Термин «этнос» описывает группу людей, связанных единой системой отношений и ценностей, выработанных в процессе этногенеза (Почебут, 1995). Культура же и есть эта система отношений и ценностей. Люди приобретают культуру благодаря принадлежности к этнической общности. Люди создают культуру исходя из потребностей этнической общности. «Нации — это горячие монстры, воспламеняющие холодного монстра — общество» (Московичи, 1998, с. 481).
В науке описываются разные тенденции в понимании культурных различий: абсолютизм, универсализм, релятивизм (Стефаненко, 1999). Почебут предлагает использовать два критерия для оценки культурных различий. Первый критерий основан на оценке равнозначности культур. Второй — на оценке наличия или отсутствия культурных различий. Соответственно возникают четыре тенденции:
1. Этноцентризм, и особенно национализм, основан на идее культурного превосходства. Все мировые культуры являются не равными по значению и не одинаковыми по своей сущности.
2. Абсолютизм основан на идее одинаковости культур. Однако между культурами не существует равенства. Одни культуры цивилизованные, другие примитивные и первобытные.
3. Универсализм нацелен на поиск общих универсалий, посредством которых все народы могут понимать друг друга и общаться друг с другом. Теоретически идеи культурного универсализма разрабатывали американские социологи и культурологи А. Кребер, К. Леви-Стросс, Т. Парсонс, П. Сорокин.
4. Релятивизм основан на идее равноценности культур при признании значительных культурных различий. Поворот в понимании взаимоотношений культур совершили Р. Бенедикт, Ф. Боас, К. Клакхон, Л. Леви-Брюль, М. Лейрис, Р. Линтон. Ф. Боас провоз гласил главный принцип релятивизма - культуры равные, но разные. Релятивизм предполагает отрицание этноцентрической позиции, выход за пределы своей культуры, сочувствие и понимание другой культуры.
|
Основным способом исследования культуры являлось изучение конкретной личности и осуществление посредством этого типизации национальных характеров. Были введены понятия модальной и базовой личности. Мы предлагаем изучать культурные различия, используя понятие общности. Согласно нашей концепции специфика общности в первую очередь зависит от вида социального. Этнокультурные общности формируются на основе воспроизводства психическим миром мира социального. Человечество создает культурный мир с целью образования единой системы взаимоотношений в общности, единого смыслового поля, осознанного и бессознательного взаимопонимания членов общности между собой.
Принадлежность человека к этнокультурной общности, по мнению ученых, определяется на основе множества признаков — маркеров этничности. К ним относятся кровнородственные связи, язык, общая символическая среда, поведенческие стереотипы, национальный характер, внешность, общность исторической судьбы и пр. (Русские..., 1992; Сикевич, 1999). Однако какой бы маркер мы ни взяли в качестве предмета научного анализа, при ближайшем рассмотрении он оказывается когнитивным конструктом социальной категоризации окружающего мира. Даже такой мощный маркер, как кровнородственные связи, объединяющие всех членов этнокультурной общности, на деле представляет собой когнитивный конструкт, а не реальное положение вещей.
|
Ядром человеческой культуры являются ценности, а одним из способов сохранения этнокультурных ценностей — социально-психологическая граница и дистанция во взаимоотношениях с другими общностями. Граница и дистанция позволяют обезопасить единое смысловое поле и ценностное своеобразие от вторжения со стороны.
Почебут Л.Г. провела исследование ценностей русской культуры, полученные результаты представлены в ее книге (6). В частности, в исследовании установлено:
1. В настоящее время в России происходит трансформация ценностей (принципов и смыслов жизни), которая меняет сердцевину культурной системы. Система ценностей русского народа постепенно переориентируется в сторону приоритета современных западных ценностей. Детальный социологический анализ показывает, что молодежь в большей степени предпочитает ценности современных обществ, чем люди старшего поколения. Наиболее значимым фактором изменения приоритета ценностей оказался уровень дохода. Современные бизнесмены полностью встроились в западную систему ценностей и активно отвергают ценности традиционной общины. Ценностная система современных демократических партий гораздо более близка ценностной системе русского народа, чем ценностная система КПРФ. Коммунисты, придерживаясь общечеловеческих и общинных ценностей, значимо отвергают ценности современного западного общества. Поэтому изменение политической и идеологической системы также способствует трансформации системы ценностей в России.
|
2. Исследование выявило единство русского народа в отношении выбираемых ценностей. Региональные различия и близость к иным культурам не разрушают этнокультурную общность. На всей территории России русские представляют собой единую этнокультурную общность, согласованно приверженную общей системе ценностей.
Одним из защитных механизмов сохранения системы ценностей является этнокультурная дистанция. Субъективно оцениваемую длину дистанции можно рассматривать как показатель этнической толерантности. По результатам исследования Почебут Л.Г., одним из важных факторов этнической толерантности является качество образования. Люди, имеющие гуманитарное образование, проявляют нормальную толерантность в отличие от людей, имеющих военное или техническое образование. В ситуации межгосударственного или межэтнического конфликта толерантность людей, не принимающих участия в конфликте, снижается по отношению к обеим конфликтующим сторонам. Люди психологически дистанцируются от участников конфликта и стараются найти союзников, психологически расширяя и усиливая свою общность.
5.Организация как специфический вид больших социальных групп.
Специфическим видом больших социальных групп являются организации. Под организацией понимается группа людей, деятельность которых координируется для достижения общей цели или целей (Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2000.).
На каком основании можно говорить о том, что это организации являются именно большими группами?
Если проанализировать признаки, характеризующие большие группы (см. начало лекции) они вполне подойдут к организации:
- Организации бывают весьма многочисленны, численность работающего персонала вполне может включать как свыше нескольких десятков человек до тысяч и более.
- Организации формируются на основе выполняемой деятельности; между всеми их членами не могут быть постоянные налаженные контакты между собой (например, все мужчины на земле не знают друг друга, также как и все россияне);
- Персонал организаций, как правило оказывает влияние на жизнь социума благодаря производству определенных товаров или услуг.
Важным феноменом организации, отражающим ее внутренний уклад является организационная культура. Сотрудники, работающие в какой-либо конкретной организации усваивают ценности, убеждения и модели поведения, принятые в этой организации.
Исследования организационной культуры начались в 80-е годы. Эгдар Шайн, один из первых исследователей организационной культуры, определяет ее как совокупность основных убеждений – сформированных самостоятельно, усвоенных или разработанных определенной группой по мере того, как она учится решать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, - которые оказались достаточно эффективными, чтобы считаться ценными, а потому передаваться новым членам в качестве правильного образа восприятия (67).
Существует немало подходов к определению организационной культуры, однако следует указать ряд признаков ОК, которые не вызывают разногласий у разных исследователей (21, 45, 51, 60 и др.):
1. Наблюдаемые регулярные формы поведения. Когда члены организации взаимодействуют, они прибегают к общему языку, терминологии, а также ритуалам для проявления уважения или демонстрации приемлемого поведения.
2. Нормы. Существующие стандарты поведения определяют отношение к работе.
3. Доминирующие ценности. Основные ценности, которых придерживаются члены организации. Типичным примером служат высокие стандарты качества продукции, редкие прогулы, высокая производительность труда.
4. Философия. Организацией выработана политика, отражающая ее убеждения о том, как надлежит обращаться с сотрудниками и/или клиентами компании.
5. Правила. В организации имеются жесткие правила поведения. Вновь принятые на работу сотрудники должны их усвоить, чтобы стать полноправными членами организации.
6. Социально-психологический внутриорганизационный климат. Это то общее ощущение, которое создается физической организацией пространства, стилем общения сотрудников между собой и формой поведения сотрудников по отношению к клиентам и другим посторонним лицам.
В последующем при изучении курса психология управления Вы более подробно ознакомитесь с данным феноменом.