Методическое сообщение
Разработчик:
Румянцева Наталья Алексеевна
Должность:
Преподаватель высшей
квалификационной категории
с. Верховажье 2022г.
Содержание
1.Введение…………………………………………………………3
2.Причины страха перед сценой………………………………….3
3.Контакт с аудиторией……………………………………………4
4. От страха к уверенности…………………………………………4
5. Секрет успешного выступления…………………………………5
6. День концерта…………………………………………………….5
7. Эмоции…………………………………………………………….6
8. На сцене……………………………………………………………7
9.Заключение…………………………………………………………7
10.Использованная методическая литература……………………..7
Введение
Цель работы: избавление молодых музыкантов от негативных моментов сценического волнения; поиск путей более ответственного подхода к концертному исполнению программы.
Проблема психологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению – одна их важнейших тем в музыкально-исполнительском искусстве. Нет артиста, который бы ни разу не пострадал от негативных форм сценического волнения.
Н. А. Римский-Корсаков часто повторял, что эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение. Для начинающих музыкантов можно напомнить известное правило: на сцене случайной может оказаться неудача, но никогда случайно не возникает успех.
Как отмечают психологи, в подобные моменты времени процессы в коре головного мозга не могут сдерживать возбуждение; поведение становится суетливым, внимание рассредоточивается, уровень помехоустойчивости и адаптивных возможностей снижается, эмоциональное напряжение быстро возрастает и не всегда адекватно ситуации.
Причины страха перед сценой
Музыкант-исполнитель вынужден играть в заранее назначенный день, независимо от настроения. Это требует гибкости и сосредоточения внимания на том, что важно в данный момент. Качества эти вырабатываются годами ежедневной тренировки.
Когда ученик говорит: «Ах, я так волнуюсь!» – он уподобляется ребенку, которому нравится быть больным. Как отмечают психологи – такого рода волнение есть определенный вид тщеславия, а будучи объектом внимания, оно прогрессирует. Поэтому даже думать о нем опасно, а называть тем более. Если пианист становится жертвой волнения, он должен спросить себя: «Всегда ли я учу музыку добросовестно? Делаю ли я все, чтобы добиться успеха?» Чувство неуверенности, чаще всего возникает в результате недостаточной работы. Ничего не следует так бояться, как самого страха!
Одной из причин волнения является внушенная извне мысль о возможном провале. Натан Перельман часто повторял своим ученикам: «На эстраде самокритика - пила, подпиливающая стул, на котором сидит пианист».
Если исполнитель играет с душой, публика и критика всегда простят ему несколько фальшивых нот. Взять хотя бы концертные исполнения программы А.Г. Рубинштейном: порой его игра была не лишена некоторых «туманных пятен» и шероховатостей. Но эти шероховатости не оставляли заметного следа в восприятии слушателей – из-за силы художественного воздействия великого артиста.
Музыкант должен игнорировать любой промах, иначе, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно загубить всю программу. Нужно учиться слушать себя спокойно. Ошибка, которую допускают многие, состоит в попытках «бороться» с волнением. Все оборачивается к лучшему только в том случае, если прошлые неудачи рассматриваются как полезный урок.
Хотя волнение может иметь физические причины (например, холодные руки) – в его основе всегда лежат явления психологические. Такие симптомы, как тряска рук, дрожь коленей, «выпадение» текста, неспособность сосредоточиться на исполнении произведения, просто боязнь выходить на сцену, – основные проявления синдрома сценического волнения.
Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального.
Нет двух артистов, которые испытывают одинаковое психологическое состояние в момент выхода на концертную площадку. Один исполнитель боится забыть текст; другой смущён от сотен устремлённых на него глаз; кто-то хочет больше того, на что способен. А некоторые музыканты испытывают состояние творческого подъёма и с радостью, с нетерпением ждут общения с публикой.
Контакт с аудиторией
Наблюдения показывают, что многие артисты лучше играют при слушателях: контакт с аудиторией стимулирует у них большую содержательность исполнения.
Как установить контакт со слушателем? Надо не только не пугаться большой зрительской аудитории, но исполнять программу во благо слушателя. Публика пришла в концертный зал ради той музыки, которую ты будешь исполнять, а не ради того, чтобы усмотреть недостатки твоего выступления.
Природа предусмотрела адреналин – стимулирующее средство для случаев, требующих особенной собранности и энергии. Если исполнитель находится в состоянии творческого возбуждения, привычки и память отвечают на его замыслы с такой четкостью и быстротой, на которые они были неспособны во время репетиции.
От страха к уверенности.
На сцене возможны случаи «выпадения» текста. Заметим, что между уверенностью памяти и творческой содержательностью игры существует двусторонняя связь Если произведение выучено, то никаких сомнений памяти не должно и быть. Сомнение в успехе, состояние неуверенности может подействовать разрушающе на творческую настройку.Только исключив разрушительный фактор страха, можно надеяться на успешное исполнение программы. «Наши сомнения – это наши предатели» (слова Уильяма Шекспира).
Боязнь забыть нотный текст - распространённая болезнь среди неопытных музыкантов.
Уверенность движений не менее важна, она зависит от гармоничного состояния игрового аппарата, а оно связано с тем, насколько исполнитель контролирует свой пианистический аппарат в течение подготовительной работы. Мелкие засорения аппарата лишними напряжениями в этот период нередко разрастаются на эстраде до уровня «зажима», мешающего игре. Чрезмерная эмоциональная напряженность ведет к мышечному перенапряжению, нарушающему нормальное функционирование техники.
Эмоциональное возбуждение - важнейшее условие для успешного выступления музыканта, если оно не переходит за оптимальные для данной личности границы.
Важным критерием готовности программы к выступлению является исчезновение ощущения технических трудностей и наличие технических резервов: беглости, выносливости, силы и т.д.
Успех достигается там, где все три функции психики - интеллектуальная, эмоциональная и двигательная - действуют согласованно, поочерёдно уступая друг другу доминирующее положение, как в хорошем камерном ансамбле.