Понятие о среднем классе




Особое внимание исследователей привлекает нарождающийся в России средний класс. Понятие «средний класс» впервые начали упо­треблять в Англии, где первоначально так определяли прослойку между духовенством и землевладельцами. После Второй мировой войны к среднему классу на Западе стали относить также специалистов и ква­лифицированных рабочих с высоким уровнем заработной платы. Сред­ний класс в развитых странах представляет собой большинство, кото­рому свойственно желание политической стабильности, нежелание резких изменений в обществе, политических потрясений. Его мнение и поведение в целом весьма прогнозируемы, что и делает средний класс желанным для любого государства [Казанцев, 2002]. К среднему классу относят интеллигенцию, высококвалифицированных рабочих, управленцев среднего и низшего звена. При этом доходы представите­лей среднего класса сопоставимы с доходами средней буржуазии.

В России средний класс только формируется, критерии его выделения пока еще до конца не сформулированы, хотя и обозначе­ны некоторые параметры определения этой группы населения: соци­ально-демографическая характеристика (уровень дохода, сфера дея­тельности, занимаемая должность, иногда профессия, социальный статус, текущее потребление, возраст); особый образ жизни; ориен­тация на увеличение дохода (деньги как мерило успеха) или на само­реализацию (в случае, когда имеется необходимый для этого доход). Обнаружена тенденция возникновения так называемого нового среднего класса как движущей силы развития постиндустриального общества. Эта группа объединяет наемных служащих, зарабатываю­щих интеллектуальным трудом. В основе поведения этой части средне­го класса — «новая рациональность», т.е. стремление не к деньгам и материальному благополучию, которые подразумеваются, а к само­реализации.

Новые средние — люди, достигшие определенного поло­жения в обществе благодаря своему профессиональному опыту, же­ланию и умению им воспользоваться. Эта группа наиболее прогрес­сивна, быстро развивается. Социальное поведение членов группы определено ценностями среднего класса, целью их жизни становится пребывание в нем. В развитых странах доля этого слоя среднего класса больше, чем «старых средних». В развитых странах значимость капита­ла как критерия принадлежности к среднему классу постоянно умень­шается, в то время как все больший вес получает профессионализм [Средний класс в современном российском обществе, 2000]. Что ка­сается России, то здесь тенденция еще только намечается.

Важнейшей психологической характеристикой среднего класса является идентификация с ним его представителей. Средний класс, как и всякая устойчивая группа, может считаться реальным образованием тогда, когда его члены разделяют общие ценности, имеют общую сис­тему категорий и оценок и осознают себя принадлежащими к данной группе. Идентификация со средним классом становится важным субъек­тивным критерием определения представителей этого класса.

Исследование К. Ю. Подцерковской, проведенное в 2002 г. под руководством Т. В. Фоломеевой, было посвящено изучению социальных представлений представителей нового среднего класса о социальной структуре российского общества. Это исследование показало, что сред­ний класс субъективно определяется как слой с определенным уров­нем дохода, состоящий из нескольких групп, различающихся по ха­рактеру занятости и профессиональному признаку. Кроме того, ре­зультаты исследования показали, что идентификация представителей среднего класса со своей группой высока и носит положительную эмоциональную окраску. Отнесение себя к среднему классу делается на основе сравнения с представителями других социальных групп по критериям дохода, характера работы, образа жизни, уровня образо­вания и активной жизненной позиции. Полученные результаты не позволяют формулировать широкие выводы относительно психоло­гии образующейся новой группы, но обозначают направление даль­нейших исследований.

Наряду с формированием нового среднего класса важной харак­теристикой изменения социальной структуры общества в России яв­ляется размывание социального слоя интеллигенции. Этот процесс идет по трем направлениям. Первое направление характеризуется тем, что в ходе становления новой российской государственности многие пред­ставители интеллигенции вливаются в структуры власти, образуют чиновничество и номенклатуру. Второе направление связано со сме­ной профессии значительной частью интеллигенции, переходом из сферы интеллектуального труда в частный сектор, торговлю, посред­ническую деятельность. Третье направление обусловлено «утечкой умов», т.е. отъездом за рубеж специалистов в разных областях, уче­ных, писателей, деятелей культуры и т.д. [Мансуров, Семенова, 2001].

Формирование новых экономических отношений сопровождается появлением новых ценностных экономических ориентиров, таких как собственность, материальная обеспеченность, богатство и др. Для од­них социальных групп они могут выступать основными ценностями, регулирующими социальное поведение их членов, для других — лишь необходимым условием существования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: