Система и правовое положение органов военного управления




Содержание

Вступительная часть

1. Административно-правовое регулирование управления обороной

2. Административно-правовое регулирование управления безопасностью

Заключительная часть


1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОНОЙ

 

Под обороной понимается система политических, экономи­ческих, военных, социальных, правовых и иных мер по подго­товке к вооруженной защите и вооруженная защита Республики Казахстан, целостности и неприкосновенности ее территории.

Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РК, конститу­ционными законами и иными норматив­ными актами. Основным нормативным актом, определяющим организацию обороны, полномочия органов государственной власти Казахстана, функции органов государственной власти субъ­ектов РК, органов местного самоуправления и организаций, обязанности должностных лиц, права и обязан­ности граждан РК области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны, является Закон «Об обороне».

В целях обеспечения обороны создаются Вооруженные Силы РК. К обороне привлекаются Пограничные войска Казахстана, внутренние войска МВД Казахстана, Железнодорож­ные войска Казахстана, войска правительственной связи и информации при Президенте Республики Казахстан, войска гражданской обороны.

Для выполнения отдельных задач в области обороны привле­каются инженерно-технические и дорожно-строительные воин­ские формирования при органах исполнительной власти. Служба внешней разведки РК, орга­ны государственной службы безопасности, органы пограничной службы РК и др.

Однако основой обороны являются Вооруженные Силы Казахстана, которые призваны защищать суверенитет, территориаль­ную целостность и другие важные интересы РК в случае совершения вооруженной агрессии против нее. Они могут быть также использованы для выполнения миро­творческих и иных задач, вытекающих из международных обя­зательств Казахстана. Организация и управление обороной включают:

· прогнозирование и оценку военной опасности и военной уг­розы;

· разработку основных направлений военной политики и поло­жений военной доктрины Казахстана;

· правовое регулирование в области обороны;

· строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил, других войск, воинских фор­мирований и органов, а также планирование их применения;

· разработку, производство и совершенствование систем уп­равления Вооруженными Силами, другими воинскими фор­мированиями и органами вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;

· планирование перевода органов государственной власти, ор­ганов местного самоуправления и экономики страны на рабо­ту в условиях военного времени;

· мобилизационную подготовку;

· создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

· планирование и осуществление мероприятий по граждан­ской и территориальной обороне, оперативное оборудование территории в целях обороны;

· развитие науки в интересах обороны;

· финансирование расходов на оборону;

· международное сотрудничество в целях коллективной без­опасности и совместной обороны и другие мероприятия в области обороны.

Полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций. Обязанности должностных лиц. Права и обязанности граждан в области обороны

 

Полномочия Президента Республики Казахстан. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Си­лами Республики Казахстан. Президент РК: определяет основные направления военной политики; утверждает военную доктрину РК; осуществляет руководст­во Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими фор­мированиями и органами; объявляет общую и частную мобилизацию; вводит военное положение, отдает приказ о ведении военных действий; вводит в действие правовые акты военного времени и прекращает их действие; формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени.

Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, утверждает планы строительства и дислока­ции Вооруженных Сил; присваивает высшие воинские звания; утверждает общевоинские уставы, положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе Вооруженных Сил РК, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов; издает указы о при­зыве на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан Казахстана, проходящих военную служ­бу по призыву в порядке, предусмотренном; осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией РК, государственными конституционными законами, законами РК.

Постоянно действующим совещательным органом, осущест­вляющим подготовку решений Президента РК в области военного строительства, реализацию решений Совета Безопасности РК по стратегическим вопросам оборонной политики, является Совет обороны РК, возглавляемый Президентом Казахстана.Полномо­чия Совета обороны определены в Положении о нем.

Полномочия Правительства РК в обла­сти обороны. Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов; разрабатывает и представля­ет предложения по расходам на оборо­ну в государственном бюджете; организует оснащение Вооруженных Сил и других войск, воинских формирований и органов воору­жением и военной техникой по их заказам; организует обеспече­ние их материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами; обеспечивает выполнение государствен­ных программ и планов развития вооружения, создания инфра­структуры Вооруженных Сил; организует разработку и реализацию мобилизационных планов, планов накопления мо­билизационных ресурсов; утверждает положения о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан к воен­ной службе, проведении военных сборов, военно-врачебной экс­пертизе; определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны; ведет международные переговоры по вопросам военного сотрудничест­ва и заключает соответствующие межправительственные согла­шения, а также осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией РК, законодательством Казахстана и указами Президента РК.

Функции органов исполнительной власти субъектов РК и органов местного самоуправления в области обороны. Органы исполнительной власти субъектов Республики и органы местного самоуправления во взаимодействии с органа­ми военного управления в пределах своей компетенции: органи­зуют и обеспечивают исполнение законодательства в области обороны; участвуют в разработке республиканской государственной программы оперативного оборудования территории Казахстана и обеспечивают в пределах своих территорий выполнение мероп­риятий по ее реализации и подготовке коммуникаций в целях обороны; организуют и обеспечивают воинский учет и подготов­ку граждан к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и призыв по мобилизации; обеспечивают учет и мобилизационную подготовку транспортных и других техниче­ских средств в целях обороны; организуют работу по военно-пат­риотическому воспитанию граждан; обеспечивают исполнение законодательства о социальных гарантиях, установленных для граждан в связи с военной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей; участвуют в планиро­вании мероприятий по гражданской и территориальной обороне и обеспечивают их выполнение; обеспечивают выполнение госу­дарственного оборонного заказа организациями в пределах своих территорий; координируют и согласовывают свою деятельность в области обороны с органами военного управления, а также выпол­няют иные функции в области обороны в соответствии с законода­тельством.

Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны. Организации независимо от форм собственно­сти в соответствии с законодательством выполняют договорные обязательства, предусмотренные государственным контрактом, заключенным на выполнение государственного оборонного заказа, на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставку и ремонт вооружения и вооруженной техники, другого военного имущества, а также договорные обязательства по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов; выполняют мобилизационные задания по подготовке и созданию на военное время специальных формирований; обеспечивают выполнение мероприятий по гражданской и территориальной обороне и при­нимают в них участие; исполняют военно-транспортную обязан­ность; осуществляют воинский учет; предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и т.п.

Должностные лица организаций исполняют свои обязанно­сти в области обороны, предусмотренные законодательством; создают работникам условия для выполнения ими воинской обязанности; оказывают содействие в создании организаций, деятельность которых направлена на укрепление обороны.

Права и обязанности граждан Казахстана в области обороны. Граждане исполняют воинскую обязанность в соответствии с законодательством; принимают участие в мероп­риятиях по гражданской и территориальной обороне; могут со­здавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны. Граждане предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию государственных органов исполнительной власти здания, сооружения, транспорт­ные средства и другое имущество, находящееся в их собственно­сти, с последующей компенсацией понесенных расходов.

Система и правовое положение органов военного управления

 

Вооруженные Силы РКсостоят из цент­ральных органов военного управления, объединений, соедине­ний, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в Тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РК.

Управление Вооруженными Силами осуществляет министр обороны РК через Министерство обороны РК (Минобороны Казахстана) и Генеральный штаб Вооруженных Сил РК, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Си­лами.

Министерство обороны является государственным органом ис­полнительной власти, отвечающим за развитие и состояние Воо­руженных Сил, их боеготовность, воинскую дисциплину подчиняясь в своей деятельности Президенту РК. В соответствии с законодательством и По­ложением о Минобороне Казахстана, которое определяет правовой статус Министерства.

Минобороны Казахстана обеспечивает социальную защиту воен­нослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил, граж­дан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Оно представляет Президенту Казахстана проекты общевоинских уставов и других нормативных актов, регулирующих управление в обла­сти обороны; координирует деятельность органов исполнительной власти, органов исполнительной власти РК по вопросам обороны; сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные Положением о Министерст­ве обороны РК.

Генеральный штаб Вооруженных Сил РК разрабатывает предложения по военной доктрине, план строи­тельства Вооруженных Сил и координирует разработку планов строительства и развития Вооруженных Сил, других войск, во­инских формирований и органов; разрабатывает с участием органов исполнительной власти, в составе которых или при которых имеются другие войска, воинские формирова­ния и органы. План применения Вооруженных Сил, Мобилиза­ционный план Вооруженных Сил и государственную программу оперативного оборудования территории Казахстана в целях обороны.

Генеральный штаб координирует оперативную и мобилиза­ционную подготовку войск, организует планирование и осущест­вление мероприятий по обеспечению ядерной безопасности и предотвращению несанкционированного применения ядерного оружия. Он анализирует и координирует проведение в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к воен­ной службе и их призыву на военную службу и военные сборы.

Генеральный штаб осуществляет разведывательную деятель­ность в целях обороны и безопасности; организует проведение мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готов­ности Вооруженных Сил РК; участвует в разработке Плана гражданской обороны; организует мобилиза­ционное и стратегическое развертывание Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также осу­ществляет иные полномочия в области обороны в соответствии с Положением о Генеральном штабе Вооруженных Сил РК.

Органы управления родами войск, военными округами, окру­гами противовоздушной обороны, флотами, войсковыми соедине­ниями и частями. Управление сухопутными войсками, ракетными войсками стратегического назначения, войсками противовоздушной обороны, воздушно-десантными войсками, Военно-Морским Флотом, соответственно, осуществляют главно­командующие.

Во главе военных округов, округов противовоздушной оборо­ны и флотов стоят командующие войсками округов (флотов).

Военный округ — это территориальное объединение воин­ских частей, соединений, военных учебных заведений, военных учреждений. При этом территория военного округа не совпадает с той или иной национально-территориальной или административ­но-территориальной единицей, а может охватывать территорию нескольких республик, краев, областей. В отличие от военного округа флот является не территориальным, а оперативным объеди­нением Военно-Морского Флота РК.

Командующий военным округом (флотом) осуществляет свою деятельность через соответствующие штабы, управления, отделы округа (флота), подчиняясь министру обороны и коман­дующему соответствующим видом Вооруженных Сил.

Важная роль в руководстве Вооруженными Силами принадле­жит военным советам, которые действуют на постоянной основе и являются совещательными органами в видах Вооруженных Сил, в родах войск, в военных округах, на флотах. Военные советы разрабатывают предложения и рекомендации, связанные с реали­зацией государственной военной политики в войсках и на флотах, со строительством Вооруженных Сил, с проведением в жизнь мероприятий по обеспечению боевой готовности войск, с укрепле­нием правопорядка и повышением воинской дисциплины.

Военные советы взаимодействуют с соответствующими тер­риториальными органами государственной власти по вопросам обеспечения выполнения нормативных правовых актов в обла­сти обороны, социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей, по подготовке территорий в целях обороны, по призыву на военную службу и др.

Управление войсковыми соединениями и частями (армиями, дивизиями, полками и др.) осуществляют командиры соответст­вующих соединений, воинских частей, их заместители и подчи­ненные им штабы и службы. Обязанности и права указанных военных должностных лиц, осуществляющих функции командо­вания, определены воинскими уставами. Органы управления соединений и частей несут полную ответственность за боеспособ­ность соединения (части), за боевую подготовку, за организацию войскового хозяйства и сохранность имущества. Основным орга­ном командира по управлению соединением (частью) является штаб, который непосредственно и оперативно организует управ­ление соединением (частью).

Конституция РК устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью граждан РК, которые реализуются, как правило, по­средством прохождения действительной военной службы в Воо­руженных Силах РК.

Порядок и организация комплектования Вооруженных Сил Казахстана регулируются законами: «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», а также Положением о воин­ском учете.

Воинская обязанность предусматривает: воинский учет; под­готовку к военной службе; поступление на военную службу; прохождение военной службы; пребывание в запасе (резерве); военное обучение в военное время.

Законодательством установлено, что гражданин вправе в соответствии с законом вместо прохождения военной службы проходить альтернативную службу. От воинской обязанности освобождаются граждане: мужского пола моложе 16 лет и стар­ше 60 лет; женского пола моложе 18 лет и старше 50 лет; не годные к военной службе по состоянию здоровья.

На военную службу призываются граждане в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете и не имеющие право на освобождение от призыва на военную службу или его отсрочку.

Призыв граждан на военную службу организует глава адми­нистрации района или города совместно с военным комиссаром района или города. Для организации и проведения призыва в районах и городах образуются призывные комиссии, на которые возлагается организация медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву, и принятие в отношении каж­дого изних индивидуального решения. Такими решениями мо­гут быть: о призыве гражданина на военную службу; о направлении на альтернативную службу; о предоставлении от­срочки от призыва; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от воинской обязанности. В случае уклонения гражданина от призыва на военную службу призыв­ная комиссия направляет соответствующие материалы в следст­венные органы.

Призывная комиссия принимает также решение о виде, роде войск Вооруженных Сил или других войск, в котором гражда­нин будет проходить военную службу. Решение комиссии может быть обжаловано в призывную комиссию субъекта РК или в суд.

Комплектование Вооруженных Сил посредством контракта предполагает добровольное заключение письменного договора о прохождении военной службы между гражданином и Министер­ством обороны РК (министерством, ведомст­вом, в которых законодательством предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет и граждане женского пола в возрасте от 20 до 40 лет. Предвари­тельно желающие служить по контракту подлежат медицинскому освидетельствованию. Их данные: общеобразовательный ценз; уро­вень профессиональной подготовки; морально-психологические качества; физическая подготовка должны соответствовать также требованиям, установленным законом. При соответствии предъ­являемым требованиям граждане могут заключить контракт о прохождении военной службы. Отказ в заключении с граждани­ном контракта может быть обжалован в суд.

Законом о воинской обязанности и военной службе установ­лены три вида контрактов: а) контракт о прохождении военной службы в кадрах Вооруженных Сил РК, других войск, органов внешней разведки или в органах службы безопасности; б) контракт о прохождении воен­ной службы в кадрах конкретной воинской части; в) контракт о прохождении военной службы на конкретной должности в кон­кретной воинской части.

Успешное комплектование Вооруженных Сил РК во многом зависит от организации подготовки граждани­на к военной службе. Эту подготовку, которая предусматривает получение необходимых знаний по вопросам обороны, воинской обязанности граждан, приобретение навыков в области граждан­ской обороны, занятия военно-прикладными видами спорта, овла­дение военными специальностями и т.д., граждане могут получить в образовательных учреждениях.

Военная служба подразделяется на действительную службу и службу в запасе. Действительная служба — это служба граж­дан в Вооруженных Силах РК, других вой­сках, частях, подразделениях, учебных заведениях и других военных органах. Лица, проходящие действительную военную службу, являются военнослужащими. Ли­ца, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы для подготовки или переподготовки к военной службе. Продол­жительность каждого военного сбора не может превышать двух месяцев.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные пользуются политическими, социально-экономическими права­ми и свободами и несут обязанности граждан РК. Особенности правового статуса военнослужащих в обществе определяются возложенными наних обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимо­стью беспрекословного выполнения поставленных задач в лю­бых условиях, в том числе с риском для жизни.

Права и льготы военнослужащих. С учетом особенностей военной службы им предоставлены определенные льготы. Так, военнослужащие получают за счет государства денежное доволь­ствие, продовольственный паек (денежную компенсацию вместо выдачи пайка), обеспечиваются вещевым имуществом. Они име­ют право на бесплатный проезд и почтовые отправления, пользу­ются льготами по налогам, имеют льготы по оплате жилья. Для военнослужащих предусмотрены льготные условия при трудо­устройстве. Граждане, уволенные с военной службы, пользуются преимущественным правом поступления в государственные об­разовательные учреждения.

Обязанности военнослужащих подразделяются на общие, должностные и специальные. К общим обязанностям относятся: защита суверенитета и территориальной целостности Казахстана, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения и другие, которые составляют существо воинского долга. Военнослужащий обязан: быть верным Военной присяге, строго соблюдать Конституцию РК, законы, требования общевоинских уставов Вооруженных Сил РК, беспрекословно выполнять приказы команди­ров (начальников); совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество; быть бдительным, хранить государственную и военную тайну и др.

Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются законодательными актами, воински­ми уставами и другими нормативными документами. Военнослу­жащие, находящиеся на боевой службе (дежурстве), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоя­тельствах. выполняют специальные обязанности. Для выполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться до­полнительными правами (на применение оружия, силы, предъяв­лять требования, обязательные к исполнению, и др.), которые определяются законодательством.

Ответственность военнослужащих. В зависимости от харак­тера и тяжести совершенного правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: