Введение
Глава 1. Теоретический аспект изучения личности ребенка младшего школьного возраста
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Проективные методы изучения личности ребенка младшего школьного возраста
Выводы по главе 1
Глава 2. Экспериментальное исследование индивидуально-психологических особенностей личности младшего школьника
Организация и методики исследования
Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Проблема развития личности актуальна всегда. Обязанность государства создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг.
Проблемами социализации детей занимались знаменитые американские антропологи Маргарет Мид, Ван Эвра и др. Проблемой развития младших школьников занимались: Л. С. Выготский, А.В. Мудрик, А.С. Макаренко, К. Д. Ушинский.
В младшем школьном возрасте ребёнок начинает автоматически занимать новое место в системе отношений между людьми: у него формируются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью, и не только.
Ребёнок начинает представлять собой личность, открывая для себя новое место в социальном пространстве людских отношений. Он учится ориентироваться в семейно-родственных отношениях, умеет занять желаемое и соответствующее его статусу место среди родных и близких.
|
Он умеет согласовывать отношения со взрослыми и сверстниками, обладая навыками самообладания, умея подчинять себя обстоятельствам, не преклоняться перед собственными желаниями.
Формируется психологическая готовность к сложность, к труду; новая социальная ситуация вводит ребёнка в строго нормированный мир отношений, требуя от него произвольности, ответственности за дисциплину.
Таким образом, новый этап в жизни ребёнка требует разработки и формирования в себе самом новых качеств, новой личности, нового человека.
Именно поэтому так важно изучать линии и тонкости данного развития в психологической идеи и мысли. Это и определяет актуальность представленной темы курсовой работы, характеризуя её общую структуру и назначение.
Объект исследования - индивидуально-психологические особенности личности младших школьников
Предмет исследования - особенности восприятия социального окружения.
Цель работы - исследование особенностей личности младших школьников.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи.
. Провести психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста.
. Охарактеризовать проективные методы изучения личности ребенка младшего школьного возраста
. Подобрать и провести проективные методики изучения индивидуально-психологических особенностей личности младших школьников.
. Проанализировать результаты изучения индивидуально-психологических особенностей личности младших школьников.
|
Гипотеза исследования: дети младшего школьного возраста обладают высоким уровнем самооценки, низким уровнем тревожности и агрессивности.
Методы исследования:
). теоретические: анализ литературы;
). эмпирические: проведение проективных методик: «Метаморфозы», «ДДЧ», «Лесенка».
Глава 1. Теоретический аспект изучения личности ребенка младшего школьного возраста
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является тем этапом развития, который соответствует времени обучения в начальной школе. Хронологические границы данного возраста по-разному воспринимаются в разных государствах, в различных исторических условиях. В середине прошлого столетия границы младшего школьного возраста снизились с 8 до 7 лет, с 80-х годов 20 века они определяются от 6-7 лет до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально существующих сроков начального обучения.
На этапе поступления в школу физическое развитие детей достигает школьной зрелости: некоторое преобладание возбуждения уже не так велико, как в дошкольном детстве; это создаёт платформу для формирования произвольного поведения. Развитие дыхательной и кровеносной систем обеспечивает кровоснабжение мозга в той мере, которой достаточно для длительного сохранения умственной работоспособности. Это обуславливает возможность сохранять у учеников активность познания. Важным остаётся тонкой моторики, что даёт возможность овладеть письменными навыками.
|
Первый класс школы считается одним из самых важных и одновременно самых трудных моментов в жизни детей: поступление малышей в школу приводит их к эмоционально-стрессовой ситуации, в результате чего меняются привычные стереотипы поведения, растет психоэмоциональная нагрузка.
Поступление в школу меняет характер жизни ребёнка: с первых дней обучения в ней у ребёнка развивается главное противоречие: между постоянно растущими потребностями, предъявляемыми к личности первоклашки, его вниманию, памяти, мышлению, речи, и особенностями личностного развития. Данное противоречие - основной движущий механизм в развитии младшего школьника.
Следовало бы отметить, что младший школьный возраст представляет собой качественно своеобразный этап развития, поскольку развитие высших психических функций и личности осуществляется в рамках учебной деятельности, заменяющей игровую деятельность, являвшуюся основной на этапе дошкольного возраста. Участие ребёнка в учебной деятельности - начало перестройки всех психических процессов и функций.
Основными побудительными факторами, которые участвуют определении направлений деятельности маленького школьника, являются факторы, которые ориентированы на внешние атрибуты школьной жизни; в т.ч. факторы, сформировавшиеся в рамках дошкольной игры в «школу». В формировании адекватной мотивации к учебной деятельности основное значение представляет подкрепление позитивного отношения ребёнка к учению, в принципе, не фиксируя недостатки учебной работы школьников, чтобы любой из них мог быть положительно оценён.
Кроме того, к основным условиям и факторам формирования положительной мотивации к учению следует отнести такие факторы, как:
содержание учебного материала и общая организация учебного процесса;
используемые коллективные формы учебной деятельности;
оценка учебной деятельности;
стиль педагогического мастерства учителя.
Одним из самых эффективных по силе воздействия внешних стимулов считается оценка учебной деятельности. Есть ряд методик, позволяющих увеличить стимулирующее действие оценки, лучше определять и развивать творческие способности учеников, развивать их познавательную активность. Поэтому очень важно повышать заинтересованность учеников в получении знаний, основываясь на особенностях личностного развития ребёнка - первоклассника, которые обычно хотят учиться. Как правило, они хотят пойти в школу, стать учениками. Много детей также просто не имеет представлений о том, что он будет делать, однако в школу всё равно очень хочет. Кому-то интересны познавательные процессы и новые явления, объекты; кому- то хочется узнать, что такое дневник, портфель, какие разряды оценивания существует, а самое главное - как всё это сочетается. Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность младших учеников основана на сложной многоуровневой системе мотивов.
Так, данная система включает в себя следующие группы мотивов:
. Мотивы, связанные с содержанием учения: ребёнок начинает учиться из-за стремления узнать новый факт, получить новое знание, овладеть новыми умениями и навыками, освоить способы действия, проникнув в сеть явлений.
. Мотивы, непосредственно обусловленные процессом учения. Дети начинают учиться ввиду заложенного в них стремления к интеллектуальной активности; потребности в рассуждениях, преодолении препятствий в процессе решения трудных задач и т.п.
. Широкие социальные мотивы, включающие мотивы долга и ответственности перед окружающими, родителями, учителем; мотивы самоопределения и мотивы самосовершенствования.
. Узколичные мотивы, включающие мотивы благополучия, престижные и отрицательные мотивы.
Обычно младшие ученики выполняют требования педагога, не противясь и не конфликтуя, что является основной отличительной особенностью личностного развития среди подростков. Они с серьёзной доверчивостью воспринимают оценки и поучения учителя, подражают ему в манере рассуждать, интонациях. Если учитель даёт задание, ученики с вниманием его выполняют, не задумываясь над ролью своей работы. Доверчивость, исполнительность, - всё это предпосылки для эффективного обучения и воспитания.
Сильной остаётся в этом возрасте направленность малыша на внешний мир: все события, окружающие объекты и мельчайшие детали производят на школьника очень сильное впечатление. Высокой остаётся потребность ученика в движении: ему нелегко просидеть на уроке продолжительное время. Ярчайшие моменты подвижности детей этого возраста можно запечатлеть на переменах. Именно по этой причине очень важно позволять детям младшего школьного возраста больше двигаться.
В этом возрасте не исключена и потребность ребёнка в самооценке: он начинает основываться в собственном поведении не только оценкой родных и близких, просто взрослых людей, но и лично своей.
Одним из показателей готовности ребёнка к обучению в школе является уровень развития самосознания в этом возрасте. Дошкольник чувствует себя участником, органической частью межличностных отношений; становясь социальным существом, которому свойственны переживания, иные чувства и размышления. Данный уровень развития самосознания напрямую обусловлен возникновением особого специфического новообразования,- внутренней позиции школьника. Стремление к позиции школьника определяет личность ребёнка, вообще, отражая его поведение, деятельность и систему отношений к реальности и лично к самому себе. Первоклассник стремится занять новое положение среди окружающих и выполнять социально значимую, серьёзную деятельность.
И.Ю. Кулашна были выделены две особенности психологической готовности (личностная и интеллектуальная) к школе. Обе этих особенности очень важны и для эффективной учебной деятельности, и для адаптации к новым условиям, безболезненного включения и участия в системе отношения.
Личностная готовность к школе также сопряжена с отношением к себе: эффективная учебная деятельность основана на адекватном отношении ребёнка к своим способностям, плодам работы, поведению, или определённый уровень развития самосознания. О данном аспекте психологической готовности первоклассника к школе, как правило, судят по его поведению на коллективных занятиях или во время беседы с психологом.
Интеллектуальная готовность к обучению основана на развитии мыслительных процессов - умении синтезировать, проводить сравнения между объектами, дифференцировать их, находить существенные особенности, делать соответствующие заключения. У школьника должна быть конкретная широта представлений: и образных, и пространственных; конкретный уровень речевого развития, познавательной активности. Изучение специфик данной сферы начинают с анализа памяти, выступающей психологическим процессом, который неразрывно связан с мыслительным процессом.
По методике А.Р. Лурии определяют общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, способность планировать собственные действия. Характер младшего школьника отличают такие особенности, как: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, недостаток воли для упорного преодоления препятствий.
В первую очередь, у первоклассника развивается интерес к самому процессу учебной деятельности; впоследствии к итогу своего труда. После появления интереса к плодам учебного труда у малышей формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность в получении знаний.
Всё это сопряжено, в свою очередь, с переживанием чувства удовлетворения от своих достижений, что стимулируют одобрения учителей, взрослых, подчеркивающих даже самый незначительный успех, который затем выступает основой огромного шага вперёд.