IV.Изучение нового материала




Слайд. Тема урока: «Видоизменения листьев»

Учитель: Запишите тему урока: «Видоизменения листьев»

Учитель: Ребята, давайте сформулируем цели и задачи нашего урока. Как вы считаете, что нам необходимо узнать сегодня на уроке?
Наши цели:

Расширить представление о видоизменениях органов цветкового растения.

Установить связь между особенностью строения органа и средой обитания.

Учитель: Какие же условия влияют на растение?
У вас на столах в конверте лежат фотографии растений. Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на фотографию и подумайте, почему могло погибнуть растение? (работа в парах, обсуждение)

Слайд. На слайде растение и вопросы 1.Почему растение может погибнуть?2.Какие условия влияют на рост растения?
(Дети делают предположения)

Учитель: Какой вывод мы можем сделать? Какие же условия влияют на растения?
(Дети называют состав почвы, влажность, освещение, записывают в тетрадь)
Учитель: Продолжим наше путешествие и посмотрим, как факторы среды влияют на строение листа.
В процессе приспособления к условиям окружающей среды листья у некоторых растений видоизменились потому, что стали играть роль не свойственную типичным листьям.

По ходу урока мы заполним таблицу(шаблон таблицы раздается детям вместе с раздаточным материалом) а заполнить таблицу нам помогут загадки.

Видоизменения листьев

Видоизменение листьев Функции видоизмененных листьев примеры
Усики Закрепление лазающего стебля Горох, вика, чина
Чешуи тонкие Защитная функция Репчатый лук
Чешуи сочные Запасание питательных веществ Репчатый лук
Колючки Уменьшение испарение влаги, защита от поедания животными Кактус, верблюжья колючка, барбарис
Ловчие аппараты насекомоядных Улавливание и переваривание насекомых Росянка, непентес, венерина мухоловка

 

Помимо настоящих листьев, хотя и имеющих самые разнообразные формы, но выполняющих обычные для них функции – фотосинтез, испарение воды, газообмен, на растениях часто можно видеть различные их видоизменения. Эти видоизмененные листья чаще всего бывают, не похожи на обычные.

Слайд: Загадки: (загадки появляются постепенно. По ходу того как дети отгадывают загадки, идет самостоятельная работа с раздаточным материалом, ребята заполняют таблицу)

Сидит дед в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук).

Хотя, ребята, я не ёж, меня так просто не возьмешь! (кактус).

Без рук, без ног – ползет на батог. (горох).

Мушка на траву села, а трава ту мушку съела. (росянка)

Дополнительно учитель сообщает следующий материал, помогает заполнять таблицу, демонстрирует рисунки, фотографии растений имеющих те или иные видоизменения)

Чешуйки – листья, лишенные хлорофилла – выполняют защитную функцию.(тонкие чешуйки, покрывающие луковицы, например, обычного репчатого лука. Но основная масса луковицы состоит из сочных чешуйки, богатых сахаром и другими питательными веществами, здесь сочные чешуйки служат органами запаса.

Колючки
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, какую же функцию, не свойственную другим листьям, выполняет колючка?
(Ответы детей)

Также в природе можно наблюдать различную степень превращения листа в колючки.У барбариса рядом с нормальными листьями находятся колючки. Они играют защитную роль, предохраняя растения от поедания животными. (Хотя как видно из названия “верблюжья колючка”, не во всех случаях это приспособление действует). У других растений превращение листьев в колючки связано с жарким и сухим климатом. Такое сокращение листовой поверхности выгодно для растений, так как уменьшает испарение (кактус).

Вопрос к загадке3. Усик.
Учитель: У каких растений имеется усик?
(Примеры растений)
Усики
Как вы считаете, а какую роль играет усик?
(Чтобы выносить остальные листья к свету)
Вопрос: Ребята, а для чего растение тянется к свету?
(Ему нужен свет)

Превращение листьев в усики широко распространено в семействе бобовых: у видов гороха, вики, чины и других в усики превращены центральные жилки только верхних листочков (простые усики) или несколько листочков (ветвистые усики). И выполняют они одинаковую функцию. Клетки усиков чувствительны к прикосновениям. В том месте, где усик, соприкасается с какой – либо преградой, его клетки начинают удлиняться. Причем удлиняются не все клетки, а лишь те, которые расположены со стороны опоры. Это приводит к тому, что усик плотно закручивается вокруг стебля другого растения.

Учитель: Как ни странно среди растений есть и такие, которые питаются насекомыми.
Слайд. Загадка 4
Например, росянка.
Слайд. На слайде – фотография росянки.

Росянка.

Растет росянка на болоте. Над болотом вечно вьется рой насекомых. Вот один из маленьких комариков уселся на лист удивительного растения. То ли он устал, то ли его привлекли блестящие капли, похожие на росу и их своеобразный запах. Вдруг он чувствует, что лапки его прилипли к чему-то. Он пытается улететь, но не тут-то было! Оказывается, что блестящие капли – это вовсе не роса, а густая и очень липкая жидкость, к которой и приклеился комарик. Хочет комар оторвать лапку и не может, клейкая густая жидкость тянется, но не рвется. Дергается, вырывается комар, но при этом только задевает за все новые капельки. И вдруг происходит что-то совсем странное, почти таинственное. Тоненькие красные волоски на листе медленно начинают шевелиться, сгибаться по направлению к комару. Еще немного времени, и он залит весь клейким соком – залит, утоплен и удушен.

Венерина мухоловка

Удивительное видоизменение листьев можно наблюдать у насекомоядных растений, например, росянки, венериной мухоловки, непентеса. Их листья видоизменились в различные приспособления для ловли насекомых.

Всего на Земном шаре насчитывается более 500 видов насекомоядных растений. Их листья видоизменились в различные приспособления для ловли насекомых и других мелких животных. Растения эти чаще всего живут на почвах бедных азотом и минеральных веществ, в связи, с чем такие растения приспособились пользоваться дополнительным питанием за счет улавливаемых насекомых.

Строение улавливающих аппаратов и способы ловли насекомых очень разнообразны. В одних случаях насекомое садится на листок, прилипает и затем крепко удерживается специальными ворсинками растения, выделяющими липкую жидкость; в других – растение активно ловит насекомое с помощью специальной хлопушки, в которую превратилась листовая пластинка; в-третьих случаях насекомое попадает в специальный кувшинчик, пузырек, из которого уже не может выбраться. Когда пластинка и волоски листа вновь развернутся, от насекомого останутся лишь его покровы. Все живые ткани насекомого лист растения “переварит ” и всосет.

Вопрос: Ребята, как вы считаете, почему эти растения питаются насекомыми?
(Им не хватает питательных веществ в почве)
Правильно, ребята, ведь мы с вами уже называли состав почвы среди факторов, влияющих на растение.
Но растения имеются не только в почве, но и в воде. А с растениями живущими в воде мы познакомимся в следующем году.

Слайд. На слайде – вода, в ней исчезает Капелька.

Релаксация (тихо звучит спокойная музыка)

«Тихое озеро» Ребята, сядьте, расслабьтесь, закройте глаза и слушайте то что буду говорить вам я.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите ровно и легко. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен

Вам легко дышится. Солнечные лучики гладят и гладят…Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Каждая частичка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Но вот мы снова в комнате…

Потянитесь и на счет «три» откройте глаза.


Ребята, Капелька прощается с нами. Ведь она снова в воде, и наше путешествие подходит к концу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: