Схема 3. Виды больших групп




 

Виды больших групп
Организованные (исторически сложившиеся, относительно устойчивые) Неорганизованные (стихийные)
· классы, · нации, этнические группы · политические и общественные организации, · религиозные конфессии, · профессиональные группы   · массовые движения, · толпа, · публика, · аудитория  

 

 

Организованные большие социальные группы чаще всего различают по следующим признакам

  • этнический, посредством которого выделяются этносы (нации, народности);
  • экономический, позволяю­щий вычленять социальные классы (страты);
  • политический, использу­емый для различения членов и сторонников тех или иных партий и движений;
  • профессиональный, формирующий группировки людей по виду и характеру труда, профессиональному образованию и уровню квалификации (учителя, врачи, шахтеры, актеры);
  • религиозный, объ­единяющий приверженцев различных вероисповеданий;
  • гендерный (жен­щины, мужчины); возрастной (дети, пожилые люди);
  • территориаль­ный, связанный с местами проживания (горожане, сельские жители, сибиряки, москвичи).

Устойчивые большие группы, выделенные на основании названных признаков, своеобразны по способам образова­ния и жизнедеятельности, но обладают рядом сходных черт:

Во-первых, хотя члены любой большой группы в определенной сте­пени знают о существовании друг друга, близкое знакомство они поддерживают лишь с ограниченным кругом себе по­добных. С остальными их может связывать сходство условий и образа жизни, интересов, убеждений, ценностей, переживаний и т.п. Этого сходства дос­таточно, чтобы возникло чувство групповой солидарности при взаимодействии с членами своей собственной, либо «чужой» группы, но явно недостаточно для организации структурированной жизнедеятельности группы. Это структурирование может произойти лишь в некоторых случаях, например, при угрозе суще­ствованию самих групп. В обычных обстоятельствах такие группы являются общ­ностями лишь в сознании их участников, что, в частности, обеспечи­вается деятельностью средств массовой информации.

Во-вторых, поскольку происхождение организованных больших групп уходит корнями в прошлое, а срок их жизнедея­тельности не известен, они воспринимаются, да и являются «естественными» и «извечными». Их культурные и психологические особенности складываются исторически, часто под влиянием нескольких поколений, что проявляется в упорядоченности и стабильности групповых ценностей и норм поведения. Контроль за их соблюдением осуществляется самими рядовыми членами группы. Часто эти нормы коллективного поведения настоль­ко прочны и устойчивы, что могут сохраниться не только после смены человеком некой большой устойчивой груп­пы, но и после ее исчезновения. (Достаточно вспомнить личную траге­дию многих представителей старшего поколения, остающихся «со­ветскими» людьми десятилетие спустя распада Советского Союза).

В-третьих, возникновение и существование организованной большой группы предполагает, что существует и другая, подобная ей группа, с которой мы можем ее сравнить. (Например, мужчины и женщины, богатые и бедные, горожане и сельские жители и т.д.)

В структуре психологии организованных больших групп выделяют две составных части:

· психический склад (устойчивое образование) и

· эмоциональной сферы (динамическое образование).

 

Традиционно в качестве психологичес­ких феноменов больших социальных групп исследовались обществен­ное (или массовое) сознание, социальный характер, коллективные (или социальные) представления. Кроме этих характерис­тик больших социальных групп следует добавить такую, как наличие у них своего специфического языка. Это, прежде всего, относится к эт­ническим группам, а для других групп специфический язык может выражаться в форме определенного жаргона, присущего, например, различным профессиональным группам, молодежи и др.

Неорганизованные большие группы также обладают рядом характерных особенностей. Обратитесь к своему прошлому опыту, вспомните, какие ощущения у вас вызывало пребывание в толпе, и подумайте, какие это могут быть особенности. Неорганизованные группы имеют следующие характерные особенности:

- циркуляция слухов, быстрое возникновение и развитие сплетен;

- большое некритичное доверие к информации;

- размывание личной ответственности, а следовательно, безответственность;

- эмоциональное и экспансивное поведение.

 

Выделяют несколько видов неорганизованных больших групп (см. Схему 3):

- Толпа разновидность больших групп, объединение людей, стихийно образующееся на открытых пространствах по поводу различных событий (например, по поводу ДТП); длительность существования данной группы зависит от значимости события.

- Масса - более стабильное и организованное объединение людей, обладающее нечеткими границами, собирающееся с какой-либо целью (например, для участия в какой-то акции – манифестации, демонстрации, митинги).

- Публика – кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-либо зрелищем (например, на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади). В более замкнутых помещениях (в лекционных залах) публику именуют аудиторией. Публика более управляема, чем другие виды неорганизованных больших групп, в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Однако достаточно возникновения какого-либо инцидента, чтобы публика также стала неуправляемой.

 

Механизмы воздействия на людей в больших неорганизованных группах:

Часто находясь в толпе мы даже и не подозреваем о том, что подвергаемся ее влиянию. Социальными психологами были выделены такие механизмы воздействия на людей в больших неорганизованных группах:

- Заражение бессознательная невольная подверженность человека, индивида определенным психическим состояниям, основанная на передаче определенного эмоционального состояния, психического настроя при участии механизма многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий. (Заражение усиливается в ситуации паники.).

- Внушение целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу, оказываемое при помощи убежденности коммуникатора и суггестивных механизмов.

- Подражание имеет ряд общих черт с явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

- Убеждение способ рационального воздействия, основанный на логике и аргументах.

 

3. Особенности психологии социальных классов

Социальные классы как большие группы выделяются из всего многообразия больших социальных групп, прежде всего ролью в развитии общества. Социаль­но-классовая структура общества понимается как объективно возник­шее разъединение людей на классы, касты, сословия, социальные группы или слои, которые характеризуются совместной деятельнос­тью, совместным пространственно-временным бытием и общением (у них общая среда, территория, коммуникация), общими групповы­ми установками и ориентирами [Зборовский, Орлов, 1995].

Существует разные критерии для выделения социальных классов, например:

· характер и размер собственности на средства производства и производимый продукт,

· уровень получаемых доходов и лич­ного материального благосостояния,

Принадлежность к данным группам не регламентируется властью, законом и не передается по наследству. [Радаев, Шкаратан, 1996].

В современных условиях получает распространение идея стратификации общества. Эмпирическая модель социальной стратификации современного российского общества предложена Ю.В.Ширковым. Социальная стратификация - социологическое понятие, обозначающее структуру общества и его слоев, систему признаков социальной дифференциации (образование, бытовые условия, занятие, доходы, психология, религия и т.п.), на основе которых общество делится на классы и страты (чаще всего на "высшие", "средние" и "низшие"). Классы отличаются от стратов не только количественно (классовый подход – наиболее грубая социальная стратификация). В современном обществе стратификация очень динамична.

В основе этой модели лежат два критерия — материаль­ный уровень (степень независимости субъекта от обстоятельств) и культурный уровень (образование, эрудиция, выполняемая работа). В проведенном им исследовании были выделены пять групп:

1) «Социальное дно» - характери­зуется низким материальным и культурным уровнем, ниже которого опуститься невозможно.

2) Интеллигенция обладает высоким культурным уровнем и низкими доходами, выполняет важную функцию — под­держивает социальные нормы общества.

3) Новые русские не испытывают материальных затруднений, но их культурный уровень зачастую весь­ма невысок.

4) Элита, обладая высоким культурным уровнем, имеет так­же и высокий доход, осуществляет социальное влияние.

5) Резерв, из которого пополняются разные группы в ходе социальной миграции. Хотя описанная социальная структура не является доста­точно полной с точки зрения и количества выделенных групп (в ней, например, отсутствуют очевидные большие группы, обладающие сред­ним доходом и невысоким культурным уровнем), критериев их выде­ления (например, не обозначена активность в получении дохода), она представляет несомненный интерес как попытка анализа социальной структуры общества в новых условиях [Цит.: по Почебут, 2000].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: