РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Г. ИРКУТСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
(МБОУ г. Иркутска СОШ №4)
Учебно-методическая разработка
Внеклассного мероприятия по окружающему миру в 3 классе
«Земля – наш дом родной»
Автор:
Брылко Людмила Григорьевна,
учитель начальных классов
Учебно - методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру.
Тема: «Земля – наш дом родной»
Цели:
- образовательная: формирование экологических знаний;
- воспитательная: воспитание любви к родной природе, Родине;
- развивающая: развитие наблюдательности, внимания, интереса к окружающему миру.
Дидактическое обеспечение:
1. плакаты и рисунки учащихся;
2. картины о природе известных русских художников;
3. выставка книг об экологии России;
4. Красная книга (в 2 – х томах);
5. кассета с записью «Пение птиц».
Словарь в классном уголке:
«Экология – наука об окружающей среде»
«Экос» - дом, убежище
«Логос» - учение
Эпиграф на доске:
«Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда».
(Антуан де Сент –Экзюпери)
Учитель. Вступительное слово.
Дорогие ребята!
Я предлагаю вам совершить путешествие в увлекательный мир природы.
Пожелаем друг другу успехов. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:
«Желаю» (большой)
«Успеха» (указательный)
«Большого» (средний)
Во всём (безымянный)
И везде (мизинец).
Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает и взамен требует совсем не много – бережного отношения к себе.
Часто мы ведём себя как хорошие хозяева только в пределах своей квартиры. Но задумайтесь, ведь и город, в котором мы живём, родная страна, да и весь огромный мир – тоже наш «дом».
Всё чаще мы слышим словосочетание «проблемы экологии», «Красная книга исчезающих представителей флоры и фауны постоянно пополняется...»
И всё же, чем ближе подступает человечество к этой запретной черте, тем разумнее оно становится.
Создаются новые заповедники для птиц и животных, строятся так называемые экологические посёлки и деревни. В ряде стран активно работают общества «зелёных», всемирные фонды и организации охраны природы.
- Как вы думаете, ребята, на какой главный вопрос мы должны ответить в итоге занятия?
- Ответы учащихся
А совершить увлекательное путешествие в мир природы нам поможет познавательная игра «Экологический калейдоскоп». Нас ждут интересные конкурсы, вопросы, вы покажете свои знания, эрудицию.
Основная часть мероприятия.
1. Представление команд: название, девиз, эмблема. Учащимся предлагается принять участие в следующих конкурсах:
2. Конкурс «Эрудит» - вопросы командам:
Команда №1 | Команда№2 |
- Кто из известных художников писал картины о природе? | - Кто из известных поэтов писал о природе? |
- Какое дерево считается национальным деревом России? | - Какое дерево является символом нашей Родины? (Лиственница). Почему? Объяснить. |
- Наука о растениях? (Ботаника) | - Наука о животных? (Зоология) |
3. Закончить приметы:
Команда №1 | Команда№2 |
- Если ночью был иней, днём... (Не будет мороза, выпадет снег) | - Иней на деревьях – на....(Мороз) |
- Зимой появляется туман (На отмелях) | - Как поступят муравьи перед дождём? (Поспешат заделать ходы и выходы) |
4. Ответить на максимальное количество вопросов. На выполнение задания даётся 1 минута.
Команда №1 | Команда№2 |
-Трава от 99 болезней? (Зверобой) | - На следу каких хищных зверей нет когтей? (Кошки, рыси) |
- Слепыми или зрячими рождаются зайцы? (Зрячими) | - Кто может пить ногой? (Лягушка) |
- Пингвин – птица или нет? (Птица) | Разноцветные грибы (Сыроежки) |
- У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца) | - Кто спит вниз головой? (Летучая мышь) |
- Чем стрекочет кузнечик? (Ногой о крыло) | - Какое дерево весной дятла поит? (Берёза) |
- Название, какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник) | - Какой цветок лето начинает? (Колокольчик) |
- Когда ёж не колется? (Когда только родился) | - Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, там холодно) |
- Когда температура воробья ниже: летом или зимой? (Одинаковая) | - Почему ласточки перед дождём летают низко? (Они ловят насекомых, которых холодный воздух прибивает к земле) |
- Назовите 10 съедобных грибов | - Кто полгода живёт без обеда? (Тот, кто зимой впадает в спячку) |
- Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (Грязный) | - Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец) |
- Какая птица выводит зимой птенцов? (Клёст) | Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать – и – мачеха) |
Жюри подводит итоги.
Учитель предлагает загадки для болельщиков.
1.Встали братьяна ходули, Ищут корма на пути. На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти (Журавли) | 2.Унылая старушка Живет в лесной избушке, Одно и то де говорит, Один слог всю жизнь твердит (Кукушка) | 3.Всем птицам – царь, Гордо смотрит вдаль, Четкий профиль, Римский нос – Высоко себя вознес, Сторого оперенье – острое зренье. (Орел) |
4.Один клин торчит в пыли, Второй – по небу поплыл, Издали гляди – Клин один, Да вблизи видно – Клин сборный, не единый, Кто в клине летит – Курлычет да грустит (Журавли) | 5.Эти строители–речные жители. Пилят древесину, строят плотину. (Бобры) | 6.В глухом лесу зверек живет. Зверек совсем не знает нот. Ну, а прячется зверек В одной из этих хитрых нот (Енот) |
Учитель предлагает ребятам обсудить следующие вопросы. Задание «Давайте обсудим».
1. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
2. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Лишайники растут там, где чистый воздух)
3. Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц покидать гнёзда, зверюшек – искать укромное место)
4. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле. Не трогать яйца руками. Не брать в руки птенцов).
5. Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный окурок, костёр, молния)
6. Как правильно разжечь костёр в лесу? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дёрн. Когда костёр будет залит водой, необходимо убрать головни, уложить дёрн на место и полить водой).
7. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего? (Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов. Муравьи опрыскивают тело дрозда остро пахнущей муравьиной кислотой)