Делакруа и характер его творчества




Что такое романтизм?

Романтизм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией, обозначенной появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

Романтизм возник из особого мироощущения поколения людей, испытавших на себе поражение Великой французской революции и потерявших веру в идеалы Просвещения. Драматизм социальной атмосферы, окружавшей человека, усугублялся еще и тем, что утрата казавшихся незыблемыми ценностей породила в творческой среде настрой пессимизма и разочарования. Именно в этом мучительном несовпадении мечты с реальностью следует искать основы романтического мировосприятия.

Творцы — художники, писатели, поэты, музыканты — выбрали объектом нового идеала скрытую душевную жизнь человека. Центром внимания романтиков стала мятущаяся личность с ее страстями и переживаниями, жадным стремлением к свободе.

 

Романтизм в живописи

Характерной чертой романтизма является то, что в каждой отдельно взятой стране это направление приобретало свой особый национальный колорит. Например, в Германии, где романтические идеи возникли раньше, чем в других странах Западной Европы, художники стали идеализировать средневековое прошлое. Немецкие романтики отдались в плен безотчетным душевным порывам, рассуждениям о бренности человеческой жизни. Поэтому их творения часто носили пассивный и созерцательный характер, а целью главного героя было познать самого себя.

Лучшие работы немецкие художники-романтики создали в области портретной и пейзажной живописи. Особо следует отметить полотна выдающегося портретиста Отто Рунге. При внешнем спокойствии они поражают интенсивной и напряженной внутренней жизнью. Также в список самых выдающихся мастеров данной эпохи можно отнести пейзажиста Каспара Давида Фридриха.

В Англии романтические тенденции наиболее остро проявились в графических и живописных работах художника Иоганна Генриха Фюсли. Придерживаясь основных принципов романтизма, пейзажист мастерски сочетал в своих картинах гротескную фантастику с классической идеализацией.

Совершенно в иной ипостаси предстает романтизм как направление искусства живописи во Франции.

Французский романтизм прежде всего был тесно связан с исторической обстановкой в стране. Это художественное течение отразило глубокое разочарование от результатов Великой французской революции, стало протестом против буржуазной действительности.

Художники -романтики Франции более активно, чем в других странах Западной Европы и России, восставали против традиционных академических принципов классицизма. Французских художников увлекали сильные и деятельные личности, люди глубоких переживаний и страстного темперамента.

Мастера живописи находили своих героев среди современников, в национальной истории. Одним из важнейших представителей эпохи французского романтизма и романтизма в целом является Эжен Делакруа.

 

Биография художника

Фердинан Виктор Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа 26 апреля 1798 года. Официально его отцом считался Шарль Делакруа, политический деятель, бывший министр иностранных дел, однако в то время ходило множество различных слухов о его происхождении. Существовала версия, что Эжен был незаконнорождённым сыном Шарля Талейрана, наполеоновского министра иностранных дел, а впоследствии главы французской делегации на историческом Венском конгрессе 1814—1815 годов. На слуху также был миф о том, что отец Делакруа — сам Наполеон. Но вряд ли следует считать, что это обстоятельство оказало большое влияние на судьбу юноши. Эжен Делакруа, рано оставшийся без родителей, вынужден был самостоятельно заботиться о себе.

Азы образования мальчик получил в лицее Людовика Великого в Париже, а затем в лицее Пьера Корнеля в Руане, там он проявил склонности к литературе и живописи, получал награды в этих областях.

В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. Здесь царствовал академизм, и Эжен без устали писал гипсовые слепки и обнажённых натурщиков. Эти уроки помогли художнику в совершенстве освоить технику рисунка. Но настоящими университетами для Делакруа стали Лувр и общение с молодым живописцем Теодором Жерико. В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращённых их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы — Рубенс, Веронезе и Тициан.

Поездка в Англию в 1825 году, встреча с молодыми художниками Томасом Лоуренсом и Ричардом Бонингтоном, цвет и манера письма английской живописи дали толчок для написания произведений разных жанров в духе романтизма. С этого и начинается творческий расцвет Делакруа.

В 1832 году художник отправился в Марокко в составе дипломатической миссии. Он хотел вырваться из цивилизации Парижа в надежде увидеть более примитивную культуру. Во время поездки живописец создал более 100 картин и рисунков, сцен из жизни народов Северной Африки. Это путешествие очень повлияло на живопись мастера.

С 1833 года художник получил заказы на оформление общественных зданий в Париже. В течение 10 лет он писал картины в библиотеке во Дворце Бурбонов и Люксембургском дворце. В 1843-м Делакруа украсил церковь Святого Причастия большой Пьетой, а с 1848 по 1850 годы расписывал потолок в галерее Аполлона в Лувре. С 1857-го по 1861-й он работал над фресками часовни ангелов в церкви Сен-Сюльпис в Париже.

О личной жизни Делакруа можно сказать лишь совсем немного. Известно, что он был страстно влюблен в Жюльетту де Лавалетт, жену Тони де Форже, родственницу императрицы Жозефины. А во время работы во дворце Бурбонов Делакруа начал длительную дружбу с художницей Мари-Элизабет Блаво-Буланже, но подробности их отношений – белое пятно в биографии обоих. Одной из причин безбрачия живописца исследователи считают тот факт, что он не любил детей. Для него ребенок был воплощением грязных рук, портящих холсты, шума, отвлекающего от работы.

С возрастом продуктивность Делакруа снижалась. В 1835 году у него обнаружилась серьёзная болезнь горла, которая то утихала, то обострялась, и в результате очередного рецидива в своём парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет великий мастер скончался. Похоронен он на парижском кладбище Пер-Лашез.

После смерти художник стал еще известнее и популярнее не только во Франции, но и в мире в целом. В память о Делакруа Лувр посветил целый картинный зал его творчеству. Спустя 120 лет знаменитая британская рок-группа Coldplay использовала работы живописца в оформлении музыкального альбома. Даже кратер на Меркурии был назван в его честь!

 

Делакруа и характер его творчества

Большинство картин Эжена Делакруа во многом вдохновлены изображениями божественных явлений, триумфов, апофеозов. Художник сохраняет старую композиционную схему, но вносит изменения в принципы передачи эмоциональной взаимосвязи действующих лиц. Сущность подобного сочетания средств выражения состоит в стремлении художника предоставить зрителю возможность субъективного восприятия литературного сюжета или реально происходящих событий.

Если сравнить Делакруа-живописца с великими мастерами прошлого, то, скорее всего, его можно назвать Рубенсом XIX века, но не Рубенс, как и Рембрандт и Веласкес, был совсем не склонен к умозрениям, а Делакруа, истинный сын своего века, одержим духом анализа и самоанализа. Его живопись исполнена порыва и страсти, вместе с тем он умел наблюдать как бы со стороны за своими порывами и подвергать их теоретическому рассмотрению. Поэт Бодлер, большой поклонник Делакруа, говорил: «Делакруа горячо любил страсть и холодно решил найти метод зримого изображения страсти». Он же вспоминал, что в разговорах Делакруа обнаруживал «восхитительное сочетание философской глубины, легкости, остроумия, задора и огня».

Как художник и как теоретик Делакруа решительно восстал против академизма и авторитарности, утверждая многоликость прекрасного, разнообразие его форм: «… прекрасное не может быть ограничено школой, местом или эпохой.»

В истории сохранились записи из дневников Делакруа:

«Желая похвалить человека, о нём говорят, что он единственный в своем роде. Не будет ли парадоксальным утверждать, что именно это своеобразие, эта личная оригинальность так пленяют нас у всякого великого художника или поэта?»

«Сотню раз говорил я себе, что живопись (точнее, материальная живопись) дает только намек, является лишь мостом между душой художника и душой зрителя. Холодная точность в передаче изображения – не искусство. Проникновенное воплощение замысла, когда оно доставляет удовлетворение, когда оно выражает мысль художника, — вот подлинное искусство.»

«Эскиз картины или не законченный памятник, подобно руинам и вообще подобно всякому созданию человеческого воображения, которым не хватает некоторых частей, должен сильнее действовать на душу, так как воображение зрителя прибавляет кое-что от себя к тому впечатлению, которое вызывается незаконченным произведением. <…> Не является ли диспропорция одним из условий сильного впечатления?»

Уже эти немногие отрывки из обширного литературного наследия Делакруа позволяют оценить новизну его мыслей. Они не только новы для своего времени, они верны и для будущего, − их значение непреходяще, так как установки Делакруа исключают всякий догматизм и узость в эстетических оценках. Он действительно умел по достоинству оценить «своеобразие и личную оригинальность», где бы их не встречал, − в том числе и у художников нисколько на него не похожих. Он обладал редкой широтой взглядов, объективностью и историзмом в своих суждениях об искусстве. Нужно добавить сюда, что Делакруа теоретически исследовал законы цвета – дополнительных цветов, цветовых контрастов, цветных рефлексов в тенях. Его наблюдения оказались неоценимыми для будущих импрессионистов, а еще более – для Ван Гога. Курбе, вообще отрицавший романтическую живопись, для Делакруа делал исключение. Такие различные художники, как Сезанн и Гоген, сходились в любви к Делакруа. Его влияние простирается далеко за пределы романтического круга; можно считать его отцом французской живописи XIX столетия, хотя в своей художественной практике он до конца оставался романтиком.

 

Картины

Ладья Данте

Первая картина, сделавшая Эжена Делакруа известным, — «Ладья Данте», написанная в 1822 году. Художник позаимствовал сюжет для этой картины из легендарной «Божественной комедии» Данте. В самом названии полотна уже содержится ссылка на символичность написанного образа.

На холсте изображен Данте и Верлигий, переправляющиеся в челне через адский поток — стигийское болото. Образ лодки, много веков считавшийся образом Христианства, в живописном исполнении французских художников-романтиков приобретает обновленное символичное значение. По одной из версий в водах обитают души грешников в телах злобных оживших мертвецов. Среди существ, пытающихся попасть в лодку, у одних проявляется максимальная ожесточенность, неимоверна ярость, у других, ослабленных тяжелой борьбой, иссякли все силы, и они отдались силе волн. По мнению самого художника, лучше всего ему удалось написать образ грешника, почти попавшего в ладью, что на втором плане. Существует мнение, что мужские фигуры написаны на основе впечатлений от скульптуры Микеланджело «Ночь», а также от «Плота Медузы» Теодора Жерико.

Современников поразила сумрачная мощь цвета в этой картине, — цветовые массы, густые, зелено-синие, зловещие, создают ужас еще прежде, чем зритель успевает подойти ближе и рассмотреть, что происходит. Делакруа вдохнул новую жизненную силу в классический литературный сюжет. Окончательно не избавившись от классического идеала, автор пишет по-настоящему романтическое полотно, воплотившее рожденный в его воображении жестокий мир необузданной силы. Перед этой картиной одни громко восхищались, другие находили, что она намалевана «пьяной метлой». Из таких распрей рождается слава — она не приходит мирно.

Сам Делакруа был очень доволен своим дебютом, хотя в дневнике оценил работу вполне трезво: «И, наконец, моя собственная картина, которая так нравится мне, – записал он. – У нее есть один недостаток: ей не хватает живописной мощи. Я не вполне справился с техникой импасто, и потому контуры фигур выглядят размытыми и не слишком убедительными...»

Если анализировать данную картину как романтическое произведение, то можно выделить ряд признаков, которые будут указывать на это направление. Первым следует указать сюжет, отличающийся особой динамичностью и яркими событиями, происходящими в потустороннем мире, полном мистики и тайн.

Очень важно наличие в произведении конфликта. В данном случае он происходит между главными героями и грешниками, которым хочется попытать счастье и выбраться из болота. Здесь же можно заметить еще один признак романтизма — противопоставление главных героев остальным персонажам. Данте и Верлигий явно чужие в этом мире. Их выдает не только тот факт, что они единственные облачены в одежду, но и испуг, растерянность на лицах, непонимание происходящего.

Непременно следует отметить пейзаж картины, который довольно непривычен для нашего мира и тем самым позволяет зрителю лучше представить себе ту потустороннюю, мистическую реальность. Болото больше похоже на море, которое начинает штормить. Небо словно горит адским пламенем, и тучи, похожие на дым, густо нависли над водой. Все эти элементы подчеркивают мрачную атмосферу произведения.

Общее настроение у картины можно описать тремя словами: напряженность, так как в основе лежит динамичный сюжет, трагичность, которую главным образом задает пейзаж, и надежда, которая присутствует у всех персонажей: грешники надеются спастись из болот, а Данте и Верлигий — добраться до суши целыми и невредимыми.

Романтический герой в данном произведении подразумевает под собой образ человека, оказавшегося по воле судьбы потерянными в чужом мире, где в свое время павшие обитатели пытаются за счет него спасти свое положение. Герою предстоит сложный путь полный опасностей, где возможен печальный исход, но он всей душой надеется на единственный шанс преодолеть все невзгоды и достичь своей цели.

 

Сирота на кладбище

Данная картина – одна из ранних работ Делакруа в жанре портрета. На полотне изображена девушка — сирота, юная и очень красивая, но встревоженная и потерянная, она будто где-то ищет ответа на свои бесконечные вопросы и очень ждет какого-то чуда. Мы не видим, куда обращен ее взгляд, но растерянность, неуверенность ее мимики выражает незащищенность в жестоком и чуждом мире.

Особую роль играет выбор места действия, в котором разворачивается сюжет, – кладбище.

 

Это трогательное произведение не оставляет зрителей равнодушными, и один талантливый человек сочинил прекрасное стихотворение, очень точно описывающее настроение картины:

 

Забрела на погост не случайно,

Это кладбище – памяти клок.

Смерть родителей – страшная тайна,

Чей-то злой и жестокий урок.

 

Не готова была эти плечи,

Эти руки бедой нагрузить.

Умирали закаты, как свечи,

Лишь она – принуждённая жить.

 

Как во сне, убирала и мыла,

Пальцы хрупкие жала к виску.

За собою стирала и шила,

Понимая – не спрячешь тоску.

 

Опускается вечер на плечи,

Она к кладбищу тропкой спешит.

Будто больше заняться ей нечем,

Будто саван до срока пошит.

 

Жадное слушает чуткое ухо

Звуки – шорохи тёплой земли.

Под глазами то мокро, то сухо,

В небе тучи плывут – корабли.

 

Дотянуться б до них и исчезнуть,

Синим небом, навеки, уплыть.

Если смерти, увы, не избегнуть,

Может вовсе не стоит и жить?

 

Дотянись до небес, и до чуда,

Белым облаком в небо слетай.

Но скорей возвращайся оттуда –

Книгу жизни, без страха, читай.

 

Жизнь сама ободрит и утешит,

С верным смыслом отыщет слова.

Серых всадников гибельных спешит,

Жизнь такая, как есть, и – права!

 

Романтизм можно распознать по трагичному настроению картины, которое начинается еще с самого названия произведения, и далее угадывается в мимике и жестах персонажа, а также в пейзаже.

Место действия — кладбище, является одним из лучших примеров романтического пейзажа, так как это есть ни что иное, как шов, соединяющий два измерения, порог между миром живых и мертвых.

Главная героиня, молодая девушка, потерявшая своих родителей, осталась совсем одна, и явно находиться в неведении, как дальше жить. Она потеряна и одинока, никто не поймет ее горя, и ей ничего не остается, как самостоятельно бороться за выживание в этом суровом мире. Это своего рода вызов, противостояние судьбе, что очень характерно для романтического героя.

В произведении присутствует некая таинственность и необъяснимость, например, зрителю неизвестно, куда так пристально смотрит девушка. Это дает повод на размышления.

Романтический герой в данной картине представляет собой человека, пережившего горе, находящегося в отчаянии, ставшим потерянным и уязвимым в этом мире. Ему не нужно бороться за свободу, так как он и так абсолютно независим. Но герою прежде предстоит пройти через душевную боль, перенести чувство утраты, а затем преодолевать трудности в борьбе за выживание в этом суровом мире без близких людей, и, возможно, даже в полном одиночестве.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: