Рыночное предложение кукурузы




Вопрос Спрос

 

В данном вопросе нам необходимо уяснить природу рынка и то, как под воздействием спроса и предложения происходит процесс формирования цен и объема производства..

Спрос – характеризует количество продукта, которое потребители желают и способны купить при каждой возможной цене в течение определенного периода времени. Спрос можно представить в форме таблицы 1.1.

Эта табличная схема спроса отражает связь между ценой кукурузы и ее количеством, на которое потребитель предъявляет спрос по каждой из возможных цен.

Таблица 1.1 - Рыночный спрос на кукурузу

Цена за 1 центнер (долл.) Величина спроса в неделю одного покупателя (в центнерах) Число покупателей на рынке Общая величина спроса в неделю (в центнерах)
       
       
       
       
       

Закон спроса: чем ниже цена на какой-то продукт, тем больше величина спроса, и наоборот.

Поэтому при прочих равных условиях, связь между ценой и объемом спроса обратная. Обратную связь между ценой продукции и величиной спроса можно изобразить графически (рис. 1.1).

Графическое изображение обратной зависимости между ценой товара и спросом на него образует кривую спроса, которая имеет вид нисходящей кривой и обозначается буквой D (dimand).

Нисходящая кривая спроса, закон спроса, объясняется следующим:

 
 

1. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта будут покупать и наоборот.

Рисунок 1 - Кривая спроса на кукурузу.

2. Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.

Эффект дохода указывает на то, что снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде и наоборот.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь становятся относительно дорогими.

Экономисты считают, что важнейшим фактором, определяющим спрос, является цена. Однако, кроме цены, на величину рыночного спроса влияют и другие факторы (их называют еще неценовыми детерминантами).

Неценовые факторы спроса:

1. Вкусы или предпочтения потребителей. Их благоприятные изменения для данного продукта приведут к увеличению спроса на него по каждой цене.

2. Число потребителей, на рынке. Очевидно, что их увеличение повышает спрос.

3. Денежные доходы потребителей. При повышении доходов происходит увеличение спроса на товары высшей категории и снижение спроса на товары низшей категории.

4. Цены на сопряженные товары. Если данные товары являются взаимозаменяемыми, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (цена на маргарин повышается, спрос на товар-заменитель – масло, растет). Если два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь (повышение цен на фотоаппараты приводит к снижению спроса на дополняющий товар – фотопленку).

5. Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов. Ожидание их роста может побудить к увеличению текущего спроса и наоборот.

6. Цена и полезность других товаров. Большое значение при покупке какого-либо товара имеют цены на другие товары. Например, возможность приобрести новый телевизор зависит от цен на продукты питания, стоимость коммунальных услуг, цены на проезд. После оплаты всех необходимых платежей у потребителя не останется денег на приобретение товаров длительного пользования.

Изменение одной или более основных детерминант вызывает сдвиг кривой спроса (см. рис. 1.2) Повышение спроса приводит к сдвигу кривой вправо (например, от D1 к D2), и наоборот, снижение спроса – сдвиг влево (от D1 к D3).

 
 

Рисунок 2 - Изменения в спросе на кукурузу

 

Такое смещение положения кривой спроса, вызванное неценовыми детерминантами, называется изменениями в спросе. Его не следует смешивать с изменением величины (объема) спроса, которое отражается переходом от одной точки к другой на постоянной кривой спроса и вызывается изменением цены данного продукта (например, снижение цены с 5 до 4 дол. повышает величину спроса с 2 тыс. до 4 тыс. центнеров на той же кривой D, рис. 1.1).

Вопрос Предложение

Предложение показывает разные количества продуктов, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой из возможных цен в течение данного периода времени. Рассмотрим таблицу предложения.

 

 

Табл. 1.2 –

Рыночное предложение кукурузы

 

Цена за 1 центнер (долл.)   Величина предложения в неделю одним производителем (в центнерах) Число продавцов на рынке   Общая величина предложения на рынке (в центнерах)
       
       
       
       
       

 

 
 

Данные таблицы показывают, что чем выше цена, тем больше величина предложения; со снижением цены сокращается предложение.

Закон предложения - при прочих равных условиях, производители предлагают к продаже большее количество продукта по более высокой цене, чем по низкой.

Связь между ценой и величиной предложения, таким образом, прямая. Объясняется это здравым смыслом: для продавцов цена представляет собой денежную выручку, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт для продажи на рынке. Увеличение же выручки дает возможность снижать издержки и увеличить предложение.

Рассмотрим данные таблицы в графическом изображении (рис.1.3.)

Рисунок 3 - Кривая предложения кукурузы.

Графическое изображение связи между ценой и величиной предложения образует кривую предложения, которая имеет вид восходящей кривой и обозначается буквой S (supply).

Неценовые детерминанты:

1. Цены на ресурсы. Снижение цен на ресурсы снизит издержки производства и увеличит предложение.

2. Технология производства. Совершенная технология позволяет при данных ценах на ресурсы снизить издержки и увеличить предложение.

3. Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства, а дотации – как «налоги наоборот», снижающие издержки.

4. Ожидания. Ожидание увеличения цен может привести как к сокращению текущего предложения в одних отраслях, так и к увеличению производственных мощностей для увеличения будущего предложения в других отраслях.

5. Число продавцов на рынке. Очевидно, чем их больше, тем больше предложение.

 
 

Изменение одной или нескольких неценовых детерминант вызывает смещение кривой предложения: вправо – при увеличении предложения (от S1 к S 2).

Рисунок 1.4 - Изменения в предложении

Смещение положения всей кривой предложения, вызванное неценовыми детерминантами, называется изменением в предложении. Его следует отличать от изменения величины предложения, которая означает передвижение с одной точки к другой на постоянной кривой предложения (например, снижение цены на кукурузу с 5 до 4 долл. уменьшает величину предложения с 12 тыс. до 10

 
 

тыс. центнеров на той же кривой S, рис. 1.3).

Рисунок 1.5- Равновесная цена и равновесное количество продукта

 

Для того, чтобы установить, как определяется конкретная рыночная цена и количество, которое реально покупается и продается на рынке, нужно объединить анализ спроса и предложения. Представим это в графическом изображении, используя данные таблиц 1.1 и 1.2 (рис. 1.5).

Из графика видно, что конкретная цена и реальный объем производства будут определяться соотношением спроса и предложения. Точка пересечения кривой спроса и предложения показывает равновесную цену и равновесный объем продукции, который исключает потенциальные излишки и потенциальные нехватки продукции.

Равновесная цена – это цена такого уровня, при котором количество товара, которое производители хотят продать, соответствует количеству товара, которое потребители хотят купить. На графике равновесная цена соответствует 3 долл., а равновесное количество продукта соответствует 7000 центнерам.

В любой точке, выше равновесной образуются излишек, а ниже равновесной – нехватка продукта. На графике видно, что при цене 4 долл. превышение предложения над спросом составляет 6000 центнеров, что приведет к снижению рыночной цены, сокращению объема предложения и увеличению объ­ема спроса. При цене 2 долл. превышение спроса над предложением составит 7000 центнеров, что приведет к повышению рыночной цены, а такое повышение цены одновременно заставит производителей увеличить предложение, а потребителей – уменьшить спрос.

Равновесная цена – это цена, к которой постоянно стремятся рыночные цены.

 
 

Таким образом, соотношение спроса и предложения устанавливает равновесную цену и, в свою очередь, равновесная цена уравновешивает спрос и предложение, т. е. определяет равновесное количество продукта. Наконец, для полноты анализа рассмотрим, как изменения спроса и предложения, вызванные неценовыми детерминантами, воздействуют на равновесную цену и равновесное количество продукта (рис. 1.6 и 1.7).

Рисунок 1.6 - Увеличение или уменьшение спроса

 

 

 
 

Рисунок 1.7 - Увеличение или уменьшение предложения

 

Изменение спроса (см. рис. 1.6):

а) увеличение спроса при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект увеличения количества продукта и повышения цены;

б) уменьшение спроса обнаруживает эффект как снижения цены, так и сокращения количества продукта. Таким образом, обнаруживается прямая связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями и равновесной цены, и равновесного количества продукта.

Изменение предложения (см. рис. 1.7):

а) увеличение предложения при прочих равных условиях (неизменности спроса), порождает эффект понижения цены и эффект прироста количества продукта:

б) уменьшение предложения вызывает эффект повышения цены и эффект сокращения количества продукта.

Таким образом, существует обратная связь между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением равновесной цены, но остается прямая связь между изменением равновесного количества продукта.

Сложные случаи. Возможны случаи, когда изменения спроса и предложения происходят в противоположных направлениях одновременно или в одном и том же направлении. В этих случаях равновесная цена и равновесное количество продукта будет сводиться к комбинациям предыдущих четырех возможных вариантов или даже к особым случаям – нейтрализации изменений спроса и предложения, конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, цена не изменяется.

Практическое применение теории спроса и предложения: она распространяется на все виды рынков – на рынок продуктов, рынок ресурсов, на международный валютный рынок.

2 вопрос Излишек потребителя и производителя

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения (рис. 1.5).

 

P D излишек S

P2

 

PE E

 

P1

дефицит

 

QE Q

Рисунок 2.5 - Равновесная цена и равновесный объем

 

В точке равновесия Е:

 

РЕ = РS = PD,

Величину излишка (выигрыша) потребителя графически можно изобразить как площадь треугольника Pmax, E, PE (рис. 2.6). В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы, поэтому производители также получают, выигрыш, продавая все единицы продукции по одной цене. Выигрыш (излишек) производителя – это разность между совокупной (общей) выручкой

TR = PE *QE (площадь прямоугольника ОPE EQE) и совокупными издержками (площадь четырехугольника O Pmin E QE).

 

P
Pmax Излишек потребителя

 

 

PE E

Излишек производителя Pmin

Издержки производителя

 

QE Q

 

Рисунок 2.6 - Излишек потребителя, издержки и излишки производителя

 

Общество не всегда считает, что установленная рыночная цена является оптимальной. На практике это выливается в установление государством максимальных или минимальных цен.

Если установленная государством максимальная цена (потолок цен) ниже равновесной, то образуется дефицит. К тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные (рис. 2.7). Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. – все они являются омертвленными затратами, которые не служат расширению производства дефицитных товаров.

 

 

P D S

 

 

Неденежные

затраты

Законодательный потолок цены

Денежные Дефицит

Затраты

 

0 Q

 

Рисунок 2.7 - Затраты потребителя в условиях законодательно установленного потолка цен

 

Если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуются излишки и возникает необходимость в дополнительных мерах, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы ликвидировать эти излишки.

Устойчивое равновесие достигается тогда, когда отклонение цен спроса от цен предложения постепенно погашаются, стремясь к равновесной цене РЕ, а объем предложения приспосабливается к объему спроса. Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым, локальным и глобальным. Устойчивое равновесие, в свою очередь, бывает абсолютным и относительным. Отложим на оси абсцисс время – Т, а на оси ординат – цену. Когда отклонения от равновесной цены постепенно выравниваются на уровне РЕ, на рынке складывается устойчивое равновесие. Абсолютное равновесие имеет место в случае установления единой равновесной цены (рис. 2.8, а), относительное - при небольших отклонениях от нее (рис. 2.8, б).

 

P P

P2 P2

 

 

PE PE

 

 

P1 P1

 

T T

а) б)

Рисунок 2.8 - Абсолютно устойчивое (а) и относительно (условно) устойчивое (б) равновесие

 

 

Если равновесие достигается лишь в определенных пределах колебания цены, то говорят о локальной устойчивости (на рис. 1.9, а устойчивость достигается только в интервале от Р2 до Р3). Если равновесие устанавливается при любых отклонениях цен от равновесной цены (рис. 1.9, б), то устойчивость носит глобальный характер.

а) б)

Рисунок 2.9 - Локальная (а) и глобальная (б) устойчивость равновесия

 

Установление равновесия может происходить в результате циклических колебаний. Если колебания носят затухающий характер, равновесие устанавливается по истечении времени ТЕ (рис. 1.10, а). Если колебания носят равномерный или взрывной характер (рис. 1.10, б, в), то цена равновесия не формируется.

 

 

P P P

 

 

PE PE PE

 

TE T T T

а) б) в)

 

Рис. 2.10 - Колебания: затухающие (а), равномерные (б), взрывные (в)

 

Простейшей динамической моделью, показывающей затухающие колебания, в результате которых формируется равновесие, является паутинообразная модель. Она отражает формирование равновесия в отрасли с фиксированным циклом производства (например, сельском хозяйстве), когда производитель, приняв решение о производстве на основании существовавших в предыдущий год цен, уже не могут изменить его объем:

 

QST = S (Pt-1),

где QST – объем предложения в период времени t,

Pt-1 – фактическая цена экономического блага в период времени,

предшествующий периоду t.

Равновесие в паутинообразной модели зависит от углов наклона кривой спроса и кривой предложения.

Равновесие устойчиво, если угол наклона кривой предложения S круче кривой спроса D (рис. 2.11, а). Движение к равновесию проходит ряд циклов. Избыток предложения (AB) толкает цены вниз (BC), и в результате возникает избыток спроса (CF), который поднимает цены вверх (FG), что приводит к новому избытку предложения (GH) и так далее, до тех пор, пока не устанавливается равновесие в точке Е.

Если угол наклона кривой спроса D равен углу наклона кривой предложения S, цена совершает регулярные колебательные движения вокруг положения равновесия (рис. 1.11, б).

Если угол наклона кривой спроса D круче угла наклона кривой предложения S (рис. 2.11, в) колебания носят взрывной характер и равновесие не наступает.

 

P A B S P P D

D D S

H

G

 

F C

 

 

Q Q Q

а) б) в)

 

Рисунок 2.11 - Устойчивое (а) и неустойчивое (в) равновесие в паутинообразной модели и регулярные колебания (б) вокруг него

 

 

3 вопрос Функции рынка. Принципы классификации рынка.

 

В современной экономической литературе встречается множество определений рынка:

Рынок – это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.

Рынок – это система отношений по поводу обмена результатами производства и услугами, принимающими форму товара.

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, т.е. отношений спроса и предложения.

Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей продукции.

Широкое распространение в экономической литературе получили следующие определения:

. Рынок - форма товарного и товарно-денежного обмена.

Рынок - тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования.

Рынок – это совокупность социально - экономических отношений в сферах обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда. При этом, специфической социальной формой признания и учета затрат общественного труда товаропроизводителей на рынке являются деньги.

Рынок – это инструмент или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов любого данного товара или услуги.

С нашей точки зрения, наиболее полным является следующее определение: «Рынок – это инструмент или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов, различных товаров и услуг».

Вторым по важности, является вопрос об условиях, без которых рынок не может существовать.

Условия существования рынка.

1. Экономическая обособленность товаропроизводителей. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители;

2. Наличие в экономике разнообразных форм хозяйствования;

3. Возможность (свобода) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы.

4. Свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение;

5. Конкуренция:

а) достаточное количество покупателей и продавцов;

б) свобода выбора партнера по хозяйственным связям.

6. Свободный перелив капиталов между отраслями и регионами;

7. Образование финансового рынка, включающего рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг и валютный рынок.

8. Наличие рынка труда, наемной рабочей силы с развитой системой ее подготовки, переподготовки, межотраслевого и межрегионального перелива.

9. Полнота и доступ всех хозяйственников к информации о состоянии рынка;

10. Стабильная и надежная окружающая среда:

а) предполагает стабильное денежное обращение;

б) требует разработки системы знаков и неукоснительного их исполнения в хозяйственной деятельности.

11. Наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок.

11. Открытость экономики мировым интеграционным процессам, возможность миграции рабочей силы, товаров и капиталов.

 

Объяснить деятельность рынка невозможно без разграничения понятий «субъекты» и «объекты» рынка.

Субъекты рынка - участники рыночных сделок купли – продажи.

Основное деление – продавцы и покупатели.

 

Основные субъекты рынка:

1. Домохозяйства – являются собственниками и поставщиками факторов производства. Полученные от продажи экономических ресурсов денежные доходы идут на удовлетворение личных потребностей и на финансовые рынки. Потребители товаров и услуг.

2. Бизнес (Деловые предприятия). Являются продавцами товаров и услуг, покупателями экономических ресурсов.

3. Государство (Правительство). Продает на рынке товары и услуги государственных предприятий. Продает услуги бюджетных организаций и государственного аппарата. Покупает экономические ресурсы.

 

Объекты рынка все то, по поводу чего возникают отношения купли – продажи:

1. – экономические ресурсы: а) земля;

б) капитал;

в) рабочая сила;

г) предпринимательские способности.

2. – товары и услуги;

3. - информация;

4. – технические новшества и идеи;

5. - финансовые ресурсы: а) деньги;

б) ценные бумаги;

в) валюта

 

Особенно актуален в экономической теории вопрос о функциях рынка.

Функции рынка:

1. Учетная –учитываются общественно необходимые затраты труда товаропроизводителей. Он обнаруживает, какие условия производства являются общественно необходимыми и определяют величину стоимости товара, формирует рыночную стоимость товара и цену.

2. Информационная – через постоянно меняющиеся цены рынок сообщает производителям, где и какой продукции не хватает и какая продукция произведена с избытком.

3. Регулирующая цены помогают рынку устанавливать пропорциональность в развитии экономики, регулировать распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень и структура производства были максимально приближены к уровню и структуре потребителей.

4. Стимулирующая – стимулирует снижение стоимости товара. Для частного предприятия снижение издержек является вопросом его выживаемости в условиях рыночной экономики. Фирмы, не способные совершенствовать технологию, внедрять достижения научно-технического прогресса и улучшать качество продукции вынуждены уйти с рынка.

5. Санирующая – очищает общественное производство от экономически неустойчивых, не обладающих способностью к быстрой перестройке, невосприимчивых к новациям, с недостаточным уровнем квалификации работников, фирм.

6. Посредническая функция – поддерживает прямые и обратные связи между производителями и потребителями.

 

 

Рисунок 3.1 - Кругооборот доходов и расходов в экономике, состоящей из домашних хозяйств и фирм.

Классификация рынков осуществляется по следующим критериям:

І. История развития позволяет выделить следующие типы рынка:

1) неразвитый;

2) свободный (классический);

3) регулируемый;

4) деформированный.

Рассмотрим основные типы рынков более подробно.

Неразвитый рынок - характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер.

Свободный рынок это самостоятельная, саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система, в котором люди делают то, что они сами решают делать.

Необходимые составные элементы в системе свободного рынка:

1) Свободное движение цен;

2) Отсутствие давления на поставки;

3) Адекватная информация о рынке;

4) Отсутствие правительственного вмешательства.

Роль государства заключается в:

а) законодательном закреплении прав частной собственности;

б) создании общественной атмосферы, способствующей

эффективному функционированию рыночной системы.

5) Альтернативное использование ресурсов: доступ всех членов общества к любому виду хозяйственной деятельности;

6) Широкий выбор – отсутствие факторов, сдерживающих возможности выбора нужного продукта по доступной цене.

7) Неограниченное число участников рыночных отношений.

 

Цивилизованный (регулируемый) рынок – это результат гуманизации общества, когда государство стремится смягчить негативные стороны рынка, смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности.

Деформированный рынок- это рынок, действующий в условиях чрезмерного вмешательства государства в рыночные отношения, что приводит к их деформации.

Основные черты деформации рынка:

а) отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;

б) чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов;

в) монополизм производителя или покупателя;

г) несбалансированность спроса и предложения, усугубляющаяся с годами;

д) чрезмерная эмиссия денег государством;

е) слишком высокие налоги, снижающие стимулы к предпринимательской деятельности;

ж) расцвет «серого» и «черного» рынков;

з) разбалансировка между региональными рынками; усиление центробежных сил;

и) замена товарно-денежных отношений бартерными.

ІІ. Структура рынков может характеризоваться и различной степенью свободы конкуренции: совершенная и несовершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция предполагает отсутствие власти производителя над рынком.

Несовершенная конкуренция означает известную степень господства производителя над рынком.

Таблица 3.1 - Классификация структуры рынка

 

Природа продуктов Количество производителей
Один Несколько Много
Однородные продукты Чистая монополия Однородная монополия Чистая конкуренция
Дифференцированные продукты   Дифференцированная олигополия Монополистич. конкуренция.

 

В марксистской политической экономии акцент делался на исследовании структуры производства, концентрации производства и капитала, которые и определяли структуру рынка.

В марксистской политической экономии различались понятия «свободная капиталистическая конкуренция» и «монополистический капитализм», а развитие капитализма разделялось на две стадии, рубежом которого, был конец ХIХ – начало ХХ века.

Критерий разграничения структур рынка в марксистской политической экономии – кому принадлежит регулирующая роль в экономике: ценовому, денежному механизму или сознательному регулированию, осуществляемому крупным бизнесом или государством. Генеральная тенденция развития – вытеснение рыночных отношений планомерными. Большие надежды возлагались на огосударствление экономики, которая приведет к преодолению рыночных отношений.

Хотя подходы к структуре рынка в политической экономии и курсе «Экономикс» во многом совпадают, имеются и существенные различия.

«Экономикс»:

- не выделял двух стадий в развитии капитализма;

- не противопоставлял ХIХ и ХХ веков.

Для «Экономикс» характерен более дифференцированный подход:

- совершенная конкуренция;

- монополистическая конкуренция;

- олигополия;

- чистая монополия.

Было бы неверно считать, что экономика, изучая структуру рынка, игнорирует структуру производства. Широкую известность получили труды американских экономистов о процессе концентрации экономической мощи, методах ее измерения (Ф.Шерер, Дж. Бейн, М.Эдэлмен, Э. Берл и др.)

 

ІІІ. По общественному разделению труда различают:

1. рынок местный;

2. национальный рынок;

3. международный рынок.

 

IV. По объектам рыночного обмена различают:

1. Рынок ресурсов в том числе:

а) сырьевой рынок, рынок земли;

б) рынок станков, машин, оборудования;

в) рынок труда.

2. Рынок товаров и услуг в т.ч.:

а) рынок потребительских товаров;

б) рынок услуг;

в) рынок информации;

г) рынок ноу-хау.

3. Финансовый рынок в т.ч.:

а) денежный рынок;

б) рынок ценных бумаг;

в) валютный рынок.

 

V. По организации рыночного обмена:

а) оптовый:

- биржа;

- государственные закупки;

- дистрибьюторские фирмы;

- электронные биржи.

б) розничный;

в) экспортный;

г) импортный.

 

VI. Рынок как предприятие - по форме собственности:

а) частный;

б) кооперативный;

в) государственный.

 

VII. По отраслям:

а) зерновой рынок;

б) компьютеров;

в) стали;

г) машиностроительный;

д) газа;

е) - …

4 вопрос Понятие и основные черты инфраструктуры рынка

 

Инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, обеспечивающих акты купли-продажи. Или совокупность отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок.

Инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной системы и подсистемы.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов. Элементы инфраструктуры пришли не извне, а порождены самими рыночными отношениями.

 

Функции инфраструктуры:

1. Обеспечение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

2. Повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

3. Организационное оформление рыночных отношений;

4. Облегчение форм юридического и общественного регулирования деловой практики.

 

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

1. Биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные) – организационно оформленное посредничество;

2. Аукционы, ярмарки и др. формы организационного небиржевого посредничества;

3. Кредитная система и коммерческие банки;

4. Эмиссионная система и эмиссионные банки;

5. Система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

6. Информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7. Налоговая система и налоговая инспекция;

8. Система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

9. Специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства массовой информации;

10. Торговые палаты, др. общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11. Таможенная система;

12. Профсоюзы работающих по найму;

13. Коммерческо – выставочные комплексы;

14. Система высшего и среднего экономического образования;

15. Аудиторские компании;

16. Консультативные (консалтинговые компании);

17. Общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

18. Специальные зоны свободного предпринимательства.

19. Классическая инфраструктура рынка включает только товарные и фондовые биржи, биржи труда.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: