Теоретические основы маркетинга в розничной торговли




 

История возникновения маркетинга

 

Все ученые, изучающие понятие, пришли к выводу, что маркетинг - это процесс и искусство. Определения разных школ несколько отличаются, но если рассматривать их суть, то станет понятно, что в его основе лежит процесс удовлетворения человеческих нужд при помощи свободного обмена товаров и услуг на деньги.

Маркетинг - процесс двусторонний. С одной стороны, он выгоден производителям, потому что позволяет получить прибыль. С другой - покупатели или потребители получают то, что им необходимо. Если попытаться дать краткий ответ на вопрос «что такое маркетинг», то можно сказать, что это система управления, требующая строжайшего учета всех происходящих на рынке процессов.

Теория маркетинга всегда старалась использовать достижения многих экономических доктрин. Вообще теория маркетинга зародилась в США во второй половине XIX века. В то время экономические кризисы заставляли ученых задуматься о проблеме перепроизводства и несоответствии системы обращения товаров и услуг возросшим запросам потребителей.

В начале прошлого века была основана первая коммерческая исследовательская фирма по маркетингу. А уже в 1911 г. появились первые отделы маркетинга в наиболее крупных предприятиях. В 20-е прошлого века в США создается Национальная ассоциация преподавателей маркетинга и рекламы. Она в скором времени вошла в состав Американской ассоциации маркетинга, которая была сформирована в 1937 г.

Прорыв в развитии маркетинга, по мнению ученных и исследователей, пришелся именно на 60 - 80-е гг. прошлого века. Это в первую очередь было связано с переходом развитых стран от индустриального к постиндустриальному периоду. Новый период был характерен тем, что производство перестало быть массовым и крупносерийным. Оно все больше стало ориентироваться на индивидуализированные запросы покупателей, рынки стали дифференцироваться, существенно возросла роль научно-технической информации и прочее.

В таких условиях многим предприятиям стало ясно, что их прибыль уже не зависит от снижения издержек производства. Теперь она в значительной мере стала зависеть от того, какое внимание уделяется исследованию конкурентов и рынка, а также качеству товара или и организации его продвижения на целевой рынок.

В XX в. маркетинг преодолел несколько этапов. Первоначально (до 50-х гг.) маркетинга строился именно с упором на продукцию. Это была продуктовая концепция. Смысл ее заключался в том, что все внимание останавливалось лишь на производстве товаров или услуг высокого качества, продававшихся по средним ценам. Покупатели в такой ситуации самостоятельно выбирали среди многочисленных аналогичных товаров.

На смену продуктовой концепции пришла производственная. Она ставила во главу именно доступность товара или услуги для широкого круга покупателей.

Она основывалась на двух определенных факторах:

- эффективность производства товаров или услуг;

- эффективность распределительной системы производимых товаров или услуг.

На смену производственной концепции в середине прошлого века пришла концепция активного продвижения товара и услуг на целевой рынок. Для того чтобы покупатели как можно более активно приобретали товары или услуги в достаточном объеме, требовалось принимать дополнительные меры, такие, как реклама товаров, скидки и бонусы, а также искусственное стимулирование морального старения ранее проданных товаров и прочие методы. Эта концепция была не достаточно четко ориентирована на удовлетворение потребностей покупателей, это стало скорее второстепенным моментом.

Новая же концепция маркетинга способствовала решению следующих задач, который стояли перед предприятиями:

- разработка товара или услуги, который отвечал рыночным запросам;

- производство товара или услуги именно с учетом новых достижений науки;

- оптимальная система товародвижения;

- комплексное послепродажное обслуживание.

Переориентация большинства предприятий на новую маркетинговую концепцию была связана с некоторыми причинами. Назовем их:

1. Увеличение степени риска при разработке нового товара или модификации, а также его производстве и потреблении;

2. Расширение ассортимента товаров и услуг, из-за чего требовался учет запросов разных сегментов покупателей;

. Выход на рынок множества фирм-конкурентов, ожесточение конкурентной борьбы;

. Увеличение темпов научно-технического прогресса;

. Возникновение на целевых рынках непредвиденных ситуаций, которые способны привести предприятие к кризису или банкротству.

Следующим этапом развития маркетинговой деятельности было принятие концепции управления. Смысл данной концепции заключался в определении интересов покупателей, ассортимента, качества и прочих параметров выпускаемых товаров и услуг. Производство стало более тесно связано с выявленными запросами потребителей. Предприятия стали постоянно отслеживать общественное мнение, оценивающее их работу по удовлетворению запросов покупателей.

На данном этапе значение маркетинга было трудно переоценить, так как в первую очередь усилилась тенденция стремительно обновления ассортимента производимых товаров и услуг. Основной проблемой рынка стало именно наличие большого количества товаров-заменителей.

Появление на рынке какого-либо нового товара создает для предприятий, которые уже захватили лидерство в какой-либо области, определенные неудобства и вызывает потребность защищаться от фирм-конкурентов.

 

Цели и задачи системы маркетинга в розничной торговли

 

Маркетинг, который рассматривается как философия, является именно результатом практики и теории различных школ. Он развивался в ходе коллективного творчества многих ученых и исследователей, а также предпринимателей и менеджеров.

Современный маркетинг можно определить как очень сложное социально-экономическое явление, которое рассматривается именно как совокупность факторов деятельности.

Основным назначением маркетинга и главной его целью является формирование, а также постоянное развитие процесса обмена.

Маркетинг определяет такие наборы товаров, которые используются отдельными предприятиями в конкретных условиях, это дает возможность использовать ресурсы, которые имеются у предприятия именно для удовлетворения этих потребностей в пользу обеих сторон.

Главным в маркетинге является двуединый и взаимодополняющий подход. То есть это означает, что с одной стороны, это тщательное изучение целевого рынка, вкусов и предпочтений потребителей, ориентация производства на эти требования, то есть адресность производимых товаров. С другой же стороны - это активное воздействие на целевой рынок и спрос на нем.

Как и любая система, система маркетинга также обладает определенными свойствами и закономерностями функционирования. Она имеет свои цели и задачи, которые обусловлены характеристиками каждого субъекта этой системы применительно к внешней среде.

В данном контексте маркетинговая система определяется как совокупность элементов рыночного пространства среды, каждое из которых обладает целостностью и находится в непрерывном взаимодействии между собой.

Формирование маркетинговой системы происходит только в определенной окружающей среде, создаваемой под влиянием условий рынка и ограничений со стороны политических, социально-экономических, а также культурных и прочих факторов.

Маркетинговые цели предприятия имеют иерархическую структуру, которая включает психографические и экономические цели. Группа экономических целей связана в первую очередь с миссией предприятия. Также такими целями могут быть прибыль, надежность, рентабельность прочее. Группа психографических целей ориентирована на результат воздействия маркетинговых мероприятий на поведение потребителя, то есть это может быть мотивация, оценка имиджа покупателя при готовности совершить покупку и прочее.

Вообще структура маркетинговых целей может быть выражена в следующем виде:

1. Общая цель, то есть это обеспечение целей развития предприятия с помощью проведения эффективной маркетинговой политики;

2. Цели для отдельных товаров, услуг и целевых рынков, то есть это означает получение прибыли или доли продаж на конкретном рынке при реализации конкретного товара или услуги;

. Цели отдельных элементов маркетинга для определенного товара, услуги или целевого рынка.

В идеальном варианте целью маркетинга должно быть именно обеспечение оптимальной скорости согласования предложения и спроса на определенные товары фирмы.

Определение целей маркетинга позволяет сформулировать главные задачи по их достижению.

Можно выделить, как три группы задач маркетинга:

1. Задачи, которые относятся к деятельности на предприятия рынке, то есть они непосредственно связанны с регулированием спроса;

2. Задачи, которые относятся к сфере предпринимательской деятельности;

. Задачи, которые относятся к окружающей среде.

По мере того, как концепция маркетинга интегрировалась в сферу производства, а также в систему управления организацией начала происходить трансформация целей и задач. Главные задачи маркетинга заключаются в выявлении и количественной оценке возможностей предприятия и целевого рынка для сбалансирования спроса и предложения. В рамках задач маркетинга формируются и упорядочиваются функции маркетинга.


2. Маркетинговая деятельность компании на примере ООО «Крона»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: