Курс практических (семинарских) занятий по дисциплине




Курс практических (семинарских) занятий по дисциплине

«Психолого-педагогическая диагностика» для студентов 3 курса ДО

На 2018-2019 учебный год

Наименование раздела /темы дисциплины Содержание
  Содержание, методы, принципы психолого-педагогической диагностики
1.1. Предмет, задачи, принципы психолого-педагогической диагностики Понятие о психолого-педагогической диагностике. Предмет, объект психолого-педагогической диагностики. Теоретические и практические задачи, принципы психолого-педагогической диагностики. Профессиональные функции психолога-диагноста. Понятие о тестовом и клиническом обследовании. Различия между «обследованием» и «исследованием». Правила тестового обследования. Правила клинического обследования. Этапы исследования. Этап сбора данных. Основные этапы обработки результатов диагностики. Интерпретация материала. Психологический диагноз. Планирование психодиагностической работы
1.2. Классификации и характеристика основных диагностических методов и методик Типы диагностических методик. Общая характеристика основных формализованных методов. Тест как стандартизированное измерение, критерии классификации тестов, их отличие от остальных методов. Опросники, их особенности, виды, трудности их разработки и интерпретации. Понятие о проективной технике, виды проективных методик, их отличительные особенности. Общая характеристика психофизиологических методов. Характеристика основных методов малоформализованной диагностики. Наблюдение, основные правила проведения наблюдения; оценочные шкалы карта Д. Стотта. Основные виды беседы и интервью и правила их применения. Изучение продуктов деятельности.
1.3. Психометрические требования к построению и проверке психодиагностических методик Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность. Стандартизация как единообразие процедуры проведения теста. Стандартизация как единообразие оценки выполнения теста. Понятие о статистической норме и социально – психологическом нормативе. Репрезентативность генеральной совокупности. Надежность как согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении. Основные факторы, повышающие надежность методик. Понятие и виды валидности. Проблема выбора внешнего критерия для определения валидности методики. Корреляционный анализ как один из приемов определения надежности и валидности.
  Диагностика познавательной и личностной сферы
2.1. Диагностика интеллекта и умственного развития Понятие об умственном развитии и интеллекте, основные подходы к изучению интеллекта. Понятие о психометрическом, социальном, практическом интеллекте, о коэффициенте интеллектуальности (JQ). История создания интеллектуальных тестов. Классификация интеллектуальных тестов. Вербальные, невербальные тесты, тесты действия и тесты, свободные от влияния культуры. Проблемы отечественной диагностики интеллектуального (умственного) развития. Отличия отечественных тестов умственного развития.
2.2. Диагностика креативности Различные взгляды на природу творчества. Понятие креативности. Исследование креативности Л. Терстоунам и Дж. Гилфордом и др. Основные концепции творческих способностей. Методы диагностики креативности дошкольников, младших школьников, подростков. Тесты Дж. Гилфорда. Исследования Торранса творческих способностей. Фигурный тест Торранса. Методика Е.А. Туник.
2.3. Диагностика памяти Понятие о памяти, виды памяти, процессы памяти. Интеллектуальные тесты, включающие субтесты, диагностирующие память (тест Р. Амтхауэра, Д. Векслера). Проявления нарушений памяти у детей. Методики, диагностирующие память дошкольников, младших школьников, подростков. Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия. Субтест «Повторение цифр» из шкалы Д.Векслера.
2.4. Диагностика внимания Понятие о внимании. Диагностические показатели внимания. Проявления нарушения внимания. Методики, диагностирующие внимание дошкольников, младших школьников, подростков. Оценка концентрации и устойчивости внимания с помощью корректурной пробы Б.Бурдона. Оценка устойчивости внимания с помощью таблицы Шульте. Исследования переключаемости внимания с помощью таблицы Шульте, моделированных Ф.Д. Горбовым.
2.5. Диагностика познавательной готовности детей к школе Понятие готовности к школе. Виды готовности. Виды психологической готовности к обучению в школе. Методики диагностирующие познавательную, интеллектуальную, социальную, мотивационную, эмоциональную готовность. Методика «Домик» (Н.И. Гуткина), «Тест вербального мышления Йирасека», ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасика, «Графический диктант Д.Б. Эльконина», «Дом, дерево, человек», методик «Да и нет» (Н.И. Гуткина), методика «Звуковые прятки» (Н.И. Гуткина), методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн, Н.И. Гуткина), методика «Запомни и расставь точки», методика «Подражание письменным буквам», опросник «Отношение ребенка к обучению в школе».
2.8. Опросники личности и их классификация Исследование “черт” и исследование “типов” как два основных подхода в измерении личности. Основные типологии в истории психологии. Сферы применения личностных опросников. Классификация личностных опросников. Опросники черт: 16 – факторный опросник Кеттелла. Личностные опросники Г. Айзенка. Типологические опросники: ММРI (СМИЛ). Опросник Х. Шмишека (К. Леонгарда). ПДО – патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко. Тест опросник Я. Стреляу. Понятие и виды мотивации. Опросники мотивации и их характеристика. Опросники интересов и их характеристика. Опросники ценностей – методика ценностных ориентации М. Рокича, тест смысложизненных ориентации (СЖО Д.А. Леонтьева). Опросники установок и их характеристика.
2.10. Проективные методики диагностики личности Понятие проекции в психологии. История развития проективных тестов. Общая характеристика проективных методов, их отличие от других методов психодиагностики. Классификация проективных методик. Ассоциативный тест К. Юнга как первый проективный метод. Диагностические возможности тематического апперцептивного теста (ТАТ), модификации ТАТ. Методика «чернильных пятен» Г. Роршаха: история создания, методичексие особенности, сферы применения. Тест «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга, правила проведения и особенности интерпретации. Тест цветовых выборов М. Люшера, правила проведения и особенности интерпретации. Тест неоконченных предложений, правила проведения и особенности интерпретации. Тест Руки (Hand- тест), правила проведения и особенности интерпретации. Рисуночные тесты. История создания и общие правила их применения. Проективный тест «Несуществующее животное», правила проведения и особенности интерпретации. Тест «Дерево”, “Дом – дерево – человек», правила проведения и особенности интерпретации. Проективный тест «Рисунок семьи», правила проведения и особенности интерпретации. Тест «Автопортрет», правила проведения и особенности интерпретации. Психогеометрический тест, «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур», правила проведения и особенности интерпретации. Проективные методики для диагностики дошкольников.
2.11. Диагностика межличностных отношений Межличностные отношения как объект диагностики. Задачи диагностики межличностных отношений. Социометрический метод и основные требования к его проведению. Порядок проведения и этапы обработки результатов. Внешне групповая референтометрия, ее особенности, задачи. Стандартизированные опросники в изучении межличностных отношений и их характеристика. Определение типа отношений человека к другим людям с помощью методики Т. Лири.
2.12. Диагностика родительско-детских отношений Опросник детско-родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера. Возможности ЦТО (цветовой тест отношений), А.М. Эткинда, СТР (совместный тест Роршаха) в изучении особенностей взаимоотношений. Проективный тесты («Тест незаконченных предложений», «Рисунок семьи») в изучении особенностей семейных взаимоотношений. Тест Рене Жиля. для диагностики межличностных отношений в семье. Изучение идентификации детей с родителями, опросник А.И. Захарова. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR) для изучения установок поведения и методов воспитания родителей.
2.13. Диагностика психических состояний. Диагностика тревожности, агрессивности Понятие психического состояния. Прикладные значения измерения психических состояний. Опросники часто применяемые в психодиагностической практике: Опросник дифференцированной самооценки функционального состояния (САН) В.А. Доскина. Опросник нервно-психического напряжения Т.А. Немчинова. Шкала астенического состояния Л.Д. Малковой и Т.Г. Чертовой. Диагностика состояния тревожности (тревоги). Орпросник для оценки личностной и реактивной тревожности И. Спилберга, адаптированный Ю.Л. Ханиным. Шкала тревожности Дж. Тейлора. Шкала явной тревожности SMAS. Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Алена. 8. Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан. Проективная методика для диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан. Тест школьной тревожности Филипса. Опросники для диагностики агрессивности. Опросник Басса – Дарки.

 


Курс практических (семинарских) занятий по дисциплине

«Педагогическая психология» для студентов 3 курса ДО

На 2018-2019 учебный год

 

Наименование раздела /темы дисциплины Содержание
1. Становление зарубежной педагогической психологии 1. Зарождение американской педагогической психологии. 2. Развитие западноевропейской педагогической психологии. 3. Основные направления зарубежной педагогической психологии.
2. Развитие отечественной педагогической психологии 1. Зарождение педагогической психологии в России. 2. Становление советской педагогической психологии в первой половине ХХ века. 3. Развитие советской педагогической психологии во второй половине ХХ века 4. Современное состояние Российской педагогической психологии.
3. Основные направления современной педагогической психологии 1. Когнитивная педагогическая психология. 2. Психоаналитическая педагогика. 3. Гуманистическая педагогическая психология. 4. Социально-генетическое направление в педагогической психологии. 5. Культурно-историческая психология… 6. Развивающее обучение в отечественном образовании.
4. Предмет, структура и основные проблемы современной педагогической психологии 1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии. 2. Основные методологические проблемы современной педагогической психологии (Проблема соотношения обучения и развития, проблема методов педагогической психологии, проблема диагностики в образовании, проблема профессионального развития педагога).
  Проблемы мотивации обучения и воспитания 1. Понятие и виды мотивации. 2. Проблема обеспечения субъективного принятия учебной деятельности. 3. Проблема активизации познавательной потребности ученика. 4. Проблема соотношения внешней и внутренней мотивации учения. 5. Проблема возрастной динамики учебно-познавательных мотивов.
  Основные направления в обучении 1. Традиционное обучение. 2. Проблемное обучение. 3. Программированное обучение. 4. Алгоритмизированное обучение. 5. Теория поэтапного формирования умственных действий. 6. Знаково-контекстное обучение.
  Психологические аспекты воспитательных технологий   1. Психологические основы воспитательной работы. 2. Характеристика некоторых приемов и методов воспитательного воздействия. 3. Проблема разработки и применения воспитательных технологий. 4. Технология проведения этической беседы.
  Основные характеристики педагогической деятельности   1. Понятие, функции и содержание педагогической деятельности 2. Понятие, структура и виды педагогических способностей 3. Продуктивность педагогической деятельности
  Психология педагогического общения   1. Понятие, структура и функции педагогического общения 2. Понятие и психологическая структура ситуации педагогического общения 3. Психология педагогического конфликта
  Психология педагогического воздействия   1. Понятие, условия и стратегии педагогического воздействия 2. Виды педагогического воздействия 3. Приемы педагогического воздействия 4. Приемы управления познавательной деятельностью детей на занятии
  Психология дошкольного образования и воспитания     1. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и новообразования дошкольного возраста. 2. Особенности обучения и воспитания дошкольников. 3. Возрастно-нормативная модель развития дошкольника. 4. Модель организации образовательного процесса на ступени дошкольного образования.  
  Психологические особенности начального общего образования       1. Кризис 7 лет: современные проявления. 2. Особенности психического развития младших школьников. 3. Возрастно-нормативная модель развития младших школьников. 4. Модель организации образовательного процесса на ступени начального общего образования.    
  Психология основного общего образования   1. Психологические особенности подростков. 2. Специфика обучения и воспитания подростков. 3. Возрастно-нормативная модель развития подростков. 4. Модель организации образовательного процесса на ступени основного общего образования.  

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: