А.В.Либин
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
на пересечении европейских, российских и американских традиций
Москва
«Смысл»
УДК 158,3 (075,8) ББК 88 Л478
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор Б.С.Братусь,
кандидат психологических наук Н.А.Аминов.
Рекомендовано У МО по психологии в качестве учебного пособия по специальности "Психология".
Либин А,В.
Л478 Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций* М,: Смысл, 1999.— 532 с.
ISBN 5-89357-0448
Первое отечественное учебное пособие по дифференциальной психологии. В доступной форме излагаются основы анализа индивидуальных, групповых и типологических различий между людьми, проявляющихся в специфике организации нервной системы и психических процессов, интеллекта и сознания, в разнообразных чертах личности и поведения. Анализируются также общепсихологические закономерности, лежащие в основе индивидуальных свойств — темперамента, способностей и интеллекта, характера и стиля человека. Значительное место уделено рассмотрению индивидуальной специфики в организации психических процессов — эмоций, памяти и внимания, мышления и сознания.
Освещаются наиболее известные концепции как зарубежных, так и отечественных исследователей. Описываются ключевые понятия разделов дифференциальной психологии, посвященных изучению половых и возрастных особенностей, патопсихологических нарушений и личностных деформаций, специфике детского развития и стилей родительского воспитания, проблемам школьного обучения и профессиональных достижений. Специальные главы посвящены вопросам групповых различий — расовых, национальных и культурологических
Для студентов старших курсов аспирантов и преподавателей психологии, других специалистов в области человекознания.
УДК 158.3 (075-8) ББК 88
ISBN 5-89357-044-8
© А. В. Либин, 1998
© Издательство «Смысл*, 1999
© Б, Л. Буцинас, оформление, 1999
"Дифференциальная психология не является лишь одним из измерений особенного (в человеке). Предметом ее исследования служит сама целостная Индивидуальность как существующая эмпирическая реальность".
William Stern {19U)
"Перед нами открывается необозримый горизонт наблюдений и опытов». Психологи получат, наконец, общую прочную основу, естественную систему изучаемых ими основных явлений, в которой легче будет им разместить бесконечный хаос человеческих переживаний".
ИМ.Палов (1933)
"Успехи в изучении индивидуально-психологических различий в значительной степени зависят от разработки общепсихологической теории,.,, а также от создания такой системы этой науки, которая ликвидировала бы явно существующий в настоящее время разрыв между психологией психических процессов и психо-
логией личности"
БЖТеплов (1960)
"Если мы можем объяснить, почему одни индивиды реагируют отлично от других, то мы уже далеко продвинулись в понимании того, почему каждый человек реагирует так, а не иначе. Данные дифференциальной психологии, таким образом, должны помогать выяснению основных механизмов поведения".
Anna Anastasi (1994)
"Возможно в следующем столетии мы вновь обратимся к смелой и научно необходимой попытке создать единую систему объяснения поведения, базирующуюся на количественных соотношениях между несколькими достаточно определенными переменными".
Hans Eysenck (1997)
Оглавление
Предисловие...............................................................17
Homo Unicum................................................................24
Три стороны психологического знания.....................24
Феноменология человеческих различий....................25
Корни субъективной реальности................................27
Часть I. Дифференциальная психология:
основные понятия.................................;......,.-,29
Глава 1. Познание природы человеческой
Индивидуальности.................................................29
1.1. Предпосылки учения о различиях между людьми...........................................................................30
Жизненные наблюдения и психология здравого смысла.........30
Требования практики..................................................................31
Научный анализ фактов и первые эксперименты.......................32
1.2. Дифференциальная психология — право на независимость...........................................................34
Концептуальные интерпретации: вокруг целей, задач и
методов........................................................................................34
Теоретические установки и методологачЕСКИЕ ловушки...........3S
1.3, Универсальные дихотомии человекознания; дифференциально-психологический аспект.........40
"Сходство—различие"...............................................................40
"Формальное—содержательное"................................................41
"Наследственное—приобретенное".............................................41
'УртЕРМИНИЗМ—ИЦйДГЕРМИНГОМ"............................................... 42
"Общее—единичное"..................................................................42
"Идентификация—индивидуализация"......................................42
"Физическое—социальное".......................................................43
"Сознательное—внесознательное".............................................43
"Внешнее—внутреннее"..............................................................43
Третья координата — завершающий штрих................:.......:......44
1.4, Иерархическая структура субъекта взаимодействия с миром: организм, индивид, личность, индивидуальность..................................45
1.4. L Организм — телесный фактор индивидуальности..........47
1.4.2, Индивид — предпосылка к личности..............................48
L4.3. Личность — психологический носитель социальных
свойств.....................................................„........................,„ 49
- 1,4А Индивидуальность — интегральная биопсихосоциальная
ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА....................................................... 51
1.4.5. Человек как субъект взаимодействия с миром...............52
1.5. дифференциально — психологическая парадигма в изучении человека................................................................................. 54
1.6. Внутренний и внешний статус дифференциальной
психологии...........................................................................58
Глава 2. Общие принципы дифференциально-психологического АНАЛИЗА................................... 60
2Л. Традиции формального подхода...........................60
2.2. Структура индивидуальности:
ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ..............................64
Природа темперамента и интеллекта..........................................64
Структурные компоненты характера...........................................65
Структурная динамика личности...............................................66
23. Элементы гештальта и их интеграция в
целостную структуру................................................66
2А Интрамндивидуалъные и интериндивидуальные различия....................................................................67
2.5. Индивидуальные, типологические и групповые различия....................................................................68
2.6. Nature vs Nurture: эндофакторы и экзофакторы в детерминации
меж индивидуальной вариативности......................69
2,7- Перспективы интеракционизма: сила
ситуаций х устойчивость диспозиций...................71
2.8. Психодиагностические измерения человеческих
различий....................................................................73
Сила и слабость тестологии......................................................75
2.9. Статистическая оценка измеряемых явлений.....76
Нормальное распределение и коэффициент корреляции............76
Зависимая и независимая переменные.......................................77
Факторный анализ......................................................................78
Проверка адекватности тестовых измерений: внутренняя и
ВНЕШНЯЯ BAAlWiOCTb ОЦЕНОК................................................. 79
Часть П. Индивидуальная специфика
ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ..................................81
Глава 3. Грани ментальной реальности (I):
ОЩУЩЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЕ.......... 81
ЗЛ. Исследования сенсорной сферы
новорожденных........................................................82
3.2. Сенсомоторные стратегии младенцев...................83
3.3. Психомоторные стили............................................86
3.4. Индивидуальные параметры восприятия: перцептивные контроли и стили............................88
3.5. Представления — различия в образной сфере.......92
3.6. Дифференциальные характеристики воображения..............................................................94
3.7. Типы внимания и памяти.....................................95
3.8. Стилевые характеристики мышления...................97
3.9. Дифференциальная когнитология: различия в познавательных процессах......................................99
Глава 4. Грани ментальной реальности (И):
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ,
РЕЧЬ И СОЗНАНИЕ.....................................................101
4.1. Паттерны эмоционального взаимодействия......101
4.2. Эмоциональные предпочтения, реакции и стили.......................................................................102
4.3. Эмоциональные и неэмоциональные субъекты.„ 104
4.4. Индивидуальные особенности регуляции и саморегуляции........................................................ 106
4.5. Стиль речи: как мы говорим?..............................108
4.6. Стилевые особенности сознания........................Ill
Часть III. Координаты индивидуальности
человека..........................,-..............................из
Глава 5. Темперамент — психобиологическая
основа личности...................................................из
5.L Интерпретации понятия "темперамент":
ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ..................... ПЗ
5+1.1. Темперамент как физиологический фактор поведения.115 5 Л,2. Телесные проявления темперамента...............................118
_
5.1.3. Психологическая интерпретация
"магических типов"............................................................ 124
5,2, Новый этап в изучении темперамента................125
5.2.1. Исследования структуры темперамента.........................126
5.2.2. Свойства нервной системы как предпосылка
ТЕМПЕРАМЕНТА....................................................................... 128
5.2.3. Дифференциальная психофизиология — новый раздел
НАУКИОБИЧдаВИДУАЛЬНО—ТИПОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЯХ......... 133
53. Развитие темперамента в контексте психогенетичвских и лонгитюдных исследований................................. 137
5.3, L Первые проявления человеческой индивидуальности..... 138
5.3,2, УСТОЙЧИВОСТЬТЕМПЕРАМЕНТАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ............. 139
5.4. Темперамент, стиль, характер: о статусе темперамента
в структуре индивидуальных свойств....................... 140
Глава 6. Способности и интеллект..........................144
6л. что измеряет iq?...................................................144
6.2. iq и способность к обучению............................. 147
6.3. Формальный анализ интеллекта: от общего фактора к иерархическим моделям...................... 147
6.4. Устойчивость интеллектуальных измерений......150
6.5. Наследственность и среда в детерминации
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ.................................. 151
6.6- Интеллект в структуре индивидуальных свойств.Л53
Энергетические и информационные параметры........................154
Глава 7. Стиль человека: способы взаимодействия с миром........................................:............................158
7Л. Весь мир — контекст............................................158
7.2. Соприкосновение с действительностью.............159
7.3. Пространство стилевых проявлений: перцепция, когниция, личность...............................................160
7.4. Феноменология когнитивного стиля.................164
7.5. Объяснительные концепции и интерпретация стилевых параметров.............................................. 166
поаезависимые и поленезависимые......................................... 167
анамтгичные и синтетичные..................................................... 168
Импульсивные и рефлексивные................................................ 170
Когнитивная простота—сложность.........'............................... 171
7.6. Компоненты индивидуального стиля деятельности................................................................173
7.7. Контуры общей теории стиля..............................173
7.7.1. Единая концепция стиля человека................................. 175
7.7.2. Стилевые метаморфозы................................................... 177
7.7.3. Интерпретация гипотезы о внутреннем и внешнем статусе стиля............................................................................ 180
7.8. Типология стилей человека.................................190
Глава 8. Базовые компоненты характера..................193
8.1. Структура характера..............................................193
8.2. Характер и другие свойства индивидуальности., 195
8.3. Я-концепция.........................................................197
8.4. Стратегии предпочтения, образ-Я и конструктивные рисунки......................................199
8-5. Самооценка...........................................................201
8.6. Саморегуляция—настойчивость—воля...............202
87. Система базовых ориентации: на себя, на предмет
деятельности, на других людей............................ 205
Глава 9. Личностные различия..................................208
9.1. Личность: дифференциально-психологический
аспект......................................................................208
9-2. Корни человеческой личности............................210
9-3. Концепции личностных черт...............................211
Экстраверсия/нейрсшцизпсихотцизм...............................212
АКТИВНСКГТЪУСОЦИАЕЕЛЬНОСГЪ/ЭМСИОНАЛЬНОСТЪ......................213
Тревожность.............................................................................213
Гнев............................;..............................................................215
Застенчивость...........................................................................215
9.4. Теории личностных факторов: три, шестнадцать, пять..................................................217
Большая Пятерка: лексическая модель....................................219
Пять Факторов: психометрическая модель.............................222
9.5. Нейропсихологическая интерпретация личностных параметров.......................................,,223
9-6, Иерархическая организация личности...............226
9.7. Формально-динамическая модель личности......228
9.8. Функционирующая личность:
постоянство vs изменчивость....................................230
Предисловие
Книги, посвященные проблеме общечеловеческих различий, выполнены, как правило в одном из трех форматов. Первому, назовем его условно Коллекционным или форматом CS (от англ, collection of samples — коллекция моделей, образцы), соответствует обрамленное контуром авторских предпочтений изложение наиболее известных на текущий момент фактов, теорий и концепций из дифференциально-психологической области человекознания (см. Tyler, 1956; Willerman, 1976; Minton, Schneider, 1985; Cooper, 1998). Книги этого типа отличаются друг от друга порядком изложения отобранных автором тем, среди которых выделяются — восприятие, интеллект, личность, половозрастные особенности, различия в обучении и профессиональных установках, etc. Однако чаще всего сведения о различиях между людьми включаются в учебники в виде отдельных глав, а не обобщаются в самостоятельные тома. Собранные в один огромный компендиум, который мог насчитать, наверное, не менее десяти тысяч страниц, эти книги, безусловно, стали бы ценнейшим — хотя и несколько неупорядоченным источником сведений энциклопедического характера.
Второй формат представления дифференциально-психологических знаний можно условно обозначить как Тематический, с соответствующей аббревиатурой FS (от англ. field of study — область изучения)* Как правило, эти книги выполнены в виде коллективных, реже — авторских, монографий, посвященных более подробному описанию какой-либо одной, специальной темы, например, исследованию общих и специальных свойств нервной системы {Nebylitzyn* Gray, 1972; Теплое, 1986), психогенетйческих аспектов индивидуальных различий (Равич-Щербо, 1990), структуры темперамента или психобиологической основы индивидуальности (Русалов, 1979), характера (Лазурский, 1995), способностей (Голубева, 1994) природы стиля человека {Либын, 1998а) и интеллекта (Saklofske, Zeidner, 1995). Среди
18__________________________________________Либын А.
FS-книг можно выделить в особую группу те работы, теоретическое значение которых выходит за рамки обозначенной самим автором узко-специальной темы (см, Eysenk, 1947; Strelau, 1983; Mishel, 1986; Ross & Nisbett, 1991; Zimbardo, 1990).
Третий и, к сожалению, самый малочисленный жанр научных изысканий в области различий между людьми — это книги типа ST (от англ. special theory — специальные теории). В основе ST-монографии лежит разработанная автором концепция о сущности изучаемого явления, а все излагаемые материалы пропускаются через призму создаваемых теоретических конструкций, гипотез и отобранных или полученных экспериментальных фактов. Конечно, недостатком в этом случае оказывается авторская пристрастность, определяющая основную линию научных интерпретаций. Но этот недостаток легко оборачивается преимуществом, позволяющим, благодаря устойчивой позиции, представить целостную картину изучаемого феномена.
Образцом монографий ST-типа является книга основателя дифференциально-психологического направления как самостоятельной научной дисциплины Уильяма Штерна (1998) {Stern, 1911/1994), вышедшая в 1900 году под названием "О Психологии индивидуальных различий: идеи к дифференциальной психологии" и переизданная позже уже с другим подзаголовком — "Дифференциальная Психология и ее методические основы". Дальнейшее развитие эта концепция — правда, в существенно переработанном виде, — получает в трудах американского психолога Анны Анастази (Anastasi, 1958)? выпустившей обобщающую исследования первой половины двадцатого века фундаментальную монографию под названием "Дифференциальная психология". В следующие десятилетия появляется еще несколько авторских монографий, развивающих целостный подход через призму конкретно-исследовательских установок. Это труды Б.М.Тешюва (1986) и В.Д.Небылицьша (1996), создателей нового направления — дифференциальной психофизиологии как важнейшей части дифференциальной психологии, а также работы английского психолога Ганса Айзенка {Eysenck, 1947, 1997), концепция интегральной индивидуальности В,С,Мерлина (1986), теория
Предисловие 19
многофакторной структуры личности и индивидуальных различий Дж.Р.Ройса и АДЛауэлла (Royce, Powell, 1983), оригинальная концепция эпистемологической интерпретации проблем индивидуальных различий американского профессора Джеймса Ламиеля (Lamiell, 1987).
Несмотря на относительное многообразие работ и в этом направлении, намеченная самим У.Штерном главная линия исследований, очерчивающая сферу дифференциально-психологического знания как единое целое, была продолжена, можно сказать, лишь едва заметным пунктиром. Трудно предположить, почему так произошло — в силу ли неизбежной специализации, состоящей из разных разделов науки о человеке, или в силу центробежной тенденции внутри дифференциально-психологической области знаний как следствия, проистекающего из целостной природы предмета изучения — человеческой индивидуальности. Ясно только, что все большее значение приобретает на современном этапе концентрация усилий исследовательской мысли на пути концептуальной интеграции сложившихся к настоящему времени подходов. Который из них станет отправной точкой в создании новой — парадиг-мальной — системы координат? Хотелось бы думать, что ответ на этот вопрос будет связан с логикой развития научного познания, к счастью, нередко совпадающей с несокрушимой силой субъективных авторских предпочтений.
Разумеется, есть своя специфика и в представляемой вниманию читателей книге Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских, и американских традиций"* Материал, посвященный индивидуальным, типологическим и групповым различиям, образующим особый, дифференциально-психологический статус человека, преломляется, с одной стороны, через представления об иерархической структуре человека как субъекта взаимодействия с миром и, с другой стороны, рассматривается в контексте анализа механизмов координации интра- и интериндивидуального взаимодействия. Помимо этого, отбирая факты и теории, автор стремился учесть и своеобразие трех мировых линий исследований:
* европейской, идущей от Альфреда Бине (Binet & Henry, 1895) и Уильяма Штерна;
20_________________________________________Либин А.
* американской, связанной с именами Джеймса Мак-кинли Кэттелла (Cattel, 1890) и Анны Анастази;
* весьма своеобразной, российской, развивающей традиции И.П.Павлова (1951а), положения психофизиологической школы Б.М.Теплова—В.Д.Небылицына и включающей множество плодотворных, но пока еще недостаточно хорошо известных мировому читателю концепций.
Еще одной теоретической предпосылкой при создании учебного пособия послужила гипотеза о том, что анализ различий между людьми становится более эффективным в контексте изучения основных тенденций общей и социальной психологии- Поэтому большинство рассматриваемых дифференциально-психологических тем, посвященных сенсорным, перцептивным, когнитивным, регулятивным, эмоциональным или личностным различиям, также как и обсуждение проблем развития и природно-социальной детерминации индивидуальности, тесно связаны с соответствующими разделами из смежных областей психологического знания. Это нашло свое отражение в структуре книги и глав, в логике изложения материала, в неизбежном для каждого учебного пособия отборе теоретических концепций и экспериментальных фактов. На структурирование материала оказали влияние и основные положения развиваемой автором на протяжении последних десяти лет Иерархической Теории Индивидуальности, согласно которой организация и функционирование мира психической реальности человека подчиняется действию закона приоритета более сложных, дифференцированных структур (по сравнению с менее сложными, недифференцированными), а также закону взаимодействия этих структур на "паритетных началах, допускающих относительную автономию — род степеней свободы для коррелируемых, соотносимых свойств — каждой из них" (см+ Ананьев, 1968), Большое воздействие на авторскую позицию в отношении многих спорных вопросов современной психологии человека оказало сотрудничество с профессором Львом Марковичем Веккером, в частности, наш совместный труд, посвященный разработке системы базовых принципов ментальной репрезентации и основных механизмов формиро-
Предисловие
вания психических процессов (Веккер, Либин, готовится к печати).
Характер учебного пособия, определяющий его как "углубление в проблему", а также ограниченный объем книги, вынудили вынести за скобки ряд важных для дифференциальной психологии тем, которые, вместе с тем, получили достаточно подробное освещение в трудах отечественных и зарубежных авторов. Среди них монографии, посвященные психогенетическому анализу меха* низмов формирования индивидуальных различий (см. Paew-Щербо, 1998), применению математических моделей и статистических методов обработки данных для изучения интра- и интериндиввдуальных различий, (см, Гусев, Измайлов, Михалевская, 1997), исследованию индивидуальных особенностей младенцев {Адрианов (отв. ред.), 1993), изучению способностей {Дружинину 1995), мотивации {ХекхаузеНу 1986) и др. По мере необходимости автор стремился показать обоснованность использования психогенетических или нейрофизиологических, а также матема-тико-статистических методов. Конечно, дальнейшая работа по систематическому изложению основ дифференциально-психологических знаний позволит восполнить недостающие разделы.
Чтобы помочь читателю сориентироваться в изложенном материале, автор посчитал необходимым привести схему взаимосвязи основных блоков — разделов дифференциальной психологии, которой он руководствовался при написании книги (рис, 1). Это своеобразная когнитивная карта, на которой, помимо хорошо изученных и изведанных областей отмечено и множество "белых пятен", существующих в обширной сфере дифференциально-психологических знаний. Помимо этого может представлять интерес и некоторый перечень заметок, которые хорошо было бы иметь в виду при чтении книги.
* Перечень рассматриваемых в каждом разделе основных тем и понятий дается в виде ключевых терминов в конце главы и может использоваться в качестве опорного ряда при повторении темы.
* В содержании каждой проблемы выделяются лишь основные направления анализа, в русло которых устрем-
Либин А.
Рис. 1, Концептуальная система координат дифференциальной психологии
ляются десятки более частных, более дробных "ручейков"-исследований. Вместе с тем приводятся факты и теории, которые намечают новые тенденции в исследовании дифференциально-психологических феноменов или помогают переосмысливать прежние концепции,
* Структура книги, подверженная неизбежному в таких случаях эффекту мозаичности> в то же время отражает представление о дифференциальной психологии как целостной дисциплине (Stern, I911/1994), предметом которой является изучение человеческой индивидуальности через призму формального подхода, во всех ее проявлениях — от психофизических характеристик до метай нди-видуальных стратегий, отображающих специфику взаимодействия субъекта с другими людьми.
Предисловие 23
* Внутри каждого раздела автор следует определенной логике в изложении материала. Так> вначале рассматриваются данные (если таковые имеются и оказались в поле авторского зрения) о различиях, проявляющихся на "нижних" уровнях индивидуальности и на ранних этапах онтогенеза. По мере продвижения внутри раздела, фокус внимания перемещается на анализ личностных различий и специфики функционирования интегративных феноменов, таких как индивидуальное сознание и самосознание. Таким образом каждая из выделенных тем анализируется с точки зрения:
— дифференциальных аспектов индивидуального развития;
— характеристики иерархических уровней индивидуальности;
— анализа влияния на индивидуальные параметры эндо-и экзофакторов, определяющих вид детерминации.
* "Двойственная" природа изучаемых признаков обуславливает их рассмотрение как в контексте интериндивидуальных различий, так и в связи с анализом интраин-дивидуальной структуры, определяющей статус данного параметра в системе остальных свойств.
* Большинство тем дифференциальной психологии> таких как "характер", "способности", "стиль", "психогенетические исследования'*, "психодиагностика" или "возрастные изменения", связано с огромным объемом знаний в соответствующих областях смежных направлений, поэтому основной акцент в большинстве случаев делается не на историческо-психологическом анализе развития проблемы в целом, а на рассмотрении явления в контексте изучения конкретных феноменов человеческих различий.
* Задачей автора является показать самостоятельность дифференциальной психологии как особой области чело-векознания. Исходя из этого и расставлены акценты в содержании данной книги.
Хочется добавить, что эта книга возникла в результате потребности самого автора в познании собственной индивидуальности. Возможно, с этой же целью ее возьмет в руки и читатель.
24___________-___________________________Ливии А,
Homo Unicum
Понятие "уникальный", означающее "единственный в своем роде", является, без сомнения, родовым для конструкта "индивидуальность" — центрального элемента науки о человеческих различиях, изложению основ которой посвящена эта книга. Парадокс, обнаруживающий себя уже на подступах к зданию Дифференциальной Психологии, заключается в классической тройственности определения человеческой индивидуальности, включающей в себя, во-первых, неповторимое своеобразие субъективного мира человека; во-вторых, целостность индивидуальности как саморазвивающейся системы с присущими ей интегральными эффектами (адаптивностью, оптимальностью, результативностью, компенсаторностью), и, наконец, в-третьих, объективно регистрируемые отличия (индивидуальные, типологические, групповые) между людьми. Именно эти три признака определяют собой дифференциально-психологическую специфику изучения такого явления как Homo Unicum (Человек Уникальный).
Загадка индивидуального своеобразия Человека волнует умы писателей и поэтов, художников и мистиков, генетиков и антропологов, биохимиков, физиков и астрономов (последние, как мы увидим, внесли свою посильную лепту в создание основ нашей науки). Дифференциальная психология — и в этом ее отличие от других областей знания о человеке — ставит своей целью не просто познание индивидуальных особенностей на основе систематизации жизненных наблюдений, путем использования исключительно художественного или статистического методов анализа, но научное изучение механизмов становления и развития человеческой индивидуальности как целостного феномена, существующего в поле взаимодействия субъективной и объективной реальностей.
Три стороны психологического знания
В современной психологии выделяются три основные взаимопересекающиеся — и вместе с тем имеющие самостоятельный научный статус — области: общая психология, дифференциальная психология (или, иначе, психология
Предисловие 25
индивидуальных, типологических и групповых различий) и социальная психология* Понятно, что это деление носит, как и многие научные абстракции, довольно условный характер: нет психических (в том числе, психофизиологических) процессов, на которые не распространялась бы "власть личности", и, с другой стороны, не существует личностных образований вне психики, так или иначе все личностные черты связаны с механизмами психических процессов (см. Веккер, Либин, готовится к печати). В то же время общепризнано положение о ведущей роли социального контекста в развитии как индивидуальности человека, так и психики в целом. Промежуточное положение дифференциальной психологии — и психологии личности как ее центральной части — обусловлено закономерностями человеческого филогенеза и онтогенеза. В первом случае имеется в виду иерархическое движение психики как саморазвивающегося феномена от эволю-ционно-генетических (биологических) законов к социокультурным (общественным) закономерностям. Во втором — трансформация в процессе жизненного пути индивидных (см. главу 1), природно обусловленных свойств отдельного человека в личностные структуры, проявляющиеся в интегральных характеристиках взаимодействия индивидуальности с миром*
Внешний статус дифференциальной психологии оказывается неразрывно связан с ее внутренним статусом. Нет ничего удивительного в том, что без малого сто лет развития этой уникальной науки привели к образованию в ее структуре трех важнейших подразделов, касающихся соответственно изучения следующих видов человеческих различий: индивидуальных (производных от анализа общелсихологических закономерностей типологических (собственно дифференциально-психологических) и групповых (изучаемых в контексте антропологических — биологических и социальных — наук),
у -
Феноменология человеческих различий
Как и всякая наука, дифференциальная психология имеет свою историю и предысторию. Последняя, надо за-
26_______________________________________________Либин А,
метить, оказывается столь же древней, как и само человечество, В сообществах первобытных людей появление групповых различий, позволяющих провести границу между Мы и не-Мы? сыграло решающее значение, В идентификации со своим племенем, родовой общиной формировались первые проблески человеческого сознания именно как "со(~вместного)знания'\ Следующим жизненно необходимым этапом стало выделение индивидуальных особенностей членов племени. Наблюдение за поведением соплеменников — у кого зорче глаз, кто быстрее всех бегает или точнее метает камень — послужило не только основой для распределения необходимых для выживания племени функций, но и привело к появлению первых имен — одного из важнейших признаков человеческого рода, выделяющих людей из мира животных. Фиксация индивидуальных различий закреплялась с помощью присвоения имени, в котором, зачастую, и отражалась наиболее характерная и устойчивая черта темперамента или характера, сенсорики или мышления. Индивидуальность выкристаллизовывалась из Хаоса взаимоотношений, благодаря способности человеческого мышления осуществлять операцию различения. Отделение "Я" от "не-Я" стало важнейшим признаком зарождающейся первобытной личности с уникальным самосознанием.
В первобытных сообществах, древнейших цивилизациях и современном обществе феноменология человеческих различий — индивидуальных и групповых — продолжает оставаться главной частью субъективного жизненного опыта людей. Однако простых, несистематизированных наблюдений за поведением — своим собственным и окружающих — всегда было недостаточно для тех, кто стремился понять общие закономерности природы человека. Для того, чтобы упорядочить бесконечное многообразие индивидуальных и, тем более, групповых признаков требовалась некая система координат, В качестве таковой мог приниматься любой набор признаков, отчетливо наблюдаемых, кажущихся "фундаментальными" либо осязаемы-ми. Разумеется, в первую очередь человек использовал для составления простейших классификаций своих собратьев внешние объекты или события. Так появились примитив-
Предисловие 27
ные поведенческие типологии, в которых описание индивидуально-групповых особенностей людей исходило из свойств камней и деревьев (гороскопы друидов), расположения звезд или дат рождения (астрологические гороскопы). Отдавая должное наблюдательности и изобретательности наших предков, заметим, что во всех этих случаях речь пока что идет лишь об описании особенностей личности и человеческого поведения, а не объяснении причин, приводящих к появлению различий между людьми. Поиск ре-шений этой задачи станет в последующем отправной точкой в развитии дифференциальной психологии.
Корни субъективной реальности
Можно сказать без преувеличения, что скрытое в недрах жизненной феноменологии знание о человеческих различиях послужило толчком к развитию не только самой психологии, но и всех наук о человеке. Одним из самых простых феноменологических фактов, основанных на непосредственном жизненном наблюдении, являются усилия маленького ребенка выделить, "различить" себя в окружающей среде. Перефразируя И. М.Сеченова (1947), можно сказать, что "смутное валовое ощущение" себя, потребность отделиться от остального мира, движет человеческим существом с момента его рождения. Первые проблески сознания трехлетнего малыша также связаны с появлением различения между "Я" и "не-Я" {Бернс 1986). Ощущение и осознание себя как неповторимой индивидуальности является стержнем личности взрослого человека и основой межиндивидуальных различий, в контексте которых складываются наши взаимоотношения с окружающими в течение всей жизни. Также как из процесса внутри индивидуального различения возникают межиндивидуальные различия, формирование личности возникает на базе индивидуально-типологических особенностей. Феноменологические переплетения в жизни порождают сложности научного характера, проявляющиеся в непростых вопросах, связанных и с соотношением понятий (организм—личность, личность—индивидуальность etc), и с взаимодействием важнейших областей науки о душе —
28 Ливии А.
общей психологии, психологии личности и дифференциальной психологии. Но разговор об этом пойдет позже, а сейчас обратимся к основным понятиям, с обсуждения которых начинается любая наука.
Ключевые термины раздела: примитивные поведенческие типологии, социо-культурные закономерности, субъективный жизненный опыт, уникальность человека, феноменология человеческих различий, эволю-цион но-генетические законы.
Часть I. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ
В этой части будут рассмотрены центральные понятия дифференциальной психологии, анализ которых необходим для более четкой ориентации в материале последующих глав* Список отобранных понятий, вместе с тем, накладывает некоторые ограничения на весьма обширный перечень терминов и тем, связанных с теориями, концепциями и фактами из области дифференциально-психологического изучения человека. Те же из них, которые будут рассмотрены ниже, также нуждаются в оговорке. Многие проявления человека — идет ли речь о его конституции (в широком смысле слова), индивидных свойствах, личности или и