У каждого шамана, при общей мировоззренческой основе, всегда были и будут свои индивидуальные особенности (сфера действия, подбор союзников, сила, песня, судьба и пр.). С другой стороны, одним из важнейших условий эффективности шаманских камланий является доверие, аудитории силе шамана. Современный человек радикально отличается от традиционного, поэтому умение шамана убедить пациента в своем могуществе зависит от его мастерства психолога, при этом часто необходимо использование и научной лексики.
26 сентября 1997 г. вышел Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», третий по счету с начала перестройки. Новая редакция закона, в целом достаточно либеральная, признавала «особую роль православия в истории России» и была нацелена на практическое ограничение деятельности зарубежных миссионерских групп и новых религиозных движений, которые наводнили страну в последнее десятилетие. На основании этого закона любая местная группа, претендующая на статус юридического лица, должна была либо войти в централизованную систему того же вероисповедания, либо подтвердить свое присутствие на российской территории в течение не менее 15 лет. Последнее означает, что какая-нибудь новая религиозная группа должна была появиться в России как минимум в 1982 году, в конце брежневской эпохи.
Таким образом, в действующее законодательство был введен критерий традиционности религиозных организаций. Закон, конечно, не стал непреодолимым барьером для всех иностранных миссионерских трупп, но все-таки сдержал бурный расцвет сект начала 1990-х. Например, последователи корейского проповедника Муна сейчас уже не арендуют стадионы, а действуют маленькими разрозненными группами.
Обратной стороной медали стали непредвиденные препятствия для некоторых других религиозных организаций. В большинстве своем они занимаются восстановлением традиционных верований и практик, которые существовали испокон веков, но никогда не были конфессиями. Шаманизм в Хакасии с некоторыми сложностями получил статус официальной религии только в этом году. До этого молодым культурно-религиозным центрам отказывали в регистрации, поскольку организованы они были совсем недавно, в 1990-х годах, на волне общероссийского интереса к народному целительству.
|
В 1997 I. со сходными юридическими сложностями столкнулась и «Международная ассоциация буддистов школы Карма Кагью», о которой и пойдет здесь речь. Началом ее существования в РФ и в других странах постсоветского пространства формально можно считать 1989 год: датчанин Оле Нидал, один из духовных учителей в тибетской традиции карма кагью, первый раз посетил Санкт-Петербург и Москву с курсом предварительных лекций. Визиты вскоре возобновились, и за первые четыре года его движение покрыло сетью своих локальных центров более чем 50 городов на Европейской территории России, в Калмыкии, Сибири, на Украине и в Казахстане. По правовым нормам карма кагью Оле Нидала явно недотягивала до требуемой по закону 15-летней истории существования. Но само движение родилось много раньше, и не в России.
В Хакасии возрождается старинная религия шаманизм. Ее главный постулат: человек должен жить в гармонии с природой.
О шаманах ходят легенды, рассказывают, что они могут если не нее (к примеру, о случаях излечения от наркомании или алкоголизма ничего не известно), то многое. Жители Таштыпского района, в частности, до сих пор вспоминают историю, которая произошла в 30-х годах прошлого века. Один из местных шаманов тогда был арестован, милиционеры повезли его в Абакан. А по дороге из любопытства решили проверить, на что он, в самом деле, способен. Сказали: сделай так, чтобы здесь появился медведь.
Косолапый рядом действительно возник - и тут же исчез. Милиционеры призадумались и, дабы не тратить таинственные чары зря, попросили найти потерявшихся несколько дней назад лошадей. Шаман быстро и точно указал нужное место - и коней тут же обнаружили. Того шамана, согласно легенде. отпустили на все четыре стороны.
|
Других, впрочем, не щадили. И в советские времена, и раньше, в период христианизации коренного населения, шаманов преследовали, многие за свое упорство сиживали в тюрьмах. И все-таки извести шаманизм в Хакасии, зародившийся здесь 1,5 тысячи лет назад, не удалось. Хотя внутри этих верований, обычаев сегодня звучат и другие отголоски от язычества, манихейства или огнепоклонничества, да и христианства. Не раз менялся, к примеру, обряд погребения. С приходом скифов или гуннов появилось бальзамирование, позже - сжигание.
Нужно особо отметить, что хакасы, наряду с шаманизмом, сохранили, в основном, и другие религиозные обряды - кормление Матери-огня, охотничьи обряды, очеловечивание дерева, притягивание шаманом духа зверя для удачи охоте и др. О широком распространении шаманизма в прошлом свидетельствует и топонимика Хакасии.
|
В 80-х годах XX века приходилось наблюдать использование шаманкой Кичеевой Пыйачах при камлании в качестве атрибутов гусиных крыльев.
В современном хакасском шаманизме термин почти неизвестен, а распространен термин. Основная суть этого действия состоит в том, чтобы выгнать. Человек (заболевший), в отличие от данных Н.Ф.Катанова, не говорит, что у него заболело (для постановки диагноза болезни существуют врачи), а говорит «чабал ниме урунды» или «ниме урунча» («нечто такое наткнулось», «что-то наткнулось)». Тогда, по просьбе больного, за лечение берется человек, который оказался в данный момент рядом. Больной садится на землю по-турецки. Человек, изгоняющий «нечто плохое», чуть приоткрывает дверь (если в помещении), берет что-нибудь из одежды, начинает бить больною по плечам. по спине, затем обмахивает его поверх головы, зевает, стряхивает брюки в дверь и сплевывает («тпок-тпок-тпок») трижды. При этом многие творят заклинания, но это, по наблюдениям автора, не шаманские песнопения-молитвы. Суть заклинаний в том, чтобы напугать «нечто плохое», затем бить его. От ударов нечто плохое покидает тело и человеку становится легче. Существует поверье, что нечто плохое очень боится новичков, т.е. тех. кто еще не знает, как «бить», и бьют как попало, и «нечто плохому» тогда приходится очень плохо. Нужно отметить что большинство заклинаний «камлающий» поёт (вернее, передает) своими словами.
Основная причина того, что распространение получило именно это действие т.е. «обмахивать», «бить одеждой, вероятно, в том, что не осталось сильных шаманов, т.е. некому направить новичков-шаманов. Но в последнее время прослеживается тенденция (даже очень сильная) к возрождению хакасского шаманизма. Недавно в Республике Тыва была утверждена шаманом женщина-хакаска. Нужно подчеркнуть, что хакасские шаманы для утвержден их шаманом ездили в Туве. Например, дядя по материнской линии автора этой работы Амзараков Пысха ездил в Тыву (вернее, его увезли на лошадях), так он в состязаниях по прыжкам через огромный костер победил сильнейшего тувинского шамана, был утвержден в звании «белого шамана» т.е. «хороший шаман», в отличие от «шамана-едуна» - «чеек хам». «Чеек хамнар» существовали в родне автора данной работы.
Что она делает лучше (уж точно) - это скачет на неизменно белой лошади во время национальных праздников «Тун пайрам», «Чыл пазы». Старинные шаманские традиции трудно и медленно, но все-таки возрождаются. С начала 90-х XX века в Хакасии не раз открывались организации религиозного толка «Ах чаян», «Хан типр». Прежде всего, они занимаются изучением истории, культуры шаманизма. Культовые ритуалы, обряды совершаются не по учебнику - с участием самых настоящих шаманов. Так называемое камлание нечто вроде транса, в который под бубен и звон подвесок, речитатив и песнопения впадают вершители действа, проводятся и по праздникам, и в чисто прикладных целях. Чтобы, к примеру, вылечить человека или очистки, местность от черной энергии. Кстати, встречаются и черные шаманы, способные исковеркать чью-то жизнь или вовсе довести до смерти. Такие в старью времена не жаловали даже близкие родственники, замуровывали в скалах. Иначе с ними было не справиться.
Особенностью современного мирового шаманизма является ряд моментов: шаманизма развивается как филосовско-религиозная система (а не только культово-ритуальные практики), являющаяся законченным мировоззрением, цель и смысл которого не только почитать и сохранять жизнь, но и пробуждать к ней.
Шаманизм стремится найти свою нишу в духовном опыте человечества, определить общее с мировыми религиозными системами при акценте на особенном (тюрко-монгольский, сибирский шаманизм) и единичном (хакасский, тувинский и пр.). Самое первое, что роднит шаманизм с мировым религиозными системами, это общечеловеческие этические нормы. Известно также, что именно шаманизм "подарил" им некоторые особенности ритуальной практики (окуривание, обрязгивание, движение по кругу и многое другое). С буддизмом их роднит теория реинкарнаций, медитация. В шаманизме, как и в даосизме, первоосновой является Закон (Дао). Конфуцианство и шаманизм перекликаются культами неба, предков и жесткой системой устройства общества. Уникальное же лицо шаманизм связано с тем, что нет другой такой традиции, которая была бы настолько ориентирована на природу, как шаманизм.
Появились новые формы шаманизма. Так известный исследовать мирового шаманизма М.Хоппал выделил «городской шаманизм», который, по его мнению, имеет свою специфику в ритуалах.
В современных условиях особого внимания требует вопрос о полноте восстановления шаманских ритуалов. При тщательном исследован оказывается, что каждое шаманское действие, слово, песет строго определенный смысл. Другое дело, что современная аудитория, вырванная из традиционного мировосприятия и образа, очень часто многого не понимает и не воспринимает. Современному человеку, получившему образование и воспитание на базе европейского рационализма, очень сложно многое брать на веру. Осложняет ситуацию и то, что у каждого шамана, при общей мировозренческой основе, всегда были и будут свои индивидуальные особенности (сфера действия, подбор союзников, сила, песня, судьба и пр). С другой стороны, одним из важнейших условий эффективности шаманских камланий, является доверие аудитории силе шамана. Современный человек радикально отличается от традиционного, поэтому умение шамана убедить пациента в своем могуществе зависит от его мастерства психолога, при этом часто необходимо использование и научной лексики.
В шаманской тысячелетней традиции существует представление о «местах силы», которые могут быть как небольшими, так и значимыми в мировом масштабе. От состояния этих территорий зависят судьбы в мировом масштабе. Такой сакральной землей является и древняя Хакасия.
Таким образом, возрождение шаманизма начинается только в конце XX века. И его главным постулатом стал человек, который должен жить в гармонии с природой. В наше время шаманизм это обряд, так как многие не верят в шаманов.