Вопрос 2.Оценочные исследования в социальной работе




Вопрос. Выборочное исследование.

Выборочное исследование - исследование, при котором непосредственному обследованию подвергается часть единиц генеральной совокупности, отобранная в определенном порядке и результаты которого находятся в пределах точности, удовлетворяющих исследователя.

Вероятностные и детерминированные выборки

Методики В. и. подразделяются на две категории: а) методики получения вероятностных выборок, предполагающие использование случайного отбора и, следовательно, теории вероятностей; б) методикиполучения детерминированных выборок, не связанные со случайным отбором. К видам вероятностногоотбора, помимо простого случайного отбора, относятся систематический, стратифицированный(районированный) и гнездовой отбор.

 

Методики выборочного исследования Описание метода
Простой случайный отбор. При простом случайном отборе каждая единица должна иметь равную возможностьбыть извлеченной из совокупности в каждом выборе, причем каждый выбор должен производитьсянезависимо от всех др.
Систематический отбор Выбор каждого элемента из полного списка (основы выборки) — простой способполучения случайной выборки в том случае, когда последовательность элементов в списке является чисто случайный но отношению к изучаемому признаку. В противоположность этому, способ отбора, когда списокэлементов упорядочен относительно интересующего исследователей признака, обеспечиваетрепрезентативность выборки в отношении этой характеристики. Кроме того, он производит эффектстратификации (расслоения), который дает повышение точности оценок при том же объеме выборки.
Стратифицированный случайный отбор Стратификация (расслоение, районирование) требует разбиенияосновы выборки на две или более частей, исходя из некоторой характеристики, которая, будучи неадекватнопредставленной в выборке, могла бы привести к систематической ошибке в наших выводах.
Гнездовой и многоступенчатый отбор Простой и стратифицированный случайный отбор, особенно при интервьюировании территориально распределенной популяции, требует значительных переездов и, соответственно, больших финансовых расходов. Гнездовой отбор существенно сокращает эти расходы путемразбиения изучаемой совокупности на группы по географическому признаку. Эта методика заключается вналожении масштабной сетки на географическую карту области расселения изучаемой популяции, случайноговыбора квадратов (гнезд) сетки, представляющих данную популяцию, и последующем обследованииэлементов каждого гнезда. Поскольку в гнезде может оказаться больше единиц, чем нужно для исслед., гнездовой отбор часто используют в качестве первой ступени многоступенчатого отбора.
Последовательный отбор Если изучаемые характеристики или мнения не изменяются за время проведения исследования и если есть возможность без особого труда вернуться к эффективному сбору дополнительных данных, последовательный отбор получает ряд преимуществ. Он позволяет использовать из вышеупомянутых планов выборочное исследование. Каждая последующая выборка добавляется к предыдущим выборкам до тех пор, пока недостигается устойчивость оценок в пределах выбранного диапазона точности. Недавно интерес к этомуметоду возрос в связи с широким проведением опросов по телефону.
Отбор по квотам и обследование типических групп. Методы квот и типических групп дают детерминированные выборки. По существу, их цель состоит в том, чтобы на уровне выборки создать более или менее точную копиюпопуляции. Поэтому квоты устанавливаются в отношении важных признаков популяции, которые, как полагают, влияют на изучаемую переменную. К часто используемым признакам относятся пол, образование, социоэкономический статус, этническая или расовая принадлежность и местожительство.
Отбор по принципу «снежного кома» Отбор по принципу «снежного кома»методика направленного отбора, применяемая для определения социальной группы или групп в коммуникационной сети. После того как установленынесколько членов такой группы, их просят сообщить имена других ее членов, к которым затем обращаются с той же просьбой, и процесс продолжается до тех пор, пока цепочка новых имен не обрывается, что, повидимому, свидетельствует о выявлении интересующей исследователей группы или общности.

 

Вопрос 2.Оценочные исследования в социальной работе

Оценочные исследование – система процедур, направленных на изучение результатов, эффектов и последствий управленческих действий с целью включение этой информации в процесс принятия решений. ОИ направлено на установление соответствия цели соц проекта или программы и результатом реализации. (Программа – совокупность проектов больших масштабов; Проект – совокупность действий, направленных 1) на достижение определенной цели, 2) заранее определенным способом, 3) с использование заранее известного и ограниченного количества ресурсов, 4) в оговоренные заранее сроки).

Цели (что можно оценивать): результативность, эффективность (– соотношение полученных результатов и затраченных на их достижение ресурсов) процесс, оценка последствий, качество предоставляемых услуг.

Кому нужныоценочные исследовании: У ОИ всегда есть заказчик, а у результатов – конкретный потребитель. Кому нужны:

· Спонсорам, организациям или фондам, финансирующим проект или программу;

· Сотрудникам организации, осуществляющим проект или программу, предоставляющей услуги;

· Клиентам социальных служб, бенефициариям проектов или программ;

· Партнерам социальных служб или исполнителей проекта;

· Организациям, предоставляющим аналогичные проекты или услуги;

· Исследовательскому сообществу.

ОИ могут проводить: сотрудники этой организации (внутренняя оценка, самооценка), так и приглашенные специалисты (внешняя, независимая), возможны гибридные формы оценки.

Этапы:

Подготовительный · формирование заказа на оценку (формулировка цели и вопросов оценки); · идентификация логики проекта или программы; · определение параметров и индикаторов оценки; · определение методов и инструментов для сбора информации;    
Полевой · сбор данных о проекте;
Аналитический · анализ данных о проекте или программе; · подготовка и презентация отчета.  

 

Виды:

Обобщающая оценка по завершению проекта

Предварительная оценка (перед исследованием рассматривается качество проекта или программы)

Промежуточная (оценка на стадии реализации программы. Задача: скорректировать)

Мониторинг (особенности процедуры сбора информации)

Оценка влияния (предмет – последствия влияния социального проекта)

Вопрос 3. Метод эксперимента: понятие, особенности, общая структура. Виды эксперимента. Значение эксперимента для социальной работы.

В общенаучном плане эксперимент определяется как особый метод исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез, требующий строгой логики доказательства и опирающийся на достоверные факты. В эксперименте всегда создается некоторая искусственная (экспериментальная) ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действий этих причин, выясняются связи между исследуемыми явлениями.

Особенности:

исследователь сам вызывает изучаемое явление, а не ждёт, когда оно произойдет;

может изменять условия протекания изучаемого процесса;

в эксперименте можно попеременно исключать отдельные условия с целью установить закономерные связи;

эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.

Главными компонентами любого эксперимента являются:

1) испытуемый (исследуемый субъект или группа);

2) экспериментатор (исследователь);

3) стимуляция (выбранный экспериментатором способ воздействия на испытуемого);

4) ответ испытуемого на стимуляцию (его психическая реакция);

5) условия опыта (дополнительные к стимуляции воздействия, которые могут влиять на реакции испытуемого).

Ответ испытуемого является внешней реакцией, по которой можно судить о протекающих в его внутреннем, субъективном пространстве процессах. Сами эти процессы есть результат воздействия на него стимуляции и условий опыта.

Если ответ (реакцию) испытуемого обозначить символом R, а воздействия на него экспериментальной ситуации (как совокупности воздействий стимуляции и условий опыта) – символом S, то их соотношение можно выразить формулой R = =f (S). То есть реакция есть функция от ситуации. Но эта формула не учитывает активную роль психики, личности человека (P). В действительности реакция человека на ситуацию всегда опосредована психикой, личностью. Таким образом, соотношение между основными элементами эксперимента может быть зафиксировано следующей формулой: R = f (Р, S)

Виды:

В зависимости от способа организации Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях. Исследователь планово и целенаправленно воздействует на объект изучения, чтобы изменить его состояние. Достоинством лабораторного эксперимента можно считать строгий контроль за всеми условиями, а также применение специальной аппаратуры для измерения. Недостатком лабораторного эксперимента является трудность переноса полученных данных на реальные условия. Испытуемый в лабораторном эксперименте всегда осведомлен о своем участии в нем, что может стать причиной мотивационных искажений. Естественный эксперимент проводится в реальных условиях. Его достоинство состоит в том, что изучение объекта осуществляется в контексте повседневной жизни, поэтому полученные данные легко переносятся в реальность. Испытуемые не всегда проинформированы о своем участии в эксперименте, поэтому не дают мотивационных искажений. Недостатки – невозможность контроля всех условий, непредвиденные помехи и искажения. Полевой эксперимент проводится по схеме естественного. При этом возможно использование портативной аппаратуры, позволяющей более точно регистрировать получаемые данные. Испытуемые проинформированы об участии в эксперименте, однако привычная обстановка снижает уровень мотивационных искажений.  
В зависимости от цели исследования Поисковый эксперимент направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями. Он проводится на начальном этапе исследования, позволяет сформулировать гипотезу, выделить независимую, зависимую и побочные переменные и определить способы их контроля. Пилотажный эксперимент – это пробный эксперимент, первый в серии. Он проводится на небольшой выборке, без строгого контроля переменных. Пилотажный эксперимент позволяет устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, конкретизировать цель, уточнить методику проведения эксперимента. Подтверждающий эксперимент направлен на установление вида функциональной связи и уточнение количественных отношений между переменными. Проводится на заключительном этапе исследования.  
В зависимости от характера влияния Констатирующий эксперимент включает в себя измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) до активного воздействия на него, диагностику исходного состояния, установление причинно-следственных связей между явлениями. Целью формирующего эксперимента является применение способов активного развития или формирования каких-либо свойств у испытуемых. Контрольный эксперимент – это повторное измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) и сравнение с состоянием до начала формирующего эксперимента, а также с состоянием, в котором находится контрольная группа, не получавшая экспериментального воздействия.
По возможности влияния Спровоцированный эксперимент – это опыт, в котором экспериментатор сам изменяет независимую переменную, при этом наблюдаемые экспериментатором результаты (виды реакций испытуемого) считаются спровоцированными. П. Фресс называет данный тип эксперимента «классическим».[56] Эксперимент, на который ссылаются, – это опыт, в котором изменения независимой переменной осуществляются без вмешательства экспериментатора. К этому виду психологического эксперимента прибегают тогда, когда независимые переменные оказывают воздействие на испытуемого, значительно растянутое во времени (например, система воспитания и т. п.). Если воздействие на испытуемого может вызвать серьезное негативное физиологическое или психологическое нарушение, то такой эксперимент проводить нельзя. Однако бывают случаи, когда негативное воздействие (например, травма головного мозга) происходит в реальности. Впоследствии такие случаи могут быть обобщены и изучены.

 

В социальной работе эксперимент проводится в естественных условиях. Как правило, целью такого исследования является изучение эффективности новой социальной программы или методики. Именно с этим типом исследований чаще всего имеют дело социальные работники.

Эксперимент в социальной работе носит прикладной характер, так как проводится с целью получения объективной информации, необходимой для принятия практических решений.

Социальный эксперимент представляет собой систему методов и приёмов изучения социальных явлений посредством изменения условий их протекания.

Эксперимент в социальной работе является многофункциональным в том смысле, что это и способ сбора эмпирической информации, и аналитический тип исследования, и вид преобразовательной деятельности. Любая из перечисленных функций социального эксперимента сама по себе может стать объектом исследования.

Социальные эксперименты имеют сложную схему экспериментирования, связанную с наличием более двух независимых переменных. В сущности, социальный эксперимент – это несколько экспериментов, объединённых в одном плане.

Объект и предмет экспериментирования в социальной работе – это те процессы и явления социальной практики и их качественные свойства, которые предполагается усовершенствовать: качества, свойства, отношения, методы (приёмы, способы), технологии и т. д. Следует иметь в виду, что объект и предмет экспериментирования не является объектом всего исследования.

Пример. Объектом исследования является социальное обслуживание пожилых людей в конкретном социальном учреждении, а объектом экспериментирования могут быть и технологии обслуживания вообще, и технология обслуживание на дому в частности и т. д.

Методы и средства преобразования объекта и предмета экспериментирования называются независимыми переменными, поскольку они являются вполне самостоятельными по отношению к тем свойствам, качествам, которые изменяются в ходе эксперимента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: