Портрет Шопена и Жорж Санд




Не самая известная, к тому же незаконченная работа великого художника, тем не менее, привлекает внимание критиков и публики уже почти два века. Замыслом художника было объединение двух великих мастеров на одном полотне: Санд слушает Шопена. Будучи близко знакомым с обоими героями своей новой работы, мастер даже не утруждал своих друзей позированием. Делакруа писал их портреты по памяти. Но замысел остался замыслом. В какой-то момент сама идея показалась мастеру банальной, вдохновение покинуло его, и работа осталась незаконченной.

Делакруа познакомился с Жорж Санд в 1833 г. Он очень дорожил общением с писательницей, которая на тот момент по праву считалась одной из самых прогрессивных и нестандартно мыслящих женщин ХІХ века. Она была его любимой собеседницей, в диалогах с которой он не боялся высказывать самые смелые мысли.

Делакруа изображает нежную даму, которая словно постоянно ускользает от взгляда художника. Ощущение движения и некая загадочность — главные составляющие этой работы. Автор использует темные краски, которые заставляют зрителя вглядываться в детали. Если лицо модели лишь обозначено, то руки выписаны достаточно хорошо. Для художника именно руки писательницы были важным способом выразить ее творческую натуру.

Делакруа преклонялся перед талантом Шопена и называл его в письмах божественным и гениальным. Художник намеревался изобразить Шопена, печальным, одухотворенным, полностью погруженным в стихию музыки и творчества. Большое значение в портрете играют глубокие карие глаза, наполненные ярким и сильным разумом, которому предстоит родить еще много музыкальных шедевров. Мужественные скулы, нос с горбинкой и волнистые волосы создают единый образ человека неординарного, порывистого и экспрессивного. Герой картины находится словно в напряжении от долгого позирования, ведь романтичная душа требует активности, незамедлительно творить. У художника и композитора было много общего, и, возможно, это было одно из самых главных черт, которое объединяло характер их творчества.

В настоящее время нам больше известны портрет Шопена и Жорж Санд как два отдельных произведения. Дело в том, что после смерти Делакруа владельцы парного портрета в расчете выручить больше денег от продажи двух картин решили разрезать его на две части. И замысел им удался. Впрочем, существует версия, что это было сделано по просьбе самой Жорж Санд после расставания с Шопеном. Но настоящая причина была куда прозаичнее – алчность владельцев, по всей видимости, была единственным поводом кощунства. В результате портрет Жорж Санд попал в музей Копенгагена, а портрет Шопена хранится в Лувре.

Художник изображает психологические портреты двух творческих личностей, отличающихся новаторством и свободой мысли в своих произведениях. Можно сказать на картине представлены самые настоящие романтические герои того времени.

Шопен и Жорж Санд являются романтическими героями и на картине, и в жизни. Делакруа удается написать их такими, какими они были на самом деле: свободными в своем творчестве, независимыми от общественного мнения, сильными духом людьми, жившими по своим правилам.

 

Вывод

 

Проанализировав несколько произведений Эжена Делакруа, мы можем заметить, что все герои картин художника имеют некоторые сходства. Внешне персонажи очень разнообразны и являются участниками самых различных сюжетов, но в то же они имеют что-то общее в своем внутреннем мире и отношении к жизни.

Во-первых, главный герой каждого произведения становиться в противоречие обществу, тем самым подчеркивая свою индивидуальность. На этой почве рождается либо конфликт, как, например, в картинах «Греция на развалинах Миссолунги»; «Ладья Данте»; «Свобода, ведущая народ», либо полное отстранение героев от общества и принятие одиночества, которое изображено в произведениях «Сирота на кладбище»; «Портрет Шопена и Жорж Санд».

Независимость от мнения общества — это важнейший признак романтизма. Ещё общим качеством можно считать упорство и настойчивость в намерениях героев. Состояние души очень ясно отражается в их окружении, будь то пейзаж или второстепенные персонажи.

Во-вторых, практически на каждом полотне Делакруа романтический герой одинок, поскольку стремится сбежать от привычного, удобного для других мира, который его не устраивает. Он изгнанник — не хочет быть как все, стремится изменить привычный жизненный уклад. Он обречен мучится от одной только мысли о разладе его идеала и социальной действительности. Из этого следует, что свобода для героя становиться высшей ценностью, а чувство внутренней правоты делает его непоколебимым на пути к своей цели.

Всех героев также объединяет какое-то горе или даже трагедия. Но ни на одной картине главный персонаж не сломлен, наоборот, находиться в самом разгаре битвы со своей судьбой.

Нужно отметить, что внутренний мир главных героев и их личностные качества до конца не раскрываются в художественных произведениях. Это создает ощущение тайны, дает зрителю повод порассуждать, возможность вообразить себя на месте персонажей.

Герой Делакруа является полностью сформированной личностью, которая уже проанализировала себя и поставила цель, в отличии от, например, большинства немецких романтических персонажей, только начинающих познавать свой внутренний мир.

Герой может находиться в горе и в невзгодах, потерпеть поражение или быть заставленным врасплох, но он все равно будет держаться достойно, останется самодостаточным и трезвым умом.

Элементы безрассудства в стремление к мечте и страсть изменить мир вокруг является отражением революционных идеалов XIX века, которые так вдохновляли Делакруа, и поэтому стали самой яркой частичкой души романтического героя.

Очень подходит для описания образа высказывание И. В. Гёте: «Романтический герой чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: