Иркутская область
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Хазанская средняя общеобразовательная школа
Алферёнок Ирина Юрьевна
Учитель начальных классов, учитель музыки
Урок литературного чтения 2 класс
УМК «Школа России»
Тема урока | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» |
Педагогические цели | В ходе знакомства учащихся с русским устным народным творчеством обучать правильному, осмысленному, выразительному чтению; учить различать добро и зло, видеть, как в сказках проявляется народная мудрость; формирование основных видов универсальных учебных действий. |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Планируемые результаты (предметные) | Формирование навыка осознанного, вдумчивого чтения целыми словами, формирование навыка целостного и дифференцированного восприятия слов; способствовать формированию умения подробно пересказывать текст по картинному плану. |
Личностные | Объяснять самому себе: «что я хотел сделать», «что я смог»; проявлять желание найти способ решения проблемы, создавать условия для воспитания любви к русскому фольклору, создать условия для формирования взаимопомощи и уважения, воспитании чувства товарищества, выражать положительное отношение к процессу познания. |
Метапредметные | Регулятивные. Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, выполнять самоконтроль, выполнять учебное действие в соответствии с заданием и осуществлять контроль по результату, адекватно судить о причинах успеха и неуспеха в учении, нацеливание на успешную деятельность. Познавательные. Ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя, извлечение необходимой информации из текста, учиться отвечать на вопросы учителя, учиться наблюдать и делать простые выводы, составлять кластер. Коммуникативные. Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, формулировка собственного мнения и позиции, формирование осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Русская народная сказка, сказка про животных. Картинный план, выборочный пересказ, пересказ по картинному плану. |
Образовательные ресурсы | Учебник «Литературное чтение 2 класс» а вторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Карточки для работы в группах Компьютер, проектор Презентация для урока |
Технологическая карта урока
Этап урока | Формы, методы, приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
I. Мотивирование к учебной деятельности. Цель: Определение темы урока и постановка цели урока | Фронтальная Словесный Слово учителя | Учитель начинает урок с исполнения стихотворения – песни Ю. Мориц «Сказка по лесу идет» положенного на музыку. - Ребята, не показалось ли вам что-то знакомым в моей песне. - О чем это стихотворение? - Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? - Да. Мы будем знакомиться с новой сказкой. А для чего? | Дети рассаживаются на свои места и в песне узнают стихотворение. - Мы читали это стихотворение на прошлом уроке и дома. - О сказке. - Скорее всего мы будем говорить о сказках. Или познакомимся с какой-то новой сказкой. - Чтобы узнать новую сказку, учится выразительно читать, учиться пересказывать, может быть составлять план сказки. (дети с помощью учителя ставят цели урока) | Личностные: самоопределение к деятельности, включенность в учебную деятельность; создание положительного эмоционального отношения к процессу обучения. Регулятивные: Самоконтроль, самооценка. Предметные: предметная готовность к предстоящему действию. |
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: активизировать мыслительные операции. | Фронтальная Словесный Составление кластера | - Прежде чем мы прейдем к знакомству со сказкой. Давайте вспомним какие бывают сказки? (по ходу рассуждения на экране появляется кластер) - Мы можем с вами сразу сказать какая будет у нас сегодня сказка? - А почему вы так решили? - Молодцы, сказка действительно будет народная. А вот какая: бытовая, волшебная и о животных | - Авторские и народные, а еще: волшебные, бытовые и о животных. - Народная. - Потому что мы изучаем раздел «Устное народное творчество». -????? | Личностные: Сформированность потребности самовыражения Коммуникативные: Умение формулировать собственное мнение. Построение понятных для партнёров высказываний Познавательные: Умение строить речевое высказывание, анализировать ситуацию. Установление причинно-действенных связей. Структурирование заданий. Поиск способов решения проблемы. |
III. Выявление места и причины затруднения. Цель: выявить место и причину затруднения. | Фронтальная Словесный Работа с заголовкам до прочтения сказки | - А почему мы не можем сказать какая это будет сказка? (На экране появляется иллюстрация из сказки и название сказки) - Вот, ребята, посмотрите как называется сказка? - Да, мы можем предположить, что это сказка о животных, но животные могут быть и в бытовых сказках, и в волшебных. | - Мы не знаем сказку, не знаем как она называется, еще не прочитали сказку. (Дети читают название сказки, рассматривают иллюстрацию, делают предположение) - Возможно эта сказка о животных. - Значит мы по-прежнему не можем сказать какая это сказка. | |
VI. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности и способов ее реализации. | Фронтальная Словесный беседа | - Что же нам теперь делать. - Как мы будем читать сказку? | - Прочитать сказку и определить, какая это сказка? (Дети выбирают способ знакомства со сказкой: самостоятельное чтение, читает учитель, прослушивание записи) | |
V. Реализация построенного проекта. Цель: Построение и фиксация нового способа действий при решении задачи, вызвавшей затруднение | В зависимости от выбранного способа учитель знакомит детей со сказкой «Петушок и бобовое зернышко» | Дети слушают сказку. | Коммуникативные: Умение слушать собеседника. | |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: Ответ на поставленный вопрос с опорой на имеющиеся знания. | Фронтальная Дружеская дискуссия | - Итак, ребята, мы познакомились со сказкой «Петушок и бобовое зернышко», давайте теперь определим какая это сказка: волшебная, бытовая, о животных? (выслушав мнения детей, совместно с ними делает вывод) Что это сказка – бытовая. (По мере перечисления на экране появляются анимированные персонажи сказки. Учитель проводит музыкальную физкультминутку, в конце на экране появляются иллюстрации из сказки) | (Высказывают свое мнение и аргументируют его.) - Петушок, курочка, хозяйка, корова, хозяин, кузнец. (дети под музыку выполняют движение анимированных персонажей) | Личностные: Формирование границ «знания», «незнания» Коммуникативные: Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, Ориентировка на позицию собеседника, Познавательные: Установление причинно-следственных связей, доказательство. Регулятивные: Принятие и сохранение учебной задачи |
VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Самостоятельная Работа в группах Поиск эпизода соответствующего иллюстрации | (учитель раздает группам задание, напоминает правила работы в группах, курирует выполнение задания) | (Дети делятся на 6 групп, каждая группа находит свой эпизод в тексте, перечитывает его, озаглавливает, записывает заголовок крупными буквами на чистый листок, и готовит аргументы, почему так озаглавили. Затем представители от каждой группы отчитываются перед классом о проделанной работе, иллюстрацию и заголовок закрепляют на доске) | Коммуникативные: Умение вежливо работать в группах, уважать партнеров. Познавательные: Работа с информацией, Умение анализировать информацию и сделать правильные выводы. Построение письменного речевого высказывания Регулятивные: распределение ролей в группе, контроль деятельности. Сличение результата с эталоном. |
VIII. Включение в систему знаний и повторение. Цель: составление плана сказки и совместный пересказ | Фронтальная Словесный Совместный пересказ | (По ходу работы групп на доске появляются два плана словесный и картинный, если кое-что перемешалось можно еще раз все расставить на свои места) - Ребята, посмотрите у нас на доске появилось два план сказки, один известный нам, а другой новый как бы вы назвали новый вид плана? - Какой вид плана называется картинный, он есть у вас в учебнике, давайте вместе попробуем по нему сделать пересказ. - По какому плану пересказывать легче? | Дети высказывают свои предположения (картинный, картиночный) Дети по ходу появления иллюстраций на экране пересказывают сказку. - По картинному, сразу видно, что происходит. | |
IX. Рефлексия учебной деятельности | Фронтальная Словесный Ромашка Блума | Учитель предлагает ученикам ромашку с простыми, уточняющими, творческими и оценочными, объясняющими и практическими вопросами. | Каждый ученик сам выбирает для себя вопрос и отвечает на него. | Личностные: умение оценивать результат деятельности. Коммуникативные: отвечать на вопросы, слушать одноклассников Регулятивные: оценивать свои достижения |
Домашнее задание | - Дома, ребята, вам нужно будет прочитать сказку еще раз и попробовать пересказать ее по картинному плану учебника. Стр.32-34 |