Методы правового мониторинга




 

Значительный интерес в аспекте рассмотрения проблем мониторинга правового пространства, представляют методы, используемые в процессе его проведения. Действительно приступая к той или иной деятельности, необходимо иметь представление о приемах и способах с помощью которой эту деятельность можно осуществить. Данное утверждение относится, в том числе и к мониторингу правового пространства.

Среди факторов эффективного осуществления мониторинга права выделяют: разработку единой методологической основы мониторинга и разработку научно обоснованных индикаторов мониторинга права. Отсутствие единой методологической основы сдерживает эффективное осуществление мониторинга права. Что также обуславливает необходимость исследования методов используемых в мониторинге.

Имеется следующее положение: «Методология мониторинга - это базирующаяся на заложенных в Конституции Российской Федерации принципах совокупность приемов, методов и средств, обеспечивающих рациональную и эффективную организацию деятельности субъектов мониторинга по осуществлению анализа и прогноза законодательства и практики его применения».

В то же время можно найти такие определения как: «Методология - это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности». «Методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания». Метод - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии - способ построения и обоснования системы философского знания. В качестве методов могут выступать система операций при работе на определённом оборудовании, приёмы научного исследования и изложения материала, приёмы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала и т. д.

Отсюда, оптимальным, на наш взгляд будет следующее определение: методология мониторинга правового пространства - это положения о структуре, логической организации, методах и средствах мониторинга правового пространства.

Изучение научной литературы позволило выявить несколько позиций относительно того, какие приемы и способы должны использоваться в мониторинге правового пространства, а именно в мониторинг включают:

1. Макроанализ и макрооценку состояния законодательства. Как видим, в данном случае предлагается не ограничиваться анализом отдельных законов, а проводить анализ всего законодательства. Соглашаясь с данной точкой зрения, хотелось бы отметить, что для проведения мониторинга правового пространства необходимо осуществление именно оценки и анализа законодательства, но не его мониторинга. Также существует точка зрения указывающая на необходимость анализа применительно к законопроекту и закону, что на наш взгляд, вполне оправданно.

2. Анализ, в том числе и на предмет выявления коллизий, а также такие его виды как сравнительный и статистический анализ. Очевидно, что для выявления, к примеру, соответствия законов субъектов федерации федеральному законодательству полезно использовать сравнительный анализ, в исследовании же соответствия закона потребностям населения может оказать помощь статистический анализ.

3. Оценку, заключения экспертов. При этом указывается такое направление, как оценка соответствия системы законодательства задачам общества и государства, международным стандартам, жизнеспособности закона. Говоря о необходимости экспертных заключений В. М. Платонов ограничивает объекты исследования исключительно законопроектами, что является не корректным, т. к. мониторинг включает исследование и других объектов, при этом абсолютно справедливо отмечается необходимость заключений экспертов в мониторинге.

Также имеется предложение ввести квалификацию «эксперт мониторинга права», с чем можно согласиться, так как очевидно, что для проведения мониторинга необходимы специалисты, осуществляющие данный вид деятельности, при этом, по нашему мнению наиболее оптимальным было бы создание квалификации «эксперт мониторинга правового пространства», это полезно сделать т. к. понятие «мониторинг права» является не изученным и на наш взгляд трудно осуществимым, что позволяет сосредоточиться именно на мониторинге правового пространства вместо мониторинга права.

4. Учет и отслеживание действия нормативного правового акта. Следует согласиться с данной точкой зрения т. к., здесь, по сути, идет речь об исследовании и фиксации результатов исследования правоприменительной практики, что в свою очередь необходимо для осуществления мониторинга правового пространства.

5. Анкетирование.

6. Создание горячих линий.

7. Проведение «круглых столов».

8. Проведение конференций с привлечением общественности. Приведенные четыре действия осуществляются при мониторинге применения УПК Министерством внутренних дел и дают положительные результаты, что позволяет включить их в перечень методов мониторинга правового пространства.

9. Изучение документов.

10. Социологические опросы.

11. Интервьюирование.

12. Проведение эксперимента.

13. Гуманитарно-правовую экспертизу.

Представляет интерес значение социологии права, эмпирических методов в мониторинге. Существует положение, согласно которому в развитии мониторинга права принципиальное значение имеет его социальная направленность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: