Человек по мере становления, вырастания включается во множество групп, общественных пространств, в каждом из которых общение воспроизводится на основе своего языка, своей внутренней символики. Желая быть понятым и принятым, человек должен овладеть этими символами. Через понятие «роль» в социологии отражается способ придания человеку форм. Роль задает – подсказывает типовые образцы действия и закрепляет определенную идентичность. Вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как должно протекать это взаимодействие.
В результате получается следующее видение человека: «С социологической точки зрения, социальная личность не есть некая устойчивая данная сущность, переходящая от одной ситуации к другой. Она представляет собой процесс постоянного порождения и перерождения в каждой социальной ситуации – процесс, связываемый воедино тонкой нитью памяти [6, с. 100].
Такому видению противостоит иное, рассматривающее личность как устойчивый, качественный социальный субъект, оформляющийся как главный носитель социального, по которому можно судить о сущности социальной жизни (Т. Адорно).
Как подтверждение того, что последний подход более адекватно отражает социальную реальность, можно рассматривать выводы, возникающие в связи с анализом уровня исполнения ролей. Анализ показывает, что уровень этот один, общий для всех ролей, выполняемых в обществе одной личностью. Личность в социальной повседневности выполняет свои разнообразные роли не выше и не ниже того уровня, который определен уровнем развития, богатства ее «Я».
Понятие социальной роли
Понятие социальной роли принадлежит ряду социологических теорий, зародившихся в США. «Основным понятием социологии является понятие роли, - отмечал Т. Парсонс. – Я предпочитаю рассматривать это понятие как базисный термин» [7, с.134].
|
Антрополог Р. Линтон определил это понятие таким образом: «Статус, в отличие от обладающей им личности, представляет собой совокупность прав и обязанностей. Роль представляет собой динамический аспект статуса. Личность наделяется статусом и обладает им по отношению к другим статусам. Осуществляя права и выполняя обязанности, составляющие ее статус, личность играет определенную роль» [8, с. 142].
А.Г. Эфендиев дает основные характеристики социальной роли.
1. Социальная роль – это ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Как следует себя вести, как действовать в той или иной ситуации человеку с определенным положением, социальным статусом – все это предначертано обществом, выработано обществом, его культурой, его историей. На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем драматическим персонам.
Роль – это образец поведения человека, занимающего определенный статус. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые предуказания, которые закреплены за этой социальной позицией. Не роль «подстраивается» под исполнителя, а исполнитель должен выполнять расписанную для него обществом, культурой, традициями роль.
И если работа требует сдержанности, а человек является эмоциональным, вспыльчивым, он должен или отказаться от карьеры, или научиться контролировать себя.
|
Роль, будучи независимым от личности образцом поведения, является основным средством обеспечения эффективного функционирования первоосновы социальной жизни - социальных институтов.
2. Социальная роль органично соединяет в себе символически-информационную и императивно-контрольную составляющие. Символически-информационная составляющая предоставляет личности сценарий поведения, в котором представлен образец требуемого от человека данного статуса поведения, вплоть до жестов, походки, одежды, привычек. Ролевое ожидание существует в виде правил, инструкций, норм поведения. Эти стандарты создают целостный образ того, как следует себя вести. Этот образ воспринимается как требование, поведение, предуказание.
3. Необходимо соотносить социальные роли с ценностями, нормами поведения, традициями, обычаями.
Ценности, нормы и роли возникают и утверждаются в едином социокультурном пространстве. Содержание роли определяется ценностными приоритетами, стандартами поведения, принятыми в данном обществе, культуре. В рамках социальной роли происходит систематизация норм поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую роль обслуживает. Например, поведение начальника предполагает одну систему норм, поведение подчиненного – несколько иную.
Возможны расхождения между ролевыми предуказаниями и общечеловеческими требованиями: искренность, как ценность приоритетнее приветливости, но в поведении гостя последняя важнее. Гость не должен, проявляя искренность, признаваться в том, что ему не понравился предложенный обед.
|
4. Социальная роль – это достаточно полная, но не всеохватывающая поведенческая характеристика. Ролевой стандарт оставляет определенный простор для индивидуальных особенностей личности, ее фантазии. В армии степень ролевой регламентации достаточно велика. Среди профессиональных ролей минимально регламентируется роль мусорщика, труд которого примитивен и не требует соблюдения жестких правил.
5. Социальная роль объединяет в себе функционально-целесообразные (повторяющиеся) и культурно-вариативные черты, характеристики, что дает нам образец ролевого поведения (женщины, сына, учителя и т. д.) в данном обществе.
Функциональная целесообразность порождает много общих черт в ролевых образцах поведения у разных народов: офицеры должны уметь отдавать распоряжения, приказы, управлять подчиненными, а учителя должны быть интеллигентными людьми, уважать учеников.
Применительно к культурно-вариативной составляющей социальной роли в разных странах возникают различия, обусловленные своеобразием культур, в которых один и тот же статус может иметь разный престиж (например, статус учителя) [9, с. 470-473].
Большую роль в формировании ролевого стандарта поведения играет система ценностей, принятая в обществе, нормы взаимоотношений.
А.Г. Эфендиев разработал механизмы структурно-ролевого обусловливания (принуждения) социального поведения личности. Рассмотрим эти механизмы.
1. Механизм отбора.
Для осуществления тех или иных функций личность должна обладать определенными способностями, уровнем подготовки, биопсихическими качествами. Не каждая личность может рассчитывать на определенную социальную роль. Общество может предъявить требования относительно социального происхождения или национальности.
Это ведет к тому, что до «воспитания» носителя роли социальная среда отбирает в число исполнителей того или иного статуса людей, имеющих определенные свойства, качества (пример- эмоциональность представителей артистической среды).
В различных ситуациях принципы отбора могут уточняться, особенно когда речь идет об отборе для выдвижения на престижные статусы. Так, в условиях перемен общества требуются люди решительные, энергичные, способные идти на обострение ситуации.
Систематическое выполнение социальной роли совершенствует соответствующие качества личности, т. к. ситуации, в которых они реализуются, регулярно повторяются. Предположим, молодой человек выбрал стезю ученого. Сделав выбор, он углубил в себе те качества и способности, которые нужны ученому.
2. Механизм «вживания» в роль.
Характер ролевой деятельности, предуказания (профессиональные, нравственные), которые человек должен исполнять, социально-ролевые ситуации, которые ежедневно повторяются, формируют определенные свойства, которых раньше не было, но которые требуются в данной социальной позиции.
Вовлечение в определенную ролевую деятельность формирует необходимые навыки, нравственные качества, чувства, манеру поведения, предуказанные данным статусом: во-первых, исполнитель новой роли оказывается в ситуации, которая содействует принятию образцов нового ролевого поведения; во-вторых, социальная среда принуждает (посредством предуказания, поощрения, контроля) нового исполнителя роли к формированию необходимых качеств.
3. Механизм предписывания.
Социальная среда, создав образец выполнения социальной роли, предписывает личности стандартный набор моральных, трудовых и других качеств, которыми она должна обладать.
Данные предписания могут иметь вид как фиксированных требований (воинский устав), так и пожеланий, ожиданий окружающих. Существуют формальные требования, стандарты, следовать которым строго обязательно. Особенно жестко механизм предписывания действует в армии. Там шире ролевой набор, подлежащий предписанию, и строже контроль за его выполнением.
4. Механизм поощрения выполнения ролевых предписаний.
Выполнение этих предписаний обусловливает для личности высокую вероятность решения личных целей, повышает гарантии получения признания, материального вознаграждения, кадрового продвижения.
Каждый исполнитель той или иной социальной роли должен осознавать, что условием его успеха является соблюдение ролевых предуказаний.
5. Механизм контроля.
Общество, социальная группа не только отбирают людей для выполнения определенных ролей, не только предписывают (предлагают) им образцы ролевого поведения, но и контролируют исполнение роли в соответствии с ролевыми нормами. Жесткость социального ролевого контроля зависит от следующих факторов: степень формализованности роли (военные, милиция), важность компонентов ролевого поведения, престижность статуса (чем престижней статус, тем серьезнее контроль и самоконтроль), сплоченность группы, степень авторитетности группы для исполнителя роли.
Контроль осуществляется в разных формах – от воздействия общественного мнения, проявления недоверия до репрессий [9, с. 476-478].
Таким образом, отбирая, предписывая, поощряя и контролируя, социальная среда «созидает» личность, ее знания, качества такими, как этого требует социальная роль. Благодаря этому личность вписывается в процесс функционирования социальных институтов, не нарушая заведенный порядок.
Социальная среда обусловливает ролевое поведение индивидов, т. е. социально повторяющееся, типичное.