Доклад на районной педагогической конференции




«Индивидуальная и дифференцированная работа – путь к развитию потенциала педагога и обучающегося (воспитанника)»

Направление: «Индивидуальная и дифференцированная работа

в дошкольном учреждении»

Тема: «Использование инновационной коррекционно-развивающей социально-реабилитационной игровой технологии «Мозартика» в индивидуальной и дифференцированной работе педагога-психолога с воспитанниками ДОУ»

(из опыта работы)

 

Составил: педагог-психолог Арефьева И.В.

 

г. Вуктыл, 2012г.

В дошкольном возрасте происходит наиболее стремительное формирование физических и психических качеств личности. На данном этапе жизни огромное значение имеет создание условий, способствующих охране психического и физического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка, что и является основной функцией педагога-психолога, работающего в детском саду.

Успешно осуществить данную функцию позволяет индивидуальная и дифференцированная работа с воспитанниками, поскольку она имеет широкий спектр возможностей для формирования и коррекции определенных сторон личности ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

Необходимость индивидуального подхода вызвана так же и тем обстоятельством, что любое воздействие на ребёнка преломляется через его «внутреннее условие», без учёта которых невозможен по – настоящему действенный процесс воспитания.

Индивидуальная работа педагога-психолога по коррекции и развитию ребёнка-дошкольника является значимой по следующим причинам:

· Существует определённая категория детей, индивидуальная работа с которыми имеет больше шансов добиться позитивной динамики, нежели работа с подгруппой (например, застенчивые дети). Работа в подгруппе с данными детьми будет более эффективной, если ей предшествовал опыт индивидуальной работы с психологом.

· В процессе индивидуальной работы всё внимание психолога сосредоточено на личности конкретного ребёнка, следовательно, возможна более глубокая проработка существующей проблематики.

· Непосредственный контакт взрослого и ребёнка даёт последнему больше возможностей для улучшения межличностных взаимоотношений в семье. У ребёнка появляется шанс осуществить перенос на личность психолога тех негативных проявлений, которые не могут быть отреагированы по отношению к человеку, вызвавшему их.

· Индивидуальная работа имеет преимущество перед работой с подгруппой детей в том смысле, что не задействуются механизмы психических защит, которые обычно человек использует, находясь в социальном окружении. Это даёт возможность быстрее установить отношения на основе эмпатии и дать ребёнку почувствовать себя в условиях безопасности.

Таким образом, данная форма работы в большинстве случаев имеет положительный эффект и даёт возможность ребёнку почувствовать себя признанным, неповторимым, что, в свою очередь, гарантирует более успешную социализацию.

В работе педагога-психолога с воспитанниками возможно использование различных технологий, методов и форм работы. Одной из инновационных технологий является коррекционно-развивающая социально-реабилитационная игровая технология «Мозартика», которая в настоящее время ещё мало распространена.

Итак, что же такое «Мозартика»? Название Мозартика произошло от игры - мозаика и выражения искусством - арт. Методика относится к группе проективных психодиагностических, психокоррекционных и развивающих методик. Методика «Мозарт – терапия» включает в себя методы психоанализа, игротерапии, арт – терапии. Авторы игровой технологии «Мозартика»: математик, художник-дизайнер - Полина Руссавская и искусствовед, кандидат педагогических наук - Елена Бондаренко

«Мозартика» - это одновременно новый вид игры и новый вид изобразительного творчества, обладающий значительным развивающим и реабилитационным потенциалом, который реализуется за счёт спонтанного вовлечения ребёнка в уникальный процесс, соединяющий в себе игру и изобразительное творчество. Данная технология позволяет ребенку с легкостью и с удовольствием войти в творческий процесс и научиться «говорить» на языке искусства. С помощью фантазийных фигурок на игровом поле ребёнок создаёт свой образ мира и по ходу игры «работает» с этим образом, развивая и гармонизируя его (при этом вытеснение негативных образов картины мира позитивными происходит наименее травматично).

Поскольку, в основе данной технологии лежит игровой процесс, она является очень эффективной и действенной при работе с детьми дошкольного возраста, ведь, как известно, ведущий вид деятельности дошкольников – это игра.

К тому же, «Мозартика» - это игры без правил, построить можно все, что хочет ребенок. Отсутствие правил в игре позволяет использовать её, начиная с четырехлетнего возраста. Малыш, не обладая на данном этапе развития определенными навыками рисования и хорошо развитой речью, может успешно осуществлять построения, отражая тем самым свой внутренний мир.

«Мозартика» позволяет достичь принципиально новых возможностей в таких важных сферах, как:

· развитие личности ребенка;

· психологическая помощь детям в чрезвычайной ситуации;

· коррекция семейных отношений, повышение внутренней ресурсности семьи;

· профилактика отклоняющегося развития;

· психологическая реабилитация и профилактика;

· определение эмоционального состояния;

· выявление внутреннего конфликта, личностной проблемы;

· получение представлений о межличностных взаимоотношениях играющего.

· воспитание ценностных приоритетов.

В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями, одним из важнейших принципов работы педагогов и психологов с воспитанниками является принцип гуманизации.

Использование технологии «Мозартика» в коррекционно-развивающей работе психолога наиболее точно отражает данный принцип и означает:

· Признание неповторимости и уникальности личности каждого ребенка;

· Признание неограниченных возможностей потенциала ребенка;

· Уважение к личности дошкольника.

В нашем дошкольном учреждении данная технология используется с конца 2010-2011 учебного года. В основном «Мозартика» применяется в качестве психокоррекционной методики. За период с конца 2010-2011 учебного года по настоящее время в индивидуальной психокоррекционной работе с использованием данной технологии приняло участие 15 детей.

Количество воспитанников, принимающих участие в работе с использованием технологии, не велико по той причине, что применение данных игр сопряжено с серьезными временными затратами (длительность психокоррекционного курса – несколько месяцев).

Вот несколько примеров построений и рассказов детей:

Название построения: «Врата в десятый класс».

Построение осуществлял мальчик подготовительной группы, имеющий проблемы в установлении контактов со сверстниками.

Рассказ играющего:

«В десятом классе…там учатся дети, кому 12 лет, они учат планеты и звезды разные и Солнце. Еще они учат метеориты, ракеты разные и все такое. В школе 10 комнат и дети заходят парами, кто встретится с кем-то, то берут и идут в класс, а кто не встретится, тот один идет. Есть площадка, где можно делать цифры, даже один миллион. А если будет свободное время, они могут пойти на площадку и делать разные цифры, до миллиарда. А когда уходят домой, могут взять цифру с собой, какая нравится. Кто хочет, может взять цветочек (в центре картины) и спуститься на землю на лифте, подарить маме своей.

У меня тут в классе учатся маленькие паучки, я у них учитель. Они могут через дырки проходить домой. Они очень хорошие, не дерутся. В перерывах они играют, во что захотят».

Название построения: «Бой».

Построение воспитанника подготовительной группы. На занятие воспитанник пришел в эмоционально-возбужденном состоянии.

Рассказ: «У меня тут построено: разные существа, война у них сейчас будет. Космическая бабочка, как у паука с кольцами, она берет все и ест (на 2 листе). Магический шар. Он катится и все сбивает с пути, все, что ему на пути попадется, все ломается. Он не может сбить только луну и солнце, он сам от них укатится (на 1 листе). Магический огонь – он друг магического шара, он встречается по пути, может увидеть камень, взять его себе, сделать его огненным, кинуть в плохих, они превратятся в песок и умрут (1 лист). Муравей ползает и стреляет всех. Он маленький, никто его не замечает, он ходит и плохих стреляет. Он и ползает и летает. Жук, которого никто не замечает с этим муравьем, они дерутся. Есть еще бабочка, которая налетает и все своими крыльями ломает, сбивает и они падают (2 листа слева). Лягушка (4 лист сверху), которая летающая, если ее никто не заметит, она может, что захочет то и может оторвать, себе подсоединить.

Магическое колесо (на 3 листе) оно кружится, все режет на своем пути на 2 части».

Название построения: «Космический лес».

Выполнил воспитанник старшей группы (мама обратилась в связи с проблемами в поведении, трудностями во взаимоотношениях сына и отца).

Рассказ: «Здесь типа космос и здесь лес. Это инопланетянин (с перевернутыми палочками), его зовут Сантаран. У него много щупалец, он может управлять любым человеком. У этого инопланетянина на одной щупальце есть прибор, он посылает вибрации, будто маскируется и может управлять человеком. У него круглый корабль (бордовый кружок рядом) и он наполнен веществами. С их помощью он может исполнять свои планы: создать усыпляющий газ. Он нужен, чтобы оберегать корабль. На корабле есть сигнализации. На щупальце есть лампочка, чтобы получать сигналы с корабля, потому что может войти чужой и уничтожить газ.

Зеленый кружочек – это кристалл, находится на земле, он подает вибрации, из которых вырастают кристаллы, они становятся космическими кораблями, потом из кораблей выползают маленькие инопланетяне, через год они становятся большими, как Сантаран. Они летят в космос, собирать кристаллы и вещества.

Сантаран похож на морского ежа, он отличается тем, что у него один зеленый глаз, а у морского ежа два. Его корабль похож на планету. Он уменьшил его, и он стал похож на маленькую планету.

На горе – тоже кристаллы. От этих кристаллов зависит жизнь на планете, без них не будет растительности, планета погибнет, станет белой и в ней все будет заморожено.

У Сантарана была команда на планете Земля, несколько человек уничтожили его армию. Он один выжил, был ранен. Семьи у него не было, и нет. Но он выложил один кристалл, из которого появятся космические корабли, снова появится армия.

Я нахожусь в доме, дома очень далеко (где зеленый круг, налево) за синим лесом. Я выхожу на гору, на самый верх, смотрю на кристаллы, беру небольшие кристаллики. Наполняю свою коллекцию, чтобы папа их изучил».

Технология «Мозартика» используется также и в дифференцированной работе, например, при психологической подготовке детей к школьному обучению воспитанниками осуществляется групповое построение школы. То есть вместо стандартного рисования школы, ребята могут реализовать свои мысли, желания, фантазии, страхи по поводу предстоящего школьного обучения, построив школу из фантазийных фигурок. В данном случае, творческая работа детей представляет собой богатый психодиагностический материал, поскольку выбор цветовой гаммы, рассказы детей о школе, а также взаимоотношения воспитанников во время построения, позволяют выявить различные проблемы и нарушения в эмоционально-личностном состоянии детей.

Ожидаемые результаты применения данной технологии на практике предполагают решение следующих задач:

· Отторжение от образов, насаждаемых СМИ (появляется избирательность в отношении телепередач);

· Улучшение отношений со сверстниками;

· Улучшение взаимоотношений со взрослыми;

· Гармонизация индивидуальной картины мира ребенка.

В результате проведенной психокоррекционной работы с воспитанниками нашего дошкольного учреждения было выявлено снижение выраженности негативных признаков, формирование позитивной оценки образа «я».

Эффективность коррекционной работы была определена при помощи следующих методов психодиагностики:

1) проективные методики;

2) наблюдение за эмоциональным состоянием и поведением детей в дошкольном учреждении;

3) беседы с родителями и педагогами.

Однако следует отметить, что положительные результаты в ходе проведения коррекционной работы с использованием «Мозартики» были отмечены не у всех воспитанников (у 4 дошкольников из 15 занятия не принесли предполагаемых результатов). При анализе полученных данных, был сделан вывод о том, что в связи с возрастом участников занятий, невозможно получение положительного результата в том случае, если родители воспитанника по той или иной причине не поддерживают наступления каких-либо позитивных личностных изменений. Возможен также и такой вариант, как отсроченный результат, который нередко возникает через определенный промежуток времени при направленном психологическом воздействии.

Таким образом, на основании полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что использование инновационной коррекционно-развивающей социально-реабилитационной игровой технологии «Мозартика» в индивидуальной и дифференцированной работе педагога-психолога с воспитанниками является эффективным и действенным методом.

 

 


Используемые источники:

1. Семинар по технологии «Мозартика» (г.Киров,2011год)

2. Интернет-ресурсы:

www.childpsy.ru

https://psy.1september.ru

www.psihologu.info

https://bibl.tikva.ru

https://vashpsixolog.ru

https://www.yugzone.ru

https://www.vsma.ac.ru

https://slovari.yandex.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: