Задания для интерактивных занятий и самостоятельной работы




1. Сценарий проведения занятия «Мозговой штурм» по поиску и оценке новой бизнес-идеи». Цель: Закрепить теоретические знания, выработать практические навыки по поиску и оценке новых бизнес-идей путем коллективного обсуждения на основе метода «мозговой штурм». Задача студентов состоит в поиске и оценке предпринимательской идеи по организации бизнеса. Они должны предложить товар, характеризующийся высоким уровнем конкурентоспособности. Возможны два варианта организации работы группы: 1. На первом этапе организатор (в его роли выступает преподаватель) ставит проблему и активизирует работу группы по ее разрешению. Члены группы в течение 15 – 20 минут высказывают свою точку зрения. При этом не допускается критика предлагаемых идей, главное – чтобы их было как можно больше, разнообразнее, и они отличались новизной и оригинальностью, могут быть и абсурдные идеи. Высказанные идеи фиксируются секретарём. На следующем этапе, называемом «мозговая атака наоборот» (он может использоваться и как самостоятельный метод), организатор направляет работу группы на критическое осмысление высказанных идей и их оценку. Все выдвинутые или наиболее приемлемые идеи оцениваются по следующим основным критериям: возможность реализовать идею (или отсутствие такой возможности); примерные сроки и затраты на воплощение идеи; возможность применить идею с другой целью.

2. Необходимо задействовать три группы участвующих: эксперты, участники (предприниматели, партнеры), слушатели (аудитория). Одна группа студентов (предприниматели) может высказывать идеи, вторая (эксперты) – проводить «мозговую атаку наоборот», т.е. критически осмысливать предложенные идеи и давать им оценку, третья группа студентов – слушатели (аудитория). Группа предпринимателей (или несколько подгрупп по 3-4 человека) высказывает идеи, готовит сообщения, в которых необходимо осветить: общую характеристику предлагаемого бизнеса; особенности рынка, профиль потребителя; основных конкурентов, преимущества по сравнению с ними. Эксперты проводят «мозговую атаку наоборот», т.е. критически осмысливают предложенные идеи и дают им оценку. Как правило, по итогам «мозговой атаки» выбирается несколько наиболее обещающих альтернативных вариантов. В конце занятия слушатели выбирают команду-победителя. Для этого оформляется аттестационный лист, в котором для каждой команды слушатели выставляют оценку в баллах (баллы 1-5). Побеждает команда, набравшая наибольшую сумму баллов.

2. Деловая игра по теме «Бизнес-модель как концептуальная основа бизнес-плана» представляет собой ролевую игру с различными, противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончании игры. Цель занятия: обосновать товарную (рыночную), ценовую и финансовую стратегию конкретного предприятия на ближайшую перспективу с учетом реализации предлагаемого бизнес-плана. Работу по обоснованию стратегии предприятия студенты выполняют коллективно. Для этого в студенческой группе выделяют две подгруппы: первая обосновывает товарную (рыночную) стратегию конкретного сельско-хозяйственного предприятия, вторая – ценовую и финансовую стратегию предприятия. Обосновывая товарную (рыночную) стратегию предприятия на ближайшую перспективу, необходимо дать ответы на следующие вопросы: - какие виды деятельности предприятие должно развивать (с учетом местоположения, емкости и степени насыщенности рынка; - на какой рынок следует ориентироваться предприятию (местный, региональный или др.); - почему покупатели будут отдавать предпочтение продукции этого предприятия, а не его конкурентов; - какой метод продаж предлагается использовать; - за счет каких факторов предприятие может завоевать большую долю рынка; - каковы основные задачи предприятия на товарном рынке и как их ре-шить. При обосновании ценовой стратегии необходимо: - определить задачи ценообразования; - по основным видам продукции установить минимальный уровень цен реализации; - проанализировать цены конкурентов; - выбрать метод ценообразования; - обосновать цену предложения для проведения переговоров с партнерами. При обосновании финансовой стратегии следует: - ориентировочно определить сумму инвестиций для создания, расширения или реализации конкретного проекта; - обосновать источники получения средств; - определить сроки возврата заемных средств. Обоснование товарной, ценовой и финансовой стратегии предприятия проводится в соответствии с методикой разработки следующих разделов бизнес-плана: «Характеристика товаров и услуг», «Рынки сбыта товаров», «Конкуренция и другие внешние факторы», «План маркетинга», «Производственный план», «Финансовый план». В процессе деловой игры студенты приобретают навыки выполнения конкретных приемов деятельности. Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников игры. Завершается деловая игра подведением итогов, где основное внимание направлено на анализ ее результатов, наиболее значимых для практики.

3. Занятие по теме «Анализ и оценка рисков» проводится в форме разбора конкретных ситуаций оценки и минимизации рисков. Студенты при подготовке к занятию должны прослушать лекции по данной теме, проработать конспект лекций и рекомендованную учебную литературу. Они должны быть ознакомлены с целями и задачами, которые будут решаться в ходе занятия. Цель занятия: на примере конкретного бизнес-плана установить возможные риски при производстве продукции и разработать способы их минимизации. В студенческой группе выделяют несколько подгрупп. Каждая из них выполняет следующее задание: для конкретного предприятия установить возможные риски при производстве основных видов продукции, провести их оценку, разработать меры защиты. Работа осуществляется по схеме: 1. Определить возможные типы и виды рисков при производстве данного вида продукции. 2. Установить экспертным методом вероятность возникновения рисков (в роли экспертов выступают студенты). 3. Ориентировочно установить наиболее вероятный уровень потерь по каждому возможному риску. 4. Предложить систему мер защиты от рисков. Представители подгрупп выступают с докладом о результатах проведенного исследования. В процессе обсуждения доклада с участием всей группы происходит уточнение и дополнение представленной информации.

4. Проведение круглого стола по теме «Используемые методы анализа и оценки проектов» требует подготовительной работы со стороны студентов, которые должны подобрать необходимую информацию, составить план и раскрыть содержание выступления. При подготовке к выступлению, а также к участию в дискуссии на круглом столе необходимо изучить предложенную информацию и выявить основные проблемные моменты темы. Продолжительность доклада на круглом столе не должна превышать 7-8 минут, материал должен быть тщательно проработан.

К проведению круглого стола привлекаются все желающие в нем участвовать студенты. После выступлений участники круглого стола задают докладчикам наиболее интересующие их вопросы. На заключительном этапе круглого стола проводится открытая дискуссия по представленным проблемам, в которой участвуют все студенты. После завершения дискуссии путѐм голосования выбирается лучший докладчик, а также подводятся окончательные итоги круглого стола.

План круглого стола:

1. Вступительное слово руководителя

2. Заслушивание докладов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: