От страха к уверенности.




Методическое сообщение

 

 

Разработчик:

Румянцева Наталья Алексеевна

Должность:

Преподаватель высшей

квалификационной категории

с. Верховажье 2022г.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………3

2.Причины страха перед сценой………………………………….3

3.Контакт с аудиторией……………………………………………4

4. От страха к уверенности…………………………………………4

5. Секрет успешного выступления…………………………………5

6. День концерта…………………………………………………….5

7. Эмоции…………………………………………………………….6

8. На сцене……………………………………………………………7

9.Заключение…………………………………………………………7

10.Использованная методическая литература……………………..7

 

 

Введение

Цель работы: избавление молодых музыкантов от негативных моментов сценического волнения; поиск путей более ответственного подхода к концертному исполнению программы.

Проблема психологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению – одна их важнейших тем в музыкально-исполнительском искусстве. Нет артиста, который бы ни разу не пострадал от негативных форм сценического волнения.

Н. А. Римский-Корсаков часто повторял, что эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение. Для начинающих музыкантов можно напомнить известное правило: на сцене случайной может оказаться неудача, но никогда случайно не возникает успех.

Как отмечают психологи, в подобные моменты времени процессы в коре головного мозга не могут сдерживать возбуждение; поведение становится суетливым, внимание рассредоточивается, уровень помехоустойчивости и адаптивных возможностей снижается, эмоциональное напряжение быстро возрастает и не всегда адекватно ситуации.

Причины страха перед сценой

Музыкант-исполнитель вынужден играть в заранее назначенный день, независимо от настроения. Это требует гибкости и сосредоточения внимания на том, что важно в данный момент. Качества эти вырабатываются годами ежедневной тренировки.

Когда ученик говорит: «Ах, я так волнуюсь!» – он уподобляется ребенку, которому нравится быть больным. Как отмечают психологи – такого рода волнение есть определенный вид тщеславия, а будучи объектом внимания, оно прогрессирует. Поэтому даже думать о нем опасно, а называть тем более. Если пианист становится жертвой волнения, он должен спросить себя: «Всегда ли я учу музыку добросовестно? Делаю ли я все, чтобы добиться успеха?» Чувство неуверенности, чаще всего возникает в результате недостаточной работы. Ничего не следует так бояться, как самого страха!

Одной из причин волнения является внушенная извне мысль о возможном провале. Натан Перельман часто повторял своим ученикам: «На эстраде самокритика - пила, подпиливающая стул, на котором сидит пианист».

Если исполнитель играет с душой, публика и критика всегда простят ему несколько фальшивых нот. Взять хотя бы концертные исполнения программы А.Г. Рубинштейном: порой его игра была не лишена некоторых «туманных пятен» и шероховатостей. Но эти шероховатости не оставляли заметного следа в восприятии слушателей – из-за силы художественного воздействия великого артиста.

Музыкант должен игнорировать любой промах, иначе, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно загубить всю программу. Нужно учиться слушать себя спокойно. Ошибка, которую допускают многие, состоит в попытках «бороться» с волнением. Все оборачивается к лучшему только в том случае, если прошлые неудачи рассматриваются как полезный урок.

Хотя волнение может иметь физические причины (например, холодные руки) – в его основе всегда лежат явления психологические. Такие симптомы, как тряска рук, дрожь коленей, «выпадение» текста, неспособность сосредоточиться на исполнении произведения, просто боязнь выходить на сцену, – основные проявления синдрома сценического волнения.

Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального.

Нет двух артистов, которые испытывают одинаковое психологическое состояние в момент выхода на концертную площадку. Один исполнитель боится забыть текст; другой смущён от сотен устремлённых на него глаз; кто-то хочет больше того, на что способен. А некоторые музыканты испытывают состояние творческого подъёма и с радостью, с нетерпением ждут общения с публикой.

Контакт с аудиторией

Наблюдения показывают, что многие артисты лучше играют при слушателях: контакт с аудиторией стимулирует у них большую содержательность исполнения.

Как установить контакт со слушателем? Надо не только не пугаться большой зрительской аудитории, но исполнять программу во благо слушателя. Публика пришла в концертный зал ради той музыки, которую ты будешь исполнять, а не ради того, чтобы усмотреть недостатки твоего выступления.

Природа предусмотрела адреналин – стимулирующее средство для случаев, требующих особенной собранности и энергии. Если исполнитель находится в состоянии творческого возбуждения, привычки и память отвечают на его замыслы с такой четкостью и быстротой, на которые они были неспособны во время репетиции.

От страха к уверенности.

На сцене возможны случаи «выпадения» текста. Заметим, что между уверенностью памяти и творческой содержательностью игры существует двусторонняя связь Если произведение выучено, то никаких сомнений памяти не должно и быть. Сомнение в успехе, состояние неуверенности может подействовать разрушающе на творческую настройку.Только исключив разрушительный фактор страха, можно надеяться на успешное исполнение программы. «Наши сомнения – это наши предатели» (слова Уильяма Шекспира).

Боязнь забыть нотный текст - распространённая болезнь среди неопытных музыкантов.

Уверенность движений не менее важна, она зависит от гармоничного состояния игрового аппарата, а оно связано с тем, насколько исполнитель контролирует свой пианистический аппарат в течение подготовительной работы. Мелкие засорения аппарата лишними напряжениями в этот период нередко разрастаются на эстраде до уровня «зажима», мешающего игре. Чрезмерная эмоциональная напряженность ведет к мышечному перенапряжению, нарушающему нормальное функционирование техники.

Эмоциональное возбуждение - важнейшее условие для успешного выступления музыканта, если оно не переходит за оптимальные для данной личности границы.

Важным критерием готовности программы к выступлению является исчезновение ощущения технических трудностей и наличие технических резервов: беглости, выносливости, силы и т.д.

Успех достигается там, где все три функции психики - интеллектуальная, эмоциональная и двигательная - действуют согласованно, поочерёдно уступая друг другу доминирующее положение, как в хорошем камерном ансамбле.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: