Субъекты правового мониторинга




Невозможно исследовать всесторонне и полно мониторинг правового пространства без определения и рассмотрения субъектов мониторинга.

Стоит сказать, что в различных странах многообразен круг субъектов, в той или иной мере задействованных в мониторинге правового пространства. Так, в частности анализ эффективности национального законодательства осуществляют и государственные органы, имеющие право законодательной инициативы, и аппараты правительств, и отдельные министерства. Институты судебной власти, региональные органы, различные научные учреждения и организации тесно сотрудничают друг с другом, для гармонизации своих правовых систем.

В научной литературе субъект мониторинга определяется как орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, осуществляющий мероприятия по мониторингу в пределах вопросов своего ведения и на основании специальных полномочий, которыми он наделен соответствующим нормативным правовым актом.

В данном положении, по нашему мнению, абсолютно справедливо говорится о государственных органах, органах местного самоуправления и о необходимости организации их деятельности в пределах ведения и на основании полномочий, которыми они наделены нормативными правовыми актами. При этом из списка субъектов мониторинга правового пространства исключаются научные, общественные и коммерческие организации. На наш взгляд целесообразно включить их в число субъектов мониторинга.

Относительно субъектовмониторинга высказываются различные точки зрения.

Ю. А. Тихомиров в связи с рассматриваемым вопросом отмечает: «Следовало бы придать мониторингу права значение обязательной функции всех государственных и муниципальных структур в тех формах, которые соответствуют их статусу и компетенции». Не вдаваясь здесь в рассмотрение вопроса об оптимальности употребления термина «мониторинг правового пространства» вместо понятия «мониторинг права», хотелось бы присоединиться к позиции Ю. А. Тихомирова относительно необходимости задействования в мониторинге государственных и муниципальных структур. А также согласиться с тем, что данные органы должны осуществлять мониторинг соответственно их статусу и компетенции.

Указание на необходимость осуществления мониторинга в целях осуществления своей компетенции и в рамках этой компетенции каждым государственным органом, независимо от того, к какой ветви власти он относится в методах присущих каждому органу, можно найти в работах не только представителей теории государства и права, но и в работах таких ученых специализирующихся в иных отраслях юридической науки как С. В. Еремин, Н. И. Шиян, С. Г. Кехлеров, И. Л. Бачило, М. Ю. Гасанов, Г. П. Ивлиев. Данные позиции, также подтверждают целесообразность осуществления мониторинга правового пространства государственными органами. Также существует положение, согласно которому «в мониторинге правового пространства должны быть задействованы контролирующие, правоохранительные и судебные органы».

Проведенный теоретико-правовой анализ научной литературы позволил классифицировать субъекты принимающие участие в мониторинге правового пространства в зависимости от статуса органа, организации осуществляющей мониторинг на:

1) органы государственной власти, принимающие участие в мониторинге правового пространства;

2) иные органы и организации, задействованные в мониторинге. В свою очередь, в зависимости от уровня своей деятельности, указанные субъекты мониторинга правового пространства можно разделить на:

а) федеральные;

б) региональные.

В научной литературе имеется следующая дефиниция: «Федеральные субъекты мониторинга - субъекты мониторинга, определенные в качестве федеральных соответствующим нормативным правовым актом, осуществляющие мониторинг нормативных правовых актов Российской Федерации». Как и в случае с определением общего субъекта мониторинга, в данном положении отсутствует указание на научные, коммерческие и общественные организации как на субъекты мониторинга, а говорится только о правовом основании деятельности федеральных субъектов мониторинга, что позволяет говорить о возможности доработки приведенного определения.

При рассмотрении органов государственной власти, принимающих участие в мониторинге правового пространства на уровне Федерации, представляет интерес положение согласно которому, в мониторинге правового пространства на федеральном уровне предлагается задействовать все три ветви власти.

Относительно законодательной власти, имеются положения о необходимости участия в мониторинге правового пространства Федерального Собрания Российской Федерации, для чего предлагается создать в его рамках специальный орган. В парламент должны направляться результаты мониторинга правового пространства, но для этого не обязательно создавать при нем структуру осуществляющую мониторинг, на наш взгляд оптимальным вариантом будет образование отдельного государственного органа, осуществляющего мониторинг правового пространства, который в процессе своей деятельности будет взаимодействовать с Федеральным Собранием, при этом создание параллельной организации при парламенте, конечно не исключается.

Основываясь на вышеизложенном, можно причислить Федеральное Собрание РФ к органам государственной власти, принимающим участие в мониторинге правового пространства на федеральном уровне.

В настоящее время парламент в той или иной мере принимает участие в мониторинге правового пространства. Так в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы по каждому законопроекту составляется дело, в которое включаются все документы, связанные с поступлением и прохождением законопроектов в Государственной Думе ФС РФ. Это и первоначальный вариант инициативы, и заключения правового управления ко всем трем чтениям, которые проходят в Государственной Думе ФС РФ, отзывы правительства, отзывы законодательных органов субъектов Федерации, экспертные заключения независимых институтов, если таковые имеются? Правовым управлением Аппарата Государственной Думы осуществляется правовая экспертиза законопроекта на соответствие действующему законодательству, а также по поручению ответственного комитета лингвистическая экспертиза.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: