Задание 2. Исследование социально-экономической системы.




Практическая работа № 4.

 

Тема: Классификация систем. Исследование социально-экономических систем.

 

Регламент работы над заданием:

Практическая работа выполняется студентами в рабочих группах по 2 человека.

Задание 1. Продолжите классификациюсистем (не менее 6), по выбранным вами классификационным признакам. Приведите примеры по каждому классификационному признаку. Заполните табл.1:

Таблица 1.

Классификация систем

Признак классификации Система
Вид Характеристика Пример
По происхождению Естественные Искусственные Возникает и развивается естественно, без вмешательства человека Возникает и развивается благодаря человеку  
По взаимодействию с внешней средой Открытые   Закрытые Есть обмен ресурсами с окружающей средой Нет обмена ресурсами с окружающей средой  
По масштабу Макро Микро Мини Вселенский масштаб В рамках планеты На уровне микроорганизмов и меньше   Вселенная Солнечная система Модель атома
По сложности Сложная     Простая   система, состоящая из множества взаимодействующих составляющих (подсистем), вследствие чего сложная система приобретает новые свойства, которые отсутствуют на подсистемном уровне и не могут быть сведены к свойствам подсистемного уровня   Система, состоящая из нескольких подсистем, имеющая свойства, присутствующие на подсистемном уровне Свойства атома водорода такие, например, как спектральные характеристики его излучения, есть свойства сложной системы, которые несводимы к свойствам его составляющих — электрона и протона Рентгеновский луч – каждое свойство системы можно отнести к какой либо подсистеме (различные частицы)  
По виду выполняемой функции      
По степени организованности Хорошо организованные   Плохо организованные   самоорганизующиеся Определяются элементы системы, их взаимосвязь, правила объединения в более крупные компоненты   В них ставится задача определить все учитываемые компоненты, их свойства и связи между ними и целями системы. Система характеризуется некоторым набором макропараметров и закономерностями, которые находятся на основе исследования не всего объекта или класса явлений   это подход, позволяющий исследовать наименее изученные объекты и процессы. Самоорганизующиеся системы обладают признаками диффузных систем: стохастичностью поведения, нестационарностью отдельных параметров и процессов   солнечная система   Системы массового обслуживания, система исследования документальных потоков в системах управления     биологические организации, коллективное поведение людей    
По характеру функционирования      
По способу задания целей      
По способам управления Управляемая   Не управляемая Система, на которую произведя должные манипуляции можно влиять   Система, на которую повлиять не возможно Человеческий организм   Черная дыра
По количеству функций Многофункциональные   однофункциональные Выполняют множество функций   Выполняют одну функцию Унитаз   Бритва
По степени структурированности проблемы      
По назначению Целевого Нецелевого   Нецелевого назначения Предназначена для выполнения определенной цели   Предназначена для выполнения произвольной цели Автомобиль     камень
По характеру взаимодействия между элементами      
По сложности поведения      
       
       
       
       
       
       

1.Наука

 

2.Декомпозиция системы:

 

  • Разделение и кооперация научного труда;
  • научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;
  • методы научно-исследовательской работы;
  • понятийный и категориальный аппарат;
  • систему научной информации;
  • вся сумма накопленных ранее научных знаний.

3.

 

a. Нестационарность – все элементы системы изменчивы, следовательно, система стохастична

b. Систему можно назвать уникальной и непредсказуемой (проведение опытов), предельные возможности ограничены умственным потенциалом ученых.

c. В данную систему в процессе развития могут быть добавлены новые подсистемы, при этом целостность нарушена не будет.

d. Наука способна противостоять энтропийным тенденциям, в связи с тем, что отдельные элементы системы не могут развиваться в значительно большем объеме нежели другие

e. Система достаточно легко приспосабливается к новым условиям

f. Цели образуются в процессе развития системы, целеобразованность для нее характерна.

 

Задание 2. Исследование социально-экономической системы.

2. Выбрать социально-экономическую систему (Приложение 1).

3. Выполнить декомпозицию системы, согласно правилам выделения подсистем (Приложение 2).

4. Проанализировать, соответствует ли система признакам, определяющим ее как класс социально-экономических систем:

a. Нестационарность (изменчивость) отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения;

b. Уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях, наличие у системы предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами и характерными для определенного типа систем структурными связями;

c. Способность изменять свою структуру, сохраняя целостность и формировать варианты поведения;

d. Способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям, обусловленная тем, что в системах с активными элементами наблюдается тенденция к самоорганизации, развитию;

e. Способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Данное свойство может проявляться не только по отношению к внешним и внутренним помехам, нарушающим нормальное функционирование системы (в этом случае оно «+»), но и к управляющим воздействиям, что весьма затрудняет управление системой.

f. Способность и стремление к целеобразованию (в отличие от закрытых (технических) систем, которым цели задаются извне, в системах с активными элементами цели формируются внутри системы).

5. Аргументировать результаты исследования, описать результаты в следующем порядке:

a. Определить цели системы;

b. Выполнить декомпозицию системы. Уровень декомпозиции – выделить не менее 4-х уровней иерархии;

c. В каждой конечной выделенной подсистеме выделить несколько элементов;

d. Исследовать и обозначить связи/отношения между выделенными подсистемами/элементами;

e. Определить ресурсы, которыми обладает данная система в текущий момент, разбив их по подсистемам или элементам (таблица 2);

Таблица 2.

Подсистема Элемент Ресурс
1. … 1. … 1. …
2. …
2. …  
     

f. Исследовать жизненный цикл системы;

g. Определить, на каком этапе ЖЦ в данный момент находится система;

h. Выяснить, какие значимые события, изменяющие структуру (параметры) системы были характерны для исследуемой системы на каждом этапе ЖЦ;

i. Исследовать, какие новые функции были приобретены системой в процессе своего развития;

j. Исследовать тенденцию развития данной системы;

k. Сделать прогноз дальнейшего движения и развития исследуемой системы.

Форма сдачи ПР-4:

1. Отчет, который должен содержать (1 балл):

- соответствие материала выданному заданию;

- развернутый комментарий по предложенному порядку исследования;

2. Презентация в электронном виде.

Презентация оценивается по следующим критериям:

- соответствие материала выданному заданию (1балл);

- качество доклада, изложения материала (1балл);

- оригинальность подхода к характеристике системы (+ бонус).


Приложение 1

Система
  Город-мегаполис (на примере конкретного города)
  Университет (на примере)
  Евросоюз (ЕС)
  Торговая отрасль РФ
  Человечество
  Экономика РФ
  Муниципальные образования
  Инвестиционный проект (на примере предприятия)
  Регион РФ (на примере конкретного региона)
  Производственное предприятие
  Союз предпринимателей Санкт-Петербурга
  Ассоциация банков северо-запада
  Продюсерский центр/Кинокомпания
  Пенсионный фонд
  Наука
  Промышленность
  Здравоохранение
  Образование
  Социальное обеспечение
  Государство

Приложение 2

Правила осуществления декомпозиции систем.

Выделяемые подсистемы должны:

a. осуществлять достаточно существенное влияние на конечный результат системы более высокого уровня;

b. реализовывать определенные специализированные функции в рамках системы;

c. формироваться по признакам четкой функциональной связи уровней;

d. выражать определенные особенности строения, функционирования и развития системы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: