Виды больших групп | |
Организованные (исторически сложившиеся, относительно устойчивые) | Неорганизованные (стихийные) |
· классы, · нации, этнические группы · политические и общественные организации, · религиозные конфессии, · профессиональные группы | · массовые движения, · толпа, · публика, · аудитория |
Организованные большие социальные группы чаще всего различают по следующим признакам
- этнический, посредством которого выделяются этносы (нации, народности);
- экономический, позволяющий вычленять социальные классы (страты);
- политический, используемый для различения членов и сторонников тех или иных партий и движений;
- профессиональный, формирующий группировки людей по виду и характеру труда, профессиональному образованию и уровню квалификации (учителя, врачи, шахтеры, актеры);
- религиозный, объединяющий приверженцев различных вероисповеданий;
- гендерный (женщины, мужчины); возрастной (дети, пожилые люди);
- территориальный, связанный с местами проживания (горожане, сельские жители, сибиряки, москвичи).
Устойчивые большие группы, выделенные на основании названных признаков, своеобразны по способам образования и жизнедеятельности, но обладают рядом сходных черт:
Во-первых, хотя члены любой большой группы в определенной степени знают о существовании друг друга, близкое знакомство они поддерживают лишь с ограниченным кругом себе подобных. С остальными их может связывать сходство условий и образа жизни, интересов, убеждений, ценностей, переживаний и т.п. Этого сходства достаточно, чтобы возникло чувство групповой солидарности при взаимодействии с членами своей собственной, либо «чужой» группы, но явно недостаточно для организации структурированной жизнедеятельности группы. Это структурирование может произойти лишь в некоторых случаях, например, при угрозе существованию самих групп. В обычных обстоятельствах такие группы являются общностями лишь в сознании их участников, что, в частности, обеспечивается деятельностью средств массовой информации.
|
Во-вторых, поскольку происхождение организованных больших групп уходит корнями в прошлое, а срок их жизнедеятельности не известен, они воспринимаются, да и являются «естественными» и «извечными». Их культурные и психологические особенности складываются исторически, часто под влиянием нескольких поколений, что проявляется в упорядоченности и стабильности групповых ценностей и норм поведения. Контроль за их соблюдением осуществляется самими рядовыми членами группы. Часто эти нормы коллективного поведения настолько прочны и устойчивы, что могут сохраниться не только после смены человеком некой большой устойчивой группы, но и после ее исчезновения. (Достаточно вспомнить личную трагедию многих представителей старшего поколения, остающихся «советскими» людьми десятилетие спустя распада Советского Союза).
В-третьих, возникновение и существование организованной большой группы предполагает, что существует и другая, подобная ей группа, с которой мы можем ее сравнить. (Например, мужчины и женщины, богатые и бедные, горожане и сельские жители и т.д.)
В структуре психологии организованных больших групп выделяют две составных части:
|
· психический склад (устойчивое образование) и
· эмоциональной сферы (динамическое образование).
Традиционно в качестве психологических феноменов больших социальных групп исследовались общественное (или массовое) сознание, социальный характер, коллективные (или социальные) представления. Кроме этих характеристик больших социальных групп следует добавить такую, как наличие у них своего специфического языка. Это, прежде всего, относится к этническим группам, а для других групп специфический язык может выражаться в форме определенного жаргона, присущего, например, различным профессиональным группам, молодежи и др.
Неорганизованные большие группы также обладают рядом характерных особенностей. Обратитесь к своему прошлому опыту, вспомните, какие ощущения у вас вызывало пребывание в толпе, и подумайте, какие это могут быть особенности. Неорганизованные группы имеют следующие характерные особенности:
- циркуляция слухов, быстрое возникновение и развитие сплетен;
- большое некритичное доверие к информации;
- размывание личной ответственности, а следовательно, безответственность;
- эмоциональное и экспансивное поведение.
Выделяют несколько видов неорганизованных больших групп (см. Схему 3):
- Толпа – разновидность больших групп, объединение людей, стихийно образующееся на открытых пространствах по поводу различных событий (например, по поводу ДТП); длительность существования данной группы зависит от значимости события.
- Масса - более стабильное и организованное объединение людей, обладающее нечеткими границами, собирающееся с какой-либо целью (например, для участия в какой-то акции – манифестации, демонстрации, митинги).
|
- Публика – кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-либо зрелищем (например, на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади). В более замкнутых помещениях (в лекционных залах) публику именуют аудиторией. Публика более управляема, чем другие виды неорганизованных больших групп, в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Однако достаточно возникновения какого-либо инцидента, чтобы публика также стала неуправляемой.
Механизмы воздействия на людей в больших неорганизованных группах:
Часто находясь в толпе мы даже и не подозреваем о том, что подвергаемся ее влиянию. Социальными психологами были выделены такие механизмы воздействия на людей в больших неорганизованных группах:
- Заражение – бессознательная невольная подверженность человека, индивида определенным психическим состояниям, основанная на передаче определенного эмоционального состояния, психического настроя при участии механизма многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий. (Заражение усиливается в ситуации паники.).
- Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу, оказываемое при помощи убежденности коммуникатора и суггестивных механизмов.
- Подражание имеет ряд общих черт с явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
- Убеждение – способ рационального воздействия, основанный на логике и аргументах.
3. Особенности психологии социальных классов
Социальные классы как большие группы выделяются из всего многообразия больших социальных групп, прежде всего ролью в развитии общества. Социально-классовая структура общества понимается как объективно возникшее разъединение людей на классы, касты, сословия, социальные группы или слои, которые характеризуются совместной деятельностью, совместным пространственно-временным бытием и общением (у них общая среда, территория, коммуникация), общими групповыми установками и ориентирами [Зборовский, Орлов, 1995].
Существует разные критерии для выделения социальных классов, например:
· характер и размер собственности на средства производства и производимый продукт,
· уровень получаемых доходов и личного материального благосостояния,
Принадлежность к данным группам не регламентируется властью, законом и не передается по наследству. [Радаев, Шкаратан, 1996].
В современных условиях получает распространение идея стратификации общества. Эмпирическая модель социальной стратификации современного российского общества предложена Ю.В.Ширковым. Социальная стратификация - социологическое понятие, обозначающее структуру общества и его слоев, систему признаков социальной дифференциации (образование, бытовые условия, занятие, доходы, психология, религия и т.п.), на основе которых общество делится на классы и страты (чаще всего на "высшие", "средние" и "низшие"). Классы отличаются от стратов не только количественно (классовый подход – наиболее грубая социальная стратификация). В современном обществе стратификация очень динамична.
В основе этой модели лежат два критерия — материальный уровень (степень независимости субъекта от обстоятельств) и культурный уровень (образование, эрудиция, выполняемая работа). В проведенном им исследовании были выделены пять групп:
1) «Социальное дно» - характеризуется низким материальным и культурным уровнем, ниже которого опуститься невозможно.
2) Интеллигенция обладает высоким культурным уровнем и низкими доходами, выполняет важную функцию — поддерживает социальные нормы общества.
3) Новые русские не испытывают материальных затруднений, но их культурный уровень зачастую весьма невысок.
4) Элита, обладая высоким культурным уровнем, имеет также и высокий доход, осуществляет социальное влияние.
5) Резерв, из которого пополняются разные группы в ходе социальной миграции. Хотя описанная социальная структура не является достаточно полной с точки зрения и количества выделенных групп (в ней, например, отсутствуют очевидные большие группы, обладающие средним доходом и невысоким культурным уровнем), критериев их выделения (например, не обозначена активность в получении дохода), она представляет несомненный интерес как попытка анализа социальной структуры общества в новых условиях [Цит.: по Почебут, 2000].