Предмет этики
Этика - важнейшая часть философии, предметом изучения которой является мораль.
В традиционном обществе человек не ставит критических задач; он является частью культурной среды и он принимает ее культурные ценности, традиции и стереотипы почти автоматически или бессознательно. Культурная традиция выступает способом объединения людей, демонстрируя их приверженность к общей единой для всех системе ценностей.
Этика - моральная философия, где этика - это область знания, а мораль -ее предмет.
Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и регламентируя поведение людей в обществе. Специфика моральной регуляции в том, что она осуществляется средствами исключительно духовного воздействия, не носит жесткого характера, предполагает «самозаконодательство воли» (Кант), свободный выбор человеком тех или иных нравственных ориентаций. Внешний (общественное мнение) и внутренний (интенции индивидуального сознания, определяемые как долг, совесть и т.д.), т.е. саморгуляция.
Свойство морали – требовать определенного поведения называется. Мораль вырабатывает предписания, требующие от людей особенного – морального типа поведения, в чем проявляется ее императивный (повелительный) характер, что делает ее регулятором отношений человека с природой и обществом, с другими людьми, с самим собой, гарантируя оптимальное соотношение интересов личности и общества, необходимый баланс Я и не- Я.
Функции морали
-регулятивные (базовые) суть в привидении поведения личности в соответствии с выработанными в обществе моральными нормами, инструментом является общественное мнение, обычаи, авторитет
|
-воспитательные формируются образцы поведения, мораль формирует нравственные качества
-оценочно-императивные поведение человека определяется системой ценностей
-познавательная связана с приобретением знаний (как сделать выбор в простых или экстремальных ситуациях)
-коммуникативные обеспечение понимание друг друга, обмен ценностями
-прогностическая что можно ожидать от общества
-культурно-творческая мораль-сторона жизни общества, моральные измерения личности, руководствуется разумом
-идеологическая, мировоззренческая моральная оценка
Мораль неразрывно связывают с нравственностью. Если мораль-это определенные принципы, идеи, нормы. которые направляют, регулируют поведение людей., то нравственность-это та часть жизни, кот. связана с делами, обычаями, нравами, практическим поведением людей.
Говоря о моральном измерении общества большое значение имеет золотое правило нравственности - «НЕ ДЕЛАЙ (ЖЕЛАЙ) ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ ТОГО, ЧТО СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ»
3. Нравственность и другие формы общественного сознания.
Формы общественного сознания
Нравственное сознание.
Нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.
Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства.
Современный мир становится исключительно взаимосвязанным и взаимозависимым, поэтому сейчас, прежде всего, следует выделять общечеловеческие вечные ценности.
Нравственное сознание имеет сложную структуру, в которой можно выделить взаимосвязанные элементы: нравственный идеал, нравственная потребность, нравственная мотивация и самооценка, нормы, ценностная ориентация, взгляды, чувства.
|
В нравственном сознании отражаются общественные явления и поступки людей.
а) Политическое сознание.
Политическое сознание - это система знаний и оценок, благодаря которым происходит сознание области политики субъектами. Оно является необходимым элементом функционирования и развития политической системы в целом.
б) Правовое сознание.
Правосознание включает в себя взгляды, представления о правомерном и неправомерном, законном и незаконном, справедливом и несправедливом, а так же чувства и эмоции.
г) Эстетическое сознание
Эстетическое сознание - один из способов отражения, осознания мира и воздействия на него. В структуре эстетического сознания важным элементом являются эстетические потребности, они являются началом эстетического отношения к миру.
д) Религиозное и атеистическое сознание.
Религия является отражением окружающей действительности, поэтому она развивается и изменяется одновременно с изменением самой жизни.
Религиозное сознание специфично. Ему присуще прежде всего вера, эмоциональность, символичность, чувственная наглядность, соединение реального содержания с иллюзиями, воображение, фантазия.
ж) Экономическое сознание
Экономическое сознание - это та форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории, оценки социально-экономической деятельности и общественные потребности.
|
з) Экологическое сознание
Экологическое сознание предполагает выделение человеком самого себя как носителя активного и творческого отношения к природе. Это рассмотрение любых производственных и социальных вопросов с учетом экологических факторов и последствий, это экологический подход к решению определенных проблем.
4. Добро и зло как центральные понятия морали. Диалектика добра и зла. Происхождение зла.
Добро и зло, часто рассматривают в качестве синонимов понятий нравственное и безнравственное, а саму этику как науку о добре и зле. Мораль руководит человеческим поведением с точки зрения противопоставления добра и зла. Добро – это всё то что оценивается положительно, что позволяет человеку жить, развиваться, достигать гармонии и совершенства. Истинное добро это то, что является добром для всех: гуманность, справедливость, самореализация человека. Истинное добро творится без расчёта, из потребности изливать любовь, дарить её людям. Зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека, т.е. уничтожение, подавление.
Виды зла:
1. зло неизбежное, независимое от нас;
2. зло, которое обусловлено соц. отношениями;
3. собственно моральное зло – это то, что происходит по решению человека, при участии воли.
Современные исследователи выделяют 2 типа морального зла: враждебность и распущенность. К враждебности мы относим: насилие, гнев, ненависть, стремление к подавлению других, это активное зло, которое стремиться к уничтожению чужого бытия и благополучия. Враждебный к другим человек стремиться нанести или вред или ущерб, заставить страдать.
- Зигмунд Фрейд, пришёл к выводу, что в человеке наряду со стремлением жизни, эросом, присутствует инстинкт смерти – Танатос.
Распущенность даёт общее название другой группе человеческих пороков: малодушие, трусость, лень, холопство, умение совладать со своими желаниями и страстями. Вся история развития морали и моральной философии – это упорная и настойчивая борьба с распущенностью.
Диалектика добра и зла.
Реальные противоречия в понимании добра и зла. Добро и зло различно понимаются:
1. в разных культурах;
2. по эпохам;
3. добро для одних, оборачивается злом для других;
4. зло может оцениваться как добро;
5. одно и то же явление одновременно и как добро и как зло;
6. люди могут думать, что творят добро, а на самом деле их действия оборачиваются злом.
Происхождение зла.
2. Ницше – жестокость и агрессивность нормальное проявление воли, власти, которая свойственна человеку и всей природе.
3. К.Маркс, ввязывает моральное зло и объясняет его существованием частной собственности.
1. морально-онтологическая двойственность, лежащая в фундаменте мировоззрения, по древнему учению персов у истоков мировоззрения стоят два равноправных могучих духа: добрый и злой, поэтому в нашем мире добро и зло тесно взаимодействуют;
2. по христианской концепции в основании мира находится – добро, а зло вторично.
3. самая древняя теория восходит к ведическому учению, согласно ей зла в мире вообще нет, человек смотрит на мир с ограниченной точки зрения и его взгляд опирается на мнимые несовершенства.
Вывод: гармония мира не даётся человеку утвердить непосредственно он может утвердить добро в своей жизни опираясь на идею гармонии, созидая её своими мыслями и поступками.
5. Добродетель и порок. Христианские добродетели. Франклиноские добродетели.
Добродетель и порок.
В традиции этики добродетель и порок имеют широкое значение положительных и отрицательных качеств личности. Добродетель может быть синонимом к слову моральный, соответственно порочный = аморальный.
Добродетель – это установка намерений индивида действовать на основе моральных принципов, это установка предполагает наличие у человека чувства собственного достоинства и гордости, а так же стремление сохранить его.
Учение Аристотеля о добродетели:
1. Аристотель различает разумные и нравственные добродетели. Разумные развиваются благодаря обучению (мудрость, сообразительность, рассудительность и др.). Нравственные рождаются из привычек, нравов (справедливость, мужество, честность).
2. Добродетель представляет собой между двумя крайностями: избытком и недостатком. В соответствии каждой добродетели Аристотель выделяет два порока (справедливость между коварством и притворством, стыдливость между бесстыдством и робостью).
Христианские добродетели.
Терпение- Быть снисходительным и умиротворенным при встрече с трудностями.
Смирение Быть неэгоистичным и всегда в первую очередь думать о других.
Доброта Быть довольным жизнью и относиться к ближним с добротой, по-дружески и с пониманием, несмотря ни на что
Умеренность Самоконтроль и чувство меры, умение жить в соответствии с потребностями.
Целомудрие Умение хранить тело, разум и душу в чистоте
Щедрость Умение жертвовать своими желаниями ради помощи другим.
Усердие Трудолюбие, умение никогда не отступать от намеченной цели.
Франклиновские добродетели.
Успех — главный критерий жизни, поэтому добродетель, по Франклину, следует измерять полезностью. О достоинстве человека можно судить по тому, предоставляют ли ему кредит. Чтобы добиться достоинства, или доверия кредиторов, человек должен соблюдать три главные добродетели. Это — трудолюбие, точное соблюдение денежных обязательств и бережливость. Помимо этих трех добродетелей Франклин указывает еще на следующие: 1) воздержанность в еде и питье; 2) немногословность 3) соблюдение порядка во всем; 4) решительность в исполнении принятых планов; 5) искренность; 6) справедливость; 7) умеренность; 8) чистота9) спокойствие 10) целомудрие; 11) скромность.
Для Франклина это были добродетели совершенного человека вообще. На деле же франклиновский совершенный человек — это совершенный предприниматель.
6. Долг, совесть, стыд и вина как эмоционально-психологические механизмы регулирования морали. Долг. Долг – это необходимость выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться воли более значимой, чем собственная. Следование требованиям долга явлениям добровольным. Долг человека следовать по пути добродетели, делать добро другим людям, не допускать порочности, противостоять злу. Выполнять долг похвально, хотя не всегда приятно, иногда для этого необходимо пожертвовать комфортом, благополучием и долей жизни. Долг: 1. эмпирический (родительский, братский, дружеский, профессиональный, патриотический); 2. собственно моральный (бескорыстного, неизбирательного благоволения ко всем разумным). Совесть. Совесть – это особый морально-психологический механизм, который действует из нутрии нашей души, проверяется ли долг. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности перед другими и перед самим собой. Совесть феномен эмоциональный, оно – проявляет себя через глубокие негативные переживания – самоупрёки, укоры. Стыд. Стыд и вина – важнейшие высоко эмоциональные формы переживания моральной ответственности. Стыд – переживание своего несоответствия моральным требованиям перед лицом других. В стыде мы непосредственно понимаем, как глубоко связаны с окружающими нас людьми. Пасть в глазах общества – одна из самых больших морально-психологических бед. Стыд усиливает самокритику и временно усиливает чувство бессилия. Особенно стыдятся чужих, старших и выше стоящих. Стыд при похвале испытывают очень совестливые люди. Вина – это переживание несоответствия моральным нормам и невыполнение своего долга, перед собственным я или перед Богом. Вина может быть погашена прощением.
7. Счастье и смысл жизни как этические понятия.
Счастье.
Это понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наиболее полной внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого предназначения.
Три представления о счастье.
Три обобщённые позиции, к которым можно свести многообразие взглядов на счастье;
1. Устойчивое длящееся во времени обладание высшим благом или благами. Для верующего человека – это приобщённость к Богу. Для современного человека счастье ассоциируется с благами повседневной жизни: здоровье, внешняя привлекательность, материальное положение, личное отношение и индивидуальное развитие.
Счастье имеет:
- субъективную сторону (человек ощущает, чувствует себя счастливым);
- объективную (наличие благ).
2. Связывает счастье с представлением об удаче, фортуне, называем счастливым стечением обстоятельств. Речь идёт о пути, который ведёт к обладанию благами.
3. Счастье – это мощное, позитивное переживание, которое накладывает отпечаток на всю последующую жизнь человека. Эти переживания могут явиться к человеку в разные моменты его жизни. В час творчества или час любви, во время посещения храма или созерцания природой.
Тёмное и светлое мировосприятие.
Тёмное: преобладают негативные эмоции и оценки. проявляется в пессимизме и трагическом взгляде на действительность. При светлом мировосприятии доминируют позитивные эмоции и оценки. Пессимизм – представление о том, что мир плохой, бессмысленный, его ждёт плохой конец, а жизнь человека сплошное страдание. Шаги по изменению мировосприятия:
1. преодоление максимализма,
2. не делать общих выводов,
3. позитивная фильтрация событий,
4. дисквалификация отрицательного,
5. доверительное отношение к людям,
6. разбираться, что зависит от нас, а что не зависит.
Светлое мировосприятие связано с приветливым, разумным отношением к себе, людям и событиям. Выражается в оптимизме и чувстве надежды. Предполагает активную жизненную позицию. Важнейшая составляющая светлого восприятия обозначает, что в будущем возможны перемены к лучшему, надеяться значит ожидать от жизни радости, гармонии, счастливого продолжения и счастливого исхода. Надежда помогает людям в тяжёлых обстоятельствах.
Счастье возможно, когда человек чувствует свою жизнь осмысленной. Смысл фундаментальнее счастья. Смысл может быть, когда счастье невозможно. Бессмысленность проявляется через скуку, депрессию, тоску, раздражение, отсутствие значимых целей. Человек не должен мириться с отсутствием смысла. Всегда должен его искать и поддерживать. Проявление осмысленности жизни, спонтанный интерес к жизни и людям, спонтанная радость, целеустремлённость, переживание своей важности и значимости в отношениях с другими людьми, принятии реальности. Смысл жизни всегда связан с переживанием эмоционального состояния.
8. Социально-нравственные добродетели.
социально-нравственные добродетели (трудолюбие, мужество, патриотизм и гражданственность, любовь к семье, способность дружить) все эти качества проявляются в конкретной повседневности.
Трудолюбие против лени.
Пословицы. Любое достижение настоящее самоутверждение требует человеческих усилий, упорства. Да и вся человеческая культура результат непрерывной человеческой деятельности. Труд не только создаёт мир культуры, но и каждый день создаёт и пересоздаёт человека. Даёт ему возможность развиваться, сохраняться как личность.
Моральные черты, связанные с трудолюбием и проявляющиеся в нём.
1. Трудолюбие тесно связано с преодоление себя, возвышением над желаниями, влечениями, капризами.
2. В трудолюбии выражается ответственное отношение к себе, людям.
3. Трудолюбие выступает формой позитивного отношения к людям.
4. Трудолюбие одно из проявлений любви.
5. Трудолюбие предполагает доброжелательную коммуникацию между людьми.
Противоположность трудолюбия – лень. Она тянет за собой массу недостатков (халатность, нерадивость). Лень, бездеятельность, пассивность, антистрасть, слабая работа.
Трудоголик.
Сужение сознания, зацикливание на трудовых задачах, производственных операциях. Трудолюбие нравственно и прекрасно если вписано в богатство других отношений с человеком, служит их фундамент.
Мужество.
Проявление крепости, надёжности, устойчивости. Мужественный человек – это защитник и в военную пору.
Три вида мужества.
1. мужество быть частью;
2. мужество быть собой;
3. мужество принять приятие.
Мужество связано с добродетелью терпения, с достоинством.