Философия любви в творчестве И.А.Бунина («Легкое дыхание», «Митина любовь», «Солнечный удар» и др. рассказы). Бунин и Чехов. Бунин и Куприн.
Философия любви в творчестве И. Бунина до эмиграции (1890-е – 1920 гг.)
В ранний период своего творчества Бунин пишет о любви неразделенной и мучительной («Без роду-племени» (1897)), взаимной и прекрасной («Осенью» (1901)), наконец, трагической («Маленький роман» (1907)).
Рассказ «Без роду-племени» во многом автобиографичен. Так, Саймонов – это доктор Пащенко, дочь которого, Варвару, любил Бунин. А Зина – это Варя, не сумевшая оценить его любовь. Доктор Саймонов не прочь бы принять Ветвицкого своим зятем, имей он какое-то состояние. Но у него, мелкого служащего земской управы, нет, по мнению Саймонова, будущего. Иное дело – новый жених дочери – помощник присяжного поверенного Богаут – человек жизнерадостный, уравновешенный, делающий карьеру. Писатель восстает в рассказе против власти денег, устремлений обывателя к жизнеустройству, против жизни, лишенной высоких чувств и духовных радостей.
В это время формируется бунинская философия неверия в возможность достижения человеком счастья. Ветвицкий оказывается в духовном тупике не потому, что беден и ему отказано в браке с Зиной. Брак с ней только усугубил бы его нравственные страдания, так как прочно укрепил его в той мещанской среде, в которой он никогда не хотел бы жить.
Рассказ «Без роду-племени» был написан, когда Бунин мог уже более трезво оценить неудачу своей первой любви, но он все же полон и тех свежих 6 впечатлений и чувств, которые переполняли писателя в период влюбленности.
Какие сюжетные ходы не выбирал бы писатель для воплощения темы любви, любовь всегда – великая радость и разочарование, огромное обещание и несбывшиеся надежды, она всегда – глубокая и неразрешимая тайна.
|
В рассказе «Осенью» (1901) отчетливо выражены эти мысли писателя. Именно редкие мгновения радости, вызванные откровенным проявлением чувств, рождающим душевный взлет, органичны природе человека, но они, увы, часто подавляются условностями, сформированными воспитанием, и господствующими в мещанской среде нормами морали, считающими неприличными искренность и страстную любовь. Не находя путей к счастью, Бунин готов признать, что любовь – манящая, но неосуществимая мечта.
Пейзаж у Бунина всегда не просто деталь, а параллельная линия повествования, подчеркивающая чувства, настроение героя. В рассказе «Осенью» главенствует мысль о том, что счастье не имеет будущего, поэтому надо ловить его золотые мгновенья, хотя содеянное завтра уже может показаться преступным: «- А завтра? – Что завтра? – повторил я ее вопрос и почувствовал, как у меня дрогнул голос от слез непобедимого счастья. – Что завтра?..».
После 1906 года атмосфера в стране стала казаться Бунину удушающей. Это состояние духа писателя непосредственно отразилось и на его раскрытии темы любви. Ярким примером этого нового видения может служить рассказ «Последнее свидание».
В рассказе «Последнее свидание» жизнь персонажей воссоздается очень сгущенно, концентрированно. В молодости помещик Андрей Стрешнев был страстно влюблен в дочь соседней помещицы. Вера и ее мать предпочли, однако, другую партию. Это не принесло Вере счастья. И вот он, стареющий мужчина, и она, зрелая женщина, становятся любовниками. Теперь она хотела бы видеть его постоянно рядом с собой, но его любовь ушла, остались лишь горькие воспоминания, никчемно прожитая жизнь в разоряющихся усадьбах.
|
Личное несчастье, вырождение дворянства, пошлость и подлость устройства буржуазного общества – вот источники, питающие бунинскую тему любви. Нищета духа, мещанская пошлость, обыденщина, слезливая пассивность, тупое высокомерие невежества – эти черты часто присущи людям, которых Бунин заставляет любить в своих произведениях.
В бунинском творчестве середины и конца десятых годов проходят перед читателем герои, раз и навсегда опаленные сильной и мучительной любовью, которая сокрушает их жизни, если только они вообще остаются в живых, а не кончают с собой оттого, что иначе нельзя.
В 1916 году созрел перелом в мироощущении Бунина, назревший еще осенью 1915 года Дневник писателя за 1916 год полон безнадежности и желчи. Так, в конце 1916 года подкрался к Бунину творческий кризис, продолжившийся несколько лет. Замыслы, редкие и случайные, обдумываются им и покидаются. Достаточно сказать, что с конца 1916 года до января 1920-го—года бегства из Одессы за границу — у Бунина с трудом наберется десяток мелких произведений.
Подводя итог, можно сказать, что в первых бунинских рассказах о любви, как и в других, относящихся к раннему периоду творчества, человеческие чувства подобны легким узорам на тщательно выписанных картинах природы. Лирика Бунина жестока. В упоении любви его герои жаждут подняться над миром печали и тоски, но писатель не дает им долго наслаждаться упоительной грезой и вновь возвращает к действительности – темной и уродливой. Любовь у Бунина не в силах надолго разогнать мрак жизни.