Реабилитационная педагогика -это научное направление, объединяющее медицинские, психологические, общепедагогические и дефектологические знания и, хотя, ему уже более 200 лет, теоретическая область реабилитационно-педагогической деятельности находится сегодня лишь в стадии формирования.
Коррекция- написать……….
Реабилитация- Согласно определению Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «реабилитация - это применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей». Это определение адекватно тому, которое принято и в англоязычной педагогике. В то же время в других странах (франкоязычные, испаноязычные) чаще используется термин реадаптация.
Абилитация Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии целесообразно применять термин абилитация (от лат. habilis - быть способным к чему-либо), так как в отношении раннего возраста речь может идти не о возвращении способности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и пр., а о первоначальном ее формировании.
-Давайте подумаем, что или кто является Объектом, субъектом и предметом СП(специальной педагогики-отрасль педагогики, изучающая работу с детьми с особенностями).
Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен.
Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.
|
Предмет специальной педагогики - теория и практика специального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, особенностей его становления и социализации как личности, а также использование этого знания для нахождения наилучших путей, средств, условий, которые обеспечат коррекцию физических или психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и образование такого человека в целях его социальной адаптации и интеграции в общество и обеспечения ему возможности максимально независимой жизни. «Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка», - писал в связи с этим Л.С.Выготский «Именно для того, чтобы дефективный ребенок мог достичь того же, что и нормальный, следует применять совершенно особые средства»
-Цели СП будут перекликаться с другими отраслями педагогики?
-Подумайте, какие цели СП
Имея с общей педагогикой единую конечную цель - достижение развивающейся личностью социализации и самореализации, специальная педагогика подчеркивает в этой цели сущностный для человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности смысл: достижение им максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.
|
Специальная педагогика имеет и систему целей, без достижения которых невозможна ни социализация, ни самореализация человека с ограниченными возможностями. К числу целей более общего уровня относятся: коррекция недостатка, его компенсация педагогическими средствами; абилитация (применительно к младенческому и раннему возрасту) и реабилитация, в первую очередь социальная и личностная.
Достижение этих целей специальной педагогики становится возможным тогда, когда достигнуты конкретные цели обучения и воспитания, образования в целом, т.е. когда налицо положительные результаты коррекции и компенсации недостатка. Например, для лиц с нарушениями зрения - это овладение специальными средствами чтения и письма, ориентировки в пространстве; для неслышащих - овладение навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего и с использованием остаточного слуха и др.
тифлопедагогика (незрячие и слабовидящие); сурдопедагогика (глухие, слабослышащие и позднооглохшие); тифлосурдопедагогика (слепоглухие); логопедия (лица с нарушениями речевого развития); олигофренопедагогика (лица с нарушениями интеллекта и с образовательными затруднениями);
отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
В стадии становления находятся области специальной педагогики, специализирующиеся на помощи хроническим больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями.
|
Специальный образовательный процесс протекает в специальных образовательных условиях:
- Наличие современных специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих);
-Учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции;
- Адекватную среду жизнедеятельности;
-Проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами;
- Предоставление медицинских, психологических и социальных услуг;
Лица с особыми образовательными потребностями могут осваивать разные уровни образования - это зависит:
- От имеющихся интеллектуальных возможностей;
- Качества и своевременности создания специальных образовательных условий;
Глубоко умственно отсталые дети осваивают в основном программы средового и социального адаптирования.
Другие категории лиц с отклонениями в развитии (неслышащие, слабослышащие, незрячие и др.) способны получить общее среднее образование, среднее и высшее профессиональное образование.
Содержание специального образования - педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков опыта творческой деятельности и эмоционально-целостного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие ребенка с особыми образовательными потребностями.
Содержание специального образования обусловлено спецификой отклонений и возрастными особенностями.
Специальный образовательный стандарт (государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья) -базовый нормативный документ, определяющий структуру и содержание специального образования лиц с особыми образовательными потребностями.
На специальном образовательном стандарте основывается разработка содержания специального образования. Он отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей, профилактической и оздоровительной работе, а также к трудовой и начальной профессиональной подготовке лиц с особыми образовательными потребностями (Н.М.Назарова).
Стандарт включает 2 компонента:
-Федеральный - обязательный минимум содержания образовательных программ;
-Национально – региональный - устанавливает конкретные условия и особенности образования.
Стандарты специального образования рассчитаны на весь период социализации человека с ограниченными возможностями.
При разработке требований стандарта учитываются недостатки развития:
-Общие для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями;
-Характерные для определенной категории данных лиц.
Общие нарушения:
-Замедленное и ограниченное восприятие;
-Недостатки развития моторики;
- Недостатки речевого развития;
- Недостатки развития мыслительной деятельности;
-Недостаточная познавательная активность;
-Пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
- Недостатки в развитии личности.
Для преодоления указанных нарушений развития предусматриваются:
- Изменения в содержании образовательных предметов;
-Специфические учебные предметы (например, для слепых детей-занятия по обучению ориентировке в пространстве и развитию мобильности и др.).
Дом задание
Конспект темы Коррекционная педагогика в системе отраслей педагогической науки.
Прогнозирование ситуаций социальной помощи клиентам, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности.
Просмотреть ролики.
Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 2015.
Коррекционная педагогика. Под ред. Пузанова Б.П. – М., 2017.
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 2017.
Немов А.А. Психология. – М., 2015.
Специальная педагогика. Под ред. Назаровой Н.М. – М., 2014.
Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 2009.
Борякова Н.Ю. Педагогические системы. – М., 2009