Греция на развалинах Миссолунги




В своем дневнике Эжен Делакруа писал: "Я почувствовал, как во мне просыпается страсть к великим вещам". Это было предзнаменование появления картины "Греция на развалинах Миссолунги". В это время внимание Делакруа, как и всех романтиков, было приковано к освободительной войне Греции с Турцией. Художник посвятил этому драматическому событию несколько работ.

А. Гастев так описывал метания Делакруа в поисках сюжета «великой вещи», зачаток которой он чувствовал в себе: «...он носился по улицам, он разворачивал в кофейнях газеты, лихорадочно... искал сообщений из Греции. Греция — великолепный, мрачный, византийский, турецкий Восток, роскошное пятно на карте где-то между Европой и Азией... Это пятно окрасилось кровью, пропиталось дымом и порохом... оттуда послышались вопли зарезанных и дикий воинственный крик янычар — Греция восстала против турецкого ига...» Тот факт, что греческая война являлась войной освободительной, значил для художника очень много. К тому же и понятие свободы числилось у романтиков среди основных; свобода личности, свобода народа, свобода творчества суть главные идеи философских и эстетических теорий романтизма. Злейшим из преступлений мыслилось попрание свободы. Понятно, что как человек Делакруа был потрясен, а как мыслитель — оскорблен проявлением жестокости со стороны Турции. Была, наконец, еще причина, побудившая художника написать картину. Там, в Миссолунги, весной 1824 года умер Байрон — герой и кумир европейского романтизма.

На полотне изображена женщина, стоящая на руинах городских стен. Это Греция плачет на пепелище отечества; это мать призывает тени сыновей; это прелестница из «гречанок Байрона» прощается со своим возлюбленным поэтом...

Сюжет картины основан на реальных событиях, происходивших в то время в Европе, а именно — борьба Греции за независимость. И как известно, стремление к свободе — это один из самых главных признаков романтизма.

Главным героем картины является Греция. Образ женщины от лица каждого из жителей страны оплакивает порабощенное Отечество, но в то же время призывает продолжать идти к победе. Главный герой противопоставлен не только Турции, но и другим крупным державам, которые отказываются возвращать свободу, украденную у других стран. Отсюда возникает крупный конфликт — освободительная война.

Сюжет также подразумевает под собой сравнение физической и духовной мощи народа. Греция проиграла и ослабла, но патриотизм ее жителей и их жажда свободы стали только сильней. Эта деталь соответствует одной из главных основ романтизма, в которой говориться, что значение имеет в человеке не физические возможности и статус, а его внутренний мир, убеждения и сила духа.

Трагичное настроение произведения полностью соответствует отношению Делакруа к происходящему. Художник подчеркивает это в образе женщины: ее жесты и выражение лица говорят о боли и страданиях Греции. Пейзаж, представляющий собой руины, оставшиеся от города, тоже является важным средством выражения траура.

Главный герой в данной картине символизирует страну и народ, которые борются за свою независимость. Этот мученический образ создан восхвалять стремление к свободе, а также призывает всех людей к милосердию, которое положило бы конец порабощению.

 

Смерть Сарданапала

В 1821 г. английский поэт Байрон написал трагедию, основанную на легенде о царе Сарданапале. Шесть лет спустя поэма вдохновила Делакруа, великого мастера эпических картин, создать большую драматическую композицию. Это полотно— характерное произведение французского романтизма начала XIX в.; в ней ощущается могучая энергия; сверкание золота, жемчуга и драгоценных камней передано яркими красками, нанесенными мощными мазками.

Согласно легенде, Сарданапал был царем Ассирии в VII в. до н. э., ведя беспутную жизнь в неге и роскоши. Своим равнодушием к делам страны он довел её до восстания. После неудачной попытки подавить мятеж Сарданапал решает покончить жизнь самоубийством. Будучи осажденным в своей столице индоевропейским племенем мидян, он после двух лет осады решил не сдаваться врагам и уничтожить весь город со всеми его богатствами. Готовясь принять яд, Сарданапал приказал, чтобы его жены, слуги и сокровища были сожжены вместе с ним в огромном погребальном костре. Эта же участь ждала его любимую наложницу Мирру, которой была оказана честь смешать свой пепел с его пеплом. Этот адский костер горел 15 дней.

На картине изображён тот момент, когда царь приказывает также убить своего любимого коня, собак и женщин, уничтожить все свои сокровища. Несмотря на эти отчаянные решения, на картине великий правитель выглядит расслабленным и наслаждается устроенной им оргией. Горящая на заднем плане башня символизирует равнодушие Сарданапала к своему погибающему царству, а слон со сломанными бивнями — потерянную власть.

Все действие развивается по освещенной диагонали сверху вниз слева направо. В центре композиции находиться алая кровать с лежащим на ней в совершенном спокойствии деспотом. В картине доминирует красный цвет огня и крови. Фон же темный, по сравнению с основным алыми оттенками и светом, заливающим центральную диагональ, на которой белеют многочисленные женские тела. Все обрамлено золотом разбросанной драгоценной утвари. Теплый колорит картины подчеркивает близость грозящего всем пожара.

На первых набросках в роли Сарданапала Делакруа изображал себя. Также художник создал первый предпосыл импрессионистичной манеры в живописи. В рабочих заметках между прочим есть запись: «Желательно, чтобы мазки лежали раздельно, они сольются на расстоянии, сообщив цвету большую чистоту и интенсивность.»

Выйдя в свет, картина подняла много шума, так как сильно отличалась своей живописью и композицией от произведений, характерных для того времени. Взыскательная публика раскритиковала Делакруа за ошибки в перспективе и хаос на переднем плане. Помимо всего прочего художника называли эротоманом и садистом.

Как и свойственно романтическому произведению, картина обладает очень динамичным, эпическим сюжетом, созданным на основе литературного произведения, который, в свою очередь, соответствует древним мифам. Главный герой, Сарданапал, — олицетворение коварства и жестокости. Сам Делакруа писал, что образ царя — суровое предупреждение для тех, кто не стремится в своей жизни к добродетели. В основе сюжета лежит конфликт между Сарданапалом и его слугами. Он один, но никто не в праве противоречить его воле, что делает неизбежной гибель всех, находящихся в комнате.

Настроение картины не просто трагично, оно вызывает у зрителя гнев к деспоту правителю и жалость к остальным персонажам.

Обратимся к романтическому герою. В данном произведении он представлен отрицательным персонажем, имеющий не просто свободу, но и власть. За счет нее он волен получать любые свои желания, смысл которых непонятен остальным и остается загадкой. Делакруа писал, что он у себя в глубине душе замечал, также как и у ассирийского царя, влечения к могучим страстям. Но в данном случае художник собрал в герое все те человеческие качества, от которых он считал нужным предостеречь людей. Этот образ является предупреждением для каждого, в особенности для членов высшего общества, в которых также может проснуться тиран, как сам Сарданапал.

 

Свобода, ведущая народ

Эту картину Эжена Делакруа, написанную в 1830 году, называют «Свобода на баррикадах», но правильное, оригинальное её название — «Свобода, ведущая народ». Также распространено ошибочное мнение, что на картине изображены события Великой французской революции, но это не так: картина наполнена духом и событиями июля 1830 года, когда Париж был охвачен уличным боями, после чего отказался от власти Карл X, которого очень сильно ненавидели практически все жители Франции.

На переднем плане, через горы трупов, с триколором и винтовкой идет Марианна, которая олицетворяет собой Французскую республику и ее девиз «Свобода, Равенство, Братство». Мариа́нна — символ Французской республики, а также прозвище Франции с 1792 года (времён Великой Французской революции).

Лицо для Марианны Делакруа писал с французской революционерки Анны Шарлоты. Прачка, которая вышла на баррикады, после того как королевские солдаты убили ее брата. Бесстрашный поступок этой женщины послужил примером для многих революционеров.

Полураздетый труп юноши на картине, это и есть брат Анны Шарлоты. Он в одной рубахе, потому что остальное растащили мародёры. Так художник показывает, как низко может пасть народ во время социальных потрясений.

У Марианны обнаженная грудь, это говорит о том, что свобода ни чего боится и готова встретить врага с «голой грудью» и лицом к лицу. Босые ноги женщины, говорят о ее принадлежности к простому народу. И в то же время ее можно сравнить с античной богиней, которые ходили босиком. На голове «Свободы» красный колпак, его еще называют фригийский колпак, такие головные уборы носили освободившиеся рабы в древнем Риме. Во время французской революции эти колпаки стали символом свободы.

«Свобода, Равенство, Братство», этот символ Делакруа повторяет в картине несколько раз. Марианна, триколор в ее руках и три социальных класса, которые были недовольны политикой Карла X и свершили революцию.

Мужчина в берете символизирует рабочий класс. Такие головные уборы носили работники типографии, они первыми лишились работы и вышли на улицы. Мужчина с ружьем и в цилиндре - автопортрет самого художника и символ буржуазии (ремесленника). Хотя Делакруа и ни принимал участия в уличных стычках, он все же хотел быть причастным к революционерам и поддерживал их идеи, поэтому изобразил себя на картине. Юноша в двууголке - студент, он символизирует собой интеллигенцию. Эти три социальных класса показывают на картине народное единство, готовое бороться за общие интересы.

Умирающий революционер в красном платке, держится из последних сил и с надеждой смотрит на «Свободу». Этот персонаж говорит о том, что люди вышли на улицы сражаться до победного конца и готовы отдать жизнь ради свободы нации.

Мальчик с пистолетами символизирует собой пылкую юность и надежду на победу. Делакруа не зря пишет свободу и юность рядом, ведь эти образы всегда идут вместе. Иногда дерзость юности идет быстрее своей свободы, что тоже видно у художника.

В произведении затрагиваются проблемы социальной, духовной и политической сферы, которые, с точки зрения романтиков, являются причиной отсутствия идеального мира. Появляется конфликт между правительством с его несовершенным политическим строем и народом, желающего его изменить и тем самым улучшить свое положение.

Хочется уделить отдельное внимание тому, как тщательно и вдумчиво подошел Делакруа к созданию главного героя. Любая подробность и деталь несет в себе смысл. Соединяясь вместе, они образуют яркий, необычный, полностью идеализированный образ, противопоставленный обществу. В прочем, каждый персонаж, каждый элемент картины является символом, который вносит в произведение определенное значение. Все вместе они воплощают задумку автора, направленную на поддержание революционного движения, которое еще только начинало формироваться во Франции. Пейзаж своим богатым колоритом сохраняет динамику на полотне. Также за счет игры света художник расставляет акценты в композиции. Делакруа прославляет, или даже боготворит Марианну, выделяя ее столбом света, нисходящего с небес.

Также нельзя не отметить главную черту романтизма в произведении: в сюжете картины главной является тема свободы, которая считается для героя высшей ценностью.

Наконец, разберем романтического героя. В данном произведении— это образ Франции и одновременно святой для романтиков свободы, мысль о которой зажигает в них огонь жизни. Это новая богиня, новая муза родилась в XIX столетии, и Делакруа дал ей лик. Она уверенна и ничего не боится, ведь ее цель — воодушевить людей на подвиги, уничтожить страхи, рассеять все сомнения. И правда, ради свободы народ готов был пойти на смерть, так как они больше не видели смысла существования в стране, где счастлив был один только монарх. Французы знали, что свобода – это благодать, способная изменить их жизнь, а также судьбу их потомков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: