(пели бхаджан Шри Кришна Чайтанья прабху….. дойа коре море…..)
Это замечательна песня Нароттама даса Тхакура, в которой он молится о милости. Возможно, вы помните, кода мы в первый раз обсуждали уроки из игр Господа Чайтаньи, мы говорили об одной игре с чисткой храма Гундича, как Господь Чайтанья и другие преданные очень тщательно его чистили. И, собственно, Господь Чайтанья сделал некоторое соревнование из чистки этого храма, чтобы посмотреть, кто может собрать больше грязи. Когда в конце сравнили кучи мусора разных преданных, куча Господа Чайтаньи была больше, чем все кучи остальных преданных вместе взятые. Тогда храм стал очень чистым, он был безупречен, не было ни единого пятнышка. Храм сиял, и все были очень довольны, что смогли принять участие в этой чистке. Но затем Господь Чайтанья сделал нечто неожиданное, сказав: «Ну, хорошо, давайте почистим его еще раз! Вычистим его заново!». Преданные подумали: «Почему Он так говорит? Нет уже нужды заново чистить храм? Нет смысла его чистить! Он безупречно чист». Но Господь Чайтанья настаивал, и они во второй раз почистили храм. И во второй раз они собрали мусора еще больше чем в первый. И опять у Господа Чайтаньи куча мусора была больше, чем у всех остальных преданных вместе взятых.
Шрила Прабхупада обсуждает важность этой чистки, что эту чистку можно сравнить с различными уровнями очищения нашего сердца. Смысл в том, что Господь Чайтанья собирал мусора больше, чем все преданные вместе взятые. Один урок, который мы можем извлечь из этой игры, как и те преданные, которые, на сколько могли, чистили храм, что мы можем, и мы должны чистить наши сердца на столько, на сколько это возможно. Когда в нашем уме проявляется какое-то материальное желание, мы должны попытаться избавиться от него. И конечно, мы не должны потворствовать другим типам идей. Мы должны приложить все усилия, чтобы избавится от майи. Но в этой конкретной игре, очень ярко представлена одна идея. Конечно, мы должны прилагать огромные усилия, но в остальном мы должны получить милость Господа. Это всегда самый важный фактор. Милость Господа и милость преданных – это самое главное, что касается нашего духового прогресса.
|
То же самое мы можем увидеть в этой песне, которую мы сейчас пели. Нароттам дас поет, он молится, обращается, взывает: «Пожалуйста, будь милостив ко мне. Шри Кришна Чайтанья прабху дойа коре море. Ты, Господь Чайтанья, пожалуйста, будь милостив ко мне. Тома бина ке дойалу джагата самсаре. Кто же кроме Тебя может быть милостивее в этом мире?».
Какие-то другие люди могут попытаться дать какую-то милость. Могут накормить голодных, оказать медицинскую помощь нуждающимся в ней. Это что-то хорошее. Но дело в том, что если вы накормите голодного сегодня, завтра он снова будет голодать и на следующий и дальше, каждый день. Этому не будет конца. Конечно, кормить других это хорошо, но это не самое главное. Но только не думайте, что это относиться к нашей программе «пища жизни». Это не так, потому что в данном случае, мы раздаем Кришна-прасад. Конечно, мы помогаем людям избавиться от чувства голода, но это также избавляет их от существования в материальном мире.
Господь Чайтанья дает значительную милость. По Его милости все проблемы материального мира решаются навсегда. Затем Нароттама дас продолжает: «Патита павана хетту тава аватара. Ты низошел, чтобы освободить самых падших. И я самый падший. Нет никого более падшего, чем я. И у меня первое право получить Твою милость».
|
Затем он молится Господу Нитьянанде: «Премананда сукхи. Ты всегда погружен в это счастье. Крипа балокано коро ами боро духкхи. Крипа коро – пожалуйста, будь милостив ко мне. Ами боро духкхи – потому что я очень печален в этом материальном мире. Дойа коро сита пати адвайта госаи. О, Господь Адвайта ачарья, пожалуйста, будь милостив ко мне. Твоя милость также могущественна. Потому что по Твоей просьбе, Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда пришли в этот мир».
Затем он обращается за милостью к шести Госвами, а также к Сварупе Дамодаре Госвами, Локанатхе Госвами. «Дойо коре шри ачарья прабху шринивас. О Шринивас ачарья, пожалуйста, будь милостив ко мне. Позволь мне получать общение твоего ученика Рамачандра даса». Это очень замечательная песня. И это настроение очень сходно с тем настроением, которое должно быть у нас. Потому что нам нужна милость. Мы заперты в материальном мире, боремся с материальной энергией и очень далеки от своего дома. И мы действительно очень нуждаемся в этой милости. То есть, таким образом, мы должны следовать по стопам Нароттамы даса Тхакура и молится о милости у всех, кто может дать ее. Молится Господу и Его спутникам, другим великим преданным.
Так сейчас мы продолжим этот семинар. Я выбрал несколько игр Господа Чайтаньи. Мы можем посмотреть, чему можно научиться из этих игр. Может быть, сначала посмотрим, как получил милость Мукунда Датта?
|
Ну, вообще, эта игра Господа Чайтаньи, описанная в «Чайтанья Бхагавате». Она происходит во время махапракаша-лилы Господа Чайтаньи. Вплоть до этой игры, Он скрывал Свою форму, как форму Господа, и даже иногда действовал, как бы против сознания Кришны. Иногда Он подходил к преданным, как до сих пор люди иногда делают, и говорил: «Вы, Харе Кришна – глупцы!». Танцевал и прыгал, как делают люди, вроде как насмехался над преданными. Некоторые преданные говорили Ему: «Ну, послушай, Ты же из хорошей семьи, Тебе не надо так делать, это неправильно». Затем Господь Чайтанья им отвечал: «Ну ладно, ладно. Подождем, посмотрим. Через какое-то время Я стану лучшим преданным, чем любой из вас! Вот подождете и посмотрите, Я стану лучшим преданным, чем вы!».
Преданные не знали, что и подумать: «С одной стороны Он насмехается над нами. Затем Он становится таким напыщенным и гордым. Что же нам делать с этим Нимаем Пандитом». Затем ушел Его отец, и Он, отправившись в Гаю, встретил там Ишвару Пури и стал проявлять симптомы становления преданным. И Он стал замечательным преданным. Все были очень сильно и приято удивлены. И, тем не менее, Он еще не раскрывал того факта, что был Господом. Но, во время этой махапракаша-лилы Он стал показывать, то, что Он является Господом. Он подзывал всех преданных одного за другим и говорил, какой является их вечная форма на Голоке Вриндаване или на Вайкунтхе.
Например, он позвал Мурари Гупту и сказал ему: «Мурари! Посмотри на меня!». Мурари посмотрел на Господа Чайтанью и увидел Господа Раму, Ситу, Лакшмана. Он смотрел и потрясался. Мурари видел: «Господь Рама. Сита. Лакшман. А где же Хануман?». Он оглядывался вокруг, потом взглянул на себя, и увидел, что он сам является Хануманом. Он просто рухнул в обморок в экстазе. Такие вот вещи там происходили. Господь подзывал разных преданных и по очереди открывал им их сварупу.
Был один очень знаменитый хороший преданный, но Господь его не позвал. Эта лила подходила к концу. Он уже позвал всех, но этого преданного не звал. Это был Мукунда. Все недоумевали: «А как же Мукунда? Может быть, Господь Чайтанья забыл о Мукунде?».
Сейчас мы немного расскажем, что же произошло с Мукундой. В конце этого описания приводится то, что называется фалостути. Фало – означает плод. Стути – означает молитву, стих. Фалостути – означает, стих, который описывает плод, который вы получаете в результате чего-то. Обычно он приводится в конце какого-нибудь повествования. То есть описывается, что если вы внимательно слушаете это или о чем-то, то вы получите вот то-то. В конце этого описания о Мукунде есть тоже такой фалостути. То есть вместо того, чтобы говорить об этом в конце, мы скажем об этом сначала. Потому что там есть условие, если вы будете делать это, тогда вы получите такой-то результат.
Слушайте внимательно, приготовьтесь. Это фалостути. «Любой, кто испытывает счастье, просто слушая это повествование, несомненно, встретится с Господом Чайтаньей лицом к лицу. Вы должны слушать и должны быть счастливы от этого. Не должны смотреть на часы, «когда же он закончит». Просто постарайтесь об этом слушать».
Мукунда был особенный преданный. Он был певцом. Но он был не просто обычным певцом. Он не был даже обычным певцом-киртанистом. У нас здесь есть очень хороший киртанист в Красноярске. Но он был даже лучше. Иногда он вел киртаны в течение 72 часов без остановки. Единственная причина, по которой он останавливался, потому что остальные преданные настолько уставали, что не могли продолжать. Он никогда не уставал воспевать славу Господа. Он пел так хорошо и его голос никогда не срывался.
Я, конечно, могу петь, но когда я повышаю голос, кричу, мой голос срывается. А он пел 72 часа. Бхадвешвара Пандит был еще одним спутником Господа Чайтаньи, который танцевал в течение 72 часов. Не просто как-то двигался, но он действительно очень красиво танцевал. Вращался, кружился, летал! Это был невероятный танец. И он молился Господу Чайтанье: «Пожалуйста, дай мне крылья, чтобы я мог летать и танцевать». То есть, эти двое преданных, были особенными преданными, они были особые «люди киртана».
Предыдущая жизнь Мукунды была не совсем обычной. Он происходит из необычной семьи. Некоторые из членов его семьи, были преданные – Гаудия-вайшнавы. А другие были преданными из других Вайшнавских сампрадай, и они не признавали Господа Чайтанью. Они даже не воспринимали так серьезно Радху и Кришну. В основном они думали, что Верховная Личность – это Лакшми-Нараяна. Там были так же еще члены семьи, которые были маявади. То есть его положение в семье, было очень необычным. И он не мог просто встать и уйти, он был определенным образом связан с этой семьей.
Иногда они садились в кружок и обсуждали разные темы. Знаете, в те времена, они не садились и не смотрели телевизор. Правда! Они собирались и разговаривали на разные темы. Такова была их жизнь каждый вечер. Иногда маявади побеждали в споре: «Все едино! Мы все Боги! Я Бог!». Иногда в другой вечер, другие члены семьи другой сампрадайи брали вверх: «Радха и Кришна! Нам нет до них особого дела! Нам нравится Лакшми-Нараяна! Нараяна – изначальная Личность Бога». И Мукунда, был зажат как в тиски со всех сторон. Иногда он просто не мог вырваться оттуда. Иногда, чтобы просто избежать конфликта, ему приходилось соглашаться с ними. Не потому, что он думал, что они правы, а для того, чтобы они успокоились и были счастливы. Иногда ему приходилось соглашаться: «Ну да, мы все Боги. Радха и Кришна, Они не так важны». Конечно, это не так уж хорошо, и он себя очень плохо чувствовал из-за этого. Но избежать этого он не мог.
Итак, в этой махапракаша-лиле Господь Чайтанья подозвал к себе каждого преданного, и спустя 21 час он сказал: «Ну, все, мы закончим на этом». Но Он не позвал Мукунду. Все преданные знали Мукунду, что он был очень дорог. И Шривас Тхакур обратился к Господу Чайтанье: «О, мой Господь, я думаю, что Ты, возможно, забыл о Мукунде? Поэтому, перед тем как Ты закончишь, позови его?». И Господь Чайтанья вскипел: «Что?! Мукунда! Да Я даже его лицо видеть не хочу!». Преданные были настолько шокированы, что даже не могли себе этого поверить. Преданные говорили: «Но он же такой замечательный киртанист. Он вкладывает в свое пение столько бхакти!». Господь Чайтанья отвечал: «Но он очень хорошо знает, как разыгрывать спектакль. Когда он с нами, он ведет себя как очень смиренный преданный, но когда он с членами своей семьи, это совсем другая история. В одной руке он держит цветок, в другой – металлическую булаву. Когда он с нами, у него цветок, когда с семьей, он бьет Меня своей булавой!».
Господь Чайтанья сказал: «Он соглашается с ними и говорит, что мы все боги. И что все являются богами. Иногда он говорит, что нам не нужны Радха и Кришна, что будем, поклонятся Лакшми Нараяне». Господь Чайтанья продолжал: «Это приносит Мне такую боль! А затем он приходит сюда к нам и «Харе Кришна», у него красивая улыбочка, цветочек в руке, соломинка, зажатая в зубах». Соломинка в зубах – это жест очень большого смирения. «Но как только мы повернемся к нему спиною, в его руке появляется булава».
Тогда Господь Чайтанья сказал: «Я никогда, никогда снова не хочу видеть его лицо!». Мукунда когда услышал эти слова, находился рядом с выходом. Он просто упал. Затем он обратился к Шривасу: «Пожалуйста, скажи Господу, что на самом деле это не так. Я совершенно так не считаю. Просто у меня такая семья и я не знаю, что мне с этим поделать». Шривас вернулся к Господу Чайтанье и опять обратился к нему. Господь Чайтанья так разгневался: «Если ты еще раз подойдешь ко Мне с этим, Я уйду, и вы Меня больше никогда здесь не увидите!».
Спустя 21 час такого обмена любовными взаимоотношениями с Господом, казалось, что весь настрой был уничтожен. Шривас сидел, плакал и говорил: «Господь. Пожалуйста. Я говорю, что это все совершено не так!». Затем Господь Чайтанья ответил Шривасу Тхакуру: «Хорошо. Если ты просишь, Я соглашусь. Я увижусь с ним спустя 10.000.000 жизней. Тогда Я точно его увижу, но не раньше».
Мукунда находился где-то возле входа в помещение. Когда он услышал фразу о 10.000.000 жизней, он пришел в такой экстаз, что его совершено нельзя было контролировать. Он подпрыгивал на метры вверх, катался по двору и слезы экстаза катились по его лицу, он повторял: «Я увижу! Я увижу!». Пока все это происходило, Господь Чайтанья выглянул: «что там происходит снаружи».
Господь Чайтанья подозвал Шриваса: «Позови его, Я встречусь с ним сейчас». И они вышли, чтобы подозвать Мукунду. Но он танцевал в таком экстазе, что они просто не смогли его привести. Потом они его поймали и привели к Господу, и Господь обратился к нему: «Поднимись, поднимись Мукунда! У тебя в сердце нет даже зернышка оскорбления. Твоя вина общения с плохими людьми полностью искоренена. Сейчас ты победил Меня. Когда Я произнес эти слова, что он увидит меня спустя 10.000.000 жизней, ты немедленно принял это с полной верой. Благодаря этой вере, ты сделал Меня вечным заключенным в своем сердце. Даже если ты совершишь 10.000.000 оскорблений, они не будут считаться оскорблениями, поскольку ты очень дорог Мне. Ты мой певец. Оставайся в моем обществе. Я хочу наслаждаться разговорами и шутками с тобою».
Еще один стих фалостути. «Любой, кто слушает это повествование о Мукунде, будет петь вместе с ним. Это означает вместе с Господом Чайтаньей. Любой, кто испытывает счастье, слушая это повествование, несомненно, встретиться с Господом Чайтаньей лицом к лицу». 10.000.000 жизней для Мукунды, это не было так серьезно. Он не думал, что это нечестно, что это не милостиво. Он радовался, потому что для него это было ничто. И поскольку у него была такая сильная вера, считается, что он уже находиться с Господом Чайтаньей.
Я думаю, что здесь есть два урока, которые мы можем извлечь из этой игры. Один из них – не попадать под дурное общение. Есть разные виды дурного общения. Первое – материалистичные люди. Люди, которые имеют неправильные философские понимания, это так же дурное общение. Рупа Госвами называет в «Нектаре Преданности» два вида неправильного общения. Первый – люди, которые слишком материалистичны. Они просто поглощены материальным наслаждением. Второй – общение с теми, кто не является противниками Кришны, им может даже до какой-то степени нравиться Кришна, они могут быть даже преданными, но из-за своего тонкого осквернения в сердце, они могут дурно влиять на вас.
Когда вы боретесь за свое воспевание, такие люди могут говорить: «Зачем ты так стараешься воспевать святое имя, не будь таким искусственным в этом. Ты должен воспевать тогда, когда тебе нравиться. Зачем ты так упорно стараешься следовать регулирующим принципам. Ты разочаруешься. Это плохо скажется на тебе. Особенно четвертый принцип. Зачем тебе так волноваться по этому поводу. Все же знают, что ты не можешь следовать этому принципу. Просто сделаем три регулирующих принципа».
Эти вещи могу осквернять наше сознание Кришны. Особенно опасны люди, которые являют собой пример маявади. Господь Чайтанья был особенно разочарован, что Мукунда слушал таких людей. Прабхупада чувствовал то же самое. У нас есть две части пранама мантры Шриле Прабхупаде. Первая мантра традиционная. Но вторая мантра написана специально для Прабхупады. Вообще-то, Прабхупада сам ее написал. Намасте сарасвати деве гауравани прачарине… Мы предлагаем свои поклоны Шриле Прабхупаде, который является слугой Бхактисиддханты Сарасвати, который несет послание Господа Чайтаньи. Нирвишеша шуньявади пашчатья деша тарине… И он побеждает эту философию пустоты и майавады, которая заполонила западный мир.
Он написал эту молитву сам. Он чувствовал, что это является его самым главным вкладом – уничтожение майавады и пустоты. В самые ранние дни, когда Прабхупада начал проповедовать в Нью-Йорке, он давал лекции, говорил о Сознании Кришны, затем начинал говорить о маявади. И вдруг внезапно он становился очень сильным, его голос звучал гораздо громче, и начинал порицать маявади. Все преданные, которые в то время засыпали, просыпались и думали: «Ничего себе, похоже, он очень сильно не любит этих маявади». И после лекции, преданные немного обсуждали это. Они обращались друг к другу: «Как думаешь, почему он так строго относиться к этим маявади? Почему он так гневается, когда говорит о них. Почему он не так расстраивается когда говорит о материалистичных людях, или о христианах? Почему маявади? Что с ними не так».
Один преданный предположил: «Я думаю, что знаю, в чем проблема. Свамиджи – пожилой человек. Похоже, у него был очень плохой опыт в общении с маявади, и это его навязчивая идея ненависти. Когда дело доходит до маявади, он вспоминает свой старый опыт и начинает гневаться по этому поводу». Но конечно это было не так.
На самом деле, маявади очень опасны, и Господь Чайтанья так живо это показал. Но с другой стороны Он также показал, насколько Он милостив. Если преданный совершает какую-то очевидную глупость, и если преданный обращается к Нему с большой искренностью (настоящая искренность, не показная или половинная), когда он очень искренне раскаивается и очень серьезен, чтобы вернуть все на правильный путь, тогда Господь, несомненно, примет и обнимет его и одарит его Своей милостью. И нам нужен такой Господь. Не так ли? Потому что я думаю, что мы иногда делаем какие-то глупости. Не так ли? То, что мы прекрасно знаем, что нельзя делать, но так или иначе делаем это.
Итак, вот это мы должны культивировать. По настоящему больше и больше находить прибежище в стопах Господа и не отклонятся, и не терять так легко прибежище у стоп Господа. Харе Кришна!
--------------------------------------------------------------------------------
Вопрос: Как может имперсонализм проявляться в нас?
Ответ: В первую очередь, имперсонализм проявляется в нас, когда мы думаем, что являемся этим телом. Но это тело не является личностью. Это просто такой мешок с химическими элементами. Личностью является душа, которая находится внутри тела. И все мы думаем, что то, что не является личностью, по нашему мнению таковой является. То, что на самом деле является личностью, вечная душа – мы ее игнорируем, в этом проявляется имперсонализм.
Так же у нас есть склонность думать, что мы самые важные – то, что хорошо для меня, это самое главное. Все остальные не так важны. Но на самом деле все остальные не менее важны. Они так же важны, как и мы. И мы рассматриваем себя, как важных совершенных личностей. «Любой другой человек не является такой же важной личностью, каким являюсь я. Они меньше личности, чем я. Не надо о них беспокоиться». Это так же имперсонализм. Или как, например, расизм. «Белые – лучшие! На черных африканцев нам вообще наплевать». Или сексизм – «мужчины лучше женщин. Ну, женщины, конечно, должны быть где-то рядом, но они не должны иметь право голосовать. Денег им тоже не надо давать». Это тоже имперсонализм. А затем: «мы – люди. Животные не важны. Давайте их просто убивать и есть – это самое лучшее, что можно сделать». Это тоже имперсонализм. Они равны нам. Даже животные, что уж говорить о людях. Даже растения и насекомые. Все остальные также важны, как и мы с вами. И Прабхупада показывал все это.
Есть одна замечательная история со Шрутакирти прабху, который был личным слугой Шрилы Прабхупады. Прабхупада позвал его в свою комнату, и указал на что-то в центре пола и говорит: «Ты видишь это?». И Шрутакирти прабху посмотрел и отвечает: «Нет, ничего не вижу». Прабхупада настаивал: «Нет, вон видишь, там насекомое!». И Шрутакирти посмотрел, и увидел там маленькое насекомое на полу. Прабхупада говорит: «Оно там сидит уже десть минут и не двигается. Я думаю, оно проголодалось, посади его на цветок, который предложили божествам». И Шрутакирти посадил это насекомое на предложенный цветок, и жучок начал поедать этот цветок. Прабхупада был очень счастлив. И таких случаев было очень много. Хорошо?
Вопрос: Кем является Мукунда Датта в духовном мире?
Ответ: Он им и является. Это его вечная духовная форма. Его проявление в играх Господа Чайтаньи. Я думаю, он так же является певцом в Кришна-лиле. Он, несомненно, вечно находится в играх Господа Чайтаньи.
Харе Кришна!
Шрила Прабхупада Ки!
Джай!