Практическая работа № 4.
Тема: Классификация систем. Исследование социально-экономических систем.
Регламент работы над заданием:
Практическая работа выполняется студентами в рабочих группах по 2 человека.
Задание 1. Продолжите классификациюсистем (не менее 6), по выбранным вами классификационным признакам. Приведите примеры по каждому классификационному признаку. Заполните табл.1:
Таблица 1.
Классификация систем
Признак классификации | Система | ||
Вид | Характеристика | Пример | |
По происхождению | Естественные Искусственные | Возникает и развивается естественно, без вмешательства человека Возникает и развивается благодаря человеку | |
По взаимодействию с внешней средой | Открытые Закрытые | Есть обмен ресурсами с окружающей средой Нет обмена ресурсами с окружающей средой | |
По масштабу | Макро Микро Мини | Вселенский масштаб В рамках планеты На уровне микроорганизмов и меньше | Вселенная Солнечная система Модель атома |
По сложности | Сложная Простая | система, состоящая из множества взаимодействующих составляющих (подсистем), вследствие чего сложная система приобретает новые свойства, которые отсутствуют на подсистемном уровне и не могут быть сведены к свойствам подсистемного уровня Система, состоящая из нескольких подсистем, имеющая свойства, присутствующие на подсистемном уровне | Свойства атома водорода такие, например, как спектральные характеристики его излучения, есть свойства сложной системы, которые несводимы к свойствам его составляющих — электрона и протона Рентгеновский луч – каждое свойство системы можно отнести к какой либо подсистеме (различные частицы) |
По виду выполняемой функции | |||
По степени организованности | Хорошо организованные Плохо организованные самоорганизующиеся | Определяются элементы системы, их взаимосвязь, правила объединения в более крупные компоненты В них ставится задача определить все учитываемые компоненты, их свойства и связи между ними и целями системы. Система характеризуется некоторым набором макропараметров и закономерностями, которые находятся на основе исследования не всего объекта или класса явлений это подход, позволяющий исследовать наименее изученные объекты и процессы. Самоорганизующиеся системы обладают признаками диффузных систем: стохастичностью поведения, нестационарностью отдельных параметров и процессов | солнечная система Системы массового обслуживания, система исследования документальных потоков в системах управления биологические организации, коллективное поведение людей |
По характеру функционирования | |||
По способу задания целей | |||
По способам управления | Управляемая Не управляемая | Система, на которую произведя должные манипуляции можно влиять Система, на которую повлиять не возможно | Человеческий организм Черная дыра |
По количеству функций | Многофункциональные однофункциональные | Выполняют множество функций Выполняют одну функцию | Унитаз Бритва |
По степени структурированности проблемы | |||
По назначению | Целевого Нецелевого Нецелевого назначения | Предназначена для выполнения определенной цели Предназначена для выполнения произвольной цели | Автомобиль камень |
По характеру взаимодействия между элементами | |||
По сложности поведения | |||
1.Наука
2.Декомпозиция системы:
- Разделение и кооперация научного труда;
- научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;
- методы научно-исследовательской работы;
- понятийный и категориальный аппарат;
- систему научной информации;
- вся сумма накопленных ранее научных знаний.
3.
a. Нестационарность – все элементы системы изменчивы, следовательно, система стохастична
b. Систему можно назвать уникальной и непредсказуемой (проведение опытов), предельные возможности ограничены умственным потенциалом ученых.
c. В данную систему в процессе развития могут быть добавлены новые подсистемы, при этом целостность нарушена не будет.
d. Наука способна противостоять энтропийным тенденциям, в связи с тем, что отдельные элементы системы не могут развиваться в значительно большем объеме нежели другие
e. Система достаточно легко приспосабливается к новым условиям
f. Цели образуются в процессе развития системы, целеобразованность для нее характерна.
Задание 2. Исследование социально-экономической системы.
2. Выбрать социально-экономическую систему (Приложение 1).
3. Выполнить декомпозицию системы, согласно правилам выделения подсистем (Приложение 2).
4. Проанализировать, соответствует ли система признакам, определяющим ее как класс социально-экономических систем:
a. Нестационарность (изменчивость) отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения;
b. Уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях, наличие у системы предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами и характерными для определенного типа систем структурными связями;
c. Способность изменять свою структуру, сохраняя целостность и формировать варианты поведения;
d. Способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям, обусловленная тем, что в системах с активными элементами наблюдается тенденция к самоорганизации, развитию;
e. Способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Данное свойство может проявляться не только по отношению к внешним и внутренним помехам, нарушающим нормальное функционирование системы (в этом случае оно «+»), но и к управляющим воздействиям, что весьма затрудняет управление системой.
f. Способность и стремление к целеобразованию (в отличие от закрытых (технических) систем, которым цели задаются извне, в системах с активными элементами цели формируются внутри системы).
5. Аргументировать результаты исследования, описать результаты в следующем порядке:
a. Определить цели системы;
b. Выполнить декомпозицию системы. Уровень декомпозиции – выделить не менее 4-х уровней иерархии;
c. В каждой конечной выделенной подсистеме выделить несколько элементов;
d. Исследовать и обозначить связи/отношения между выделенными подсистемами/элементами;
e. Определить ресурсы, которыми обладает данная система в текущий момент, разбив их по подсистемам или элементам (таблица 2);
Таблица 2.
Подсистема | Элемент | Ресурс |
1. … | 1. … | 1. … |
2. … | ||
2. … | ||
f. Исследовать жизненный цикл системы;
g. Определить, на каком этапе ЖЦ в данный момент находится система;
h. Выяснить, какие значимые события, изменяющие структуру (параметры) системы были характерны для исследуемой системы на каждом этапе ЖЦ;
i. Исследовать, какие новые функции были приобретены системой в процессе своего развития;
j. Исследовать тенденцию развития данной системы;
k. Сделать прогноз дальнейшего движения и развития исследуемой системы.
Форма сдачи ПР-4:
1. Отчет, который должен содержать (1 балл):
- соответствие материала выданному заданию;
- развернутый комментарий по предложенному порядку исследования;
2. Презентация в электронном виде.
Презентация оценивается по следующим критериям:
- соответствие материала выданному заданию (1балл);
- качество доклада, изложения материала (1балл);
- оригинальность подхода к характеристике системы (+ бонус).
Приложение 1
№ | Система |
Город-мегаполис (на примере конкретного города) | |
Университет (на примере) | |
Евросоюз (ЕС) | |
Торговая отрасль РФ | |
Человечество | |
Экономика РФ | |
Муниципальные образования | |
Инвестиционный проект (на примере предприятия) | |
Регион РФ (на примере конкретного региона) | |
Производственное предприятие | |
Союз предпринимателей Санкт-Петербурга | |
Ассоциация банков северо-запада | |
Продюсерский центр/Кинокомпания | |
Пенсионный фонд | |
Наука | |
Промышленность | |
Здравоохранение | |
Образование | |
Социальное обеспечение | |
Государство |
Приложение 2
Правила осуществления декомпозиции систем.
Выделяемые подсистемы должны:
a. осуществлять достаточно существенное влияние на конечный результат системы более высокого уровня;
b. реализовывать определенные специализированные функции в рамках системы;
c. формироваться по признакам четкой функциональной связи уровней;
d. выражать определенные особенности строения, функционирования и развития системы.