его изменений в процессе многолетней подготовки в соотношении с биологическим, психосоциальным и профессиональным этапами онтогенеза. При этом формирование комплекса профилактически-реабилитационных воздействий должно осуществляться на основе типовых технологических схем для различных возрастных групп с учетом периода в годичном цикле подготовки.
Особое внимание в процессе подготовки баскетболистов следует уделять профилактике (реабилитации спортсменов вследствие) травм и заболеваний: заболеваний органов дыхания, нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системе, вегетативных дисфункций и нарушений эндоэкологического равновесия.
Для выявления механизмов возникновения вегетативных дисфункций у спортсменов-баскетболистов необходимы учет самонаблюдения, наблюдения тренера и специализированное медицинское обследование.
|
В ходе самонаблюдений и наблюдений тренера выявляются наличие и степень выраженности жалоб, диагностически значимых индивидуальных факторов учебно-тренировочного процесса и т.п.
При констатации "сверхпредельного" количества индивидуальных факторов учебно-тренировочного процесса необходимо проведение специализированного медицинского обследования с привлечением врача-невропатолога, в процессе которого определяется объективная неврологическая симптоматика, как следствии физических нагрузок и травм.
По итогам врачебно-педагогического обследования составляется профилактически-реабилитационный курс.
Продолжительность профилактически-реабилитационного курса для коррекции неврологического статуса должна составлять 3-4 недели. В содержание курса целесообразно включать: комплекс физических упражнений специфической направленности, медикаментозный препарат вазоактивного или метаболического характера действия, а также общеукрепляющие поливитаминные препараты.
Профилактически-реабилитационный курс необходимо проводить 2 раза в год: весной (в конце соревновательного периода) и осенью (в конце подготовительного периода). Длительность сохранения, полученных в следствие его реализации, педагогических и клинических эффектов составляет 2-4 месяца и зависит от: длительности курса, формы выявленного неблагополучия, индивидуальных особенностей организма спортсменов и степени физических и психологических нагрузок.
|
Длительность сохранения полученных в результате реабилитации медицинских и педагогических эффектов составляет 5-7 месяцев и зависит от степени воздействий на организм экологических, параэкологических и специфических факторов, а также особенностей состояния здоровья конкретного спортсмена и степени его загрязненности.
С целью совершенствования системы подготовки спортивно-педагогических кадров в программу специализированных вузов целесообразно включить раздел, касающийся вопросов содержания и организации профилактически-реабилитационного направления в процессе подготовки спортсменов избранной специализации.
Список использованной литературы
1. Абросимова, Л.И. Определение физической работоспособности детей и подростков [Текст] / Л.И. Абросимова // Медицинские проблемы физической культуры. - 2008. - вып.6. - с.38-42
. Агеевец, В.У. Социальные проблемы реабилитации и адаптации спортсменов на этапе завершения спортивной деятельности [Текст] / В.У. Агеевец // Социальная адаптация и реабилитация спортсменов: Матер. междунар. конф. - СПб, 2009. - с.15-18
. Алексанянц, Г.Д. Принципы оценки функционального состояния организма спортсменов в системе медицинского обеспечения детского и юношеского спорта [Текст] / Г.Д. Алексанянц. // автореф. дис. канд. пед. наук. - Краснодар, 2010. - 47 с.
. Алешков, И.А. Об определении понятия "надежность деятельности" в психологии спорта [Текст] / И.А. Алешков // Теория и практика физической культуры. - 2010. - с.64-84
. Хрипкова, А.Г. Адаптация организма учащихся к учебной и физическим нагрузкам [Текст] / А.Г. Хрипкова, М.Б. Антропова. - М.: Педагогика, 1982. - 240 с.
. Алферова, Т.С. Реабилитология как синтезная наука [Текст] / Т.С. Алферова // Реабилитология в медицине и спорте: Матер.1-ой всерос. науч. - практич. конф. - М., 2010. - с.9-14
. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. [Текст] / П.К. Анохин. - М.: Медицина, 2010. - 447 с.
. Анохин, П.К. Философские аспекты теории функциональной системы [Текст]: избранные труды / П.К. Анохин. - М.: Наука, 2010. - 122 с.
. Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы [Текст] / П.К. Анохин. - М.: Наука, 2011 - 45 с.
. Артамонов, В.Г. Профессиональные болезни [Текст]: учеб. для студентов мед. ин-тов / В.Г. Артамонов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2008. - 145 с.
. Артюшенко, А.Ф., Некоторые предпосылки к обоснованию типологии процесса физического воспитания и спортивной подготовки [Текст] / А.Ф. Артюшко, Л.К. Солоха // Теория и практика физической культуры. - 2011 - №9 - с. 20-23
. Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте [Текст] учебник/ И.В. Аулик. - М.: Медицина, 2009. - 195с.
. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 223 с.
. Баднин, И.А. Повреждения голеностопного сустава у спортсменов [Текст] / И.А. Баднин // Теория и практика физической культуры. - 2008. - №8. - с.34-36
. Баевский, P. M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. [Текст] / Р.М. Баевский. - М.: Медицина, 2009. - 298 с.
. Журавлева, А.И. Восстановление спортивной работоспособности как аспект реабилитации [Текст] / А.И. Журавлева // Реабилитация в медицине и спорте: Матер.1-ой Всерос. конф. - М., 2008. - с.161-162.
. Закон Российской Федерации "Об образовании" [Текст] / Бюллетень Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. - 1996. - № 2. - с.2-60.
. Лукьяненко, В.П. Концепция модернизации системы общего среднего физкультурного образования в России [Текст] / В.П. Лукьяненко. - М.: Советский спорт, 2007. - 120 с.
. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний. [Текст] / В.П. Лукьяненко. - М.: Советский спорт, 2007. - 224 с.
. Майнберг, Э. Основные проблемы педагогики спорта [Текст] / Э. Майнберг. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 317 с.
. Мамедов, К.Р. Физическая культура для учащихся специальных медицинских групп. Тематическое планирование, игры, упражнения (В помощь преподавателю) [Текст] / К.Р. Мамедов. - М.: Учитель, 2007. - 83с.
. Минаев, Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников [Текст] / Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян. - М.: Просвещение, 1989. - 220 с.
. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. [Текст] / Н.Г. Озолин. - М.: ООО "Издательство Астрель", 2002. - 864 с.
. Переверзин, И.И. Менеджмент спортивной организации [Текст]: Учебное пособие / И.И. Переверзин. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 464 с.
. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте [Текст] / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 80 с.
. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная [Текст] / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Олимпия Пресс, 2005. - 520 с.
. Карымана, В.Л. Спортивная медицина [Текст]: Учебник / В.Л. Карыман. - М.: Физическая культура и спорт, 1987. - 568 с.
. Сулейманов, И.И. Общее физкультурное образование [Текст]: Учебник. Т.1. Школьное физкультурное образование / И.И. Сулейманов, В.И. Михалев, В.Х. Шнайдер. - Омск: СибГАФК, 1998. - 128 с.
. Коц, Я.М. Физиология мышечной деятельности [Текст]: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Я.М. Коц. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 347 с.
. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 480 с.
. Царик, А.В. Справочник работника физической культуры и спорта [Текст] / А.В. Царик. - М.: Советский спорт, 2005. - 740 с.