Анализ и интерпретация результатов исследования




Таким образом, экспериментальное исследование состоит из трёх, последовательно связанных между собой этапов, основанных на доминантности той или иной методики: методика «ДДЧ», методика Щура «Лесенка» и методика «Метаморфозы» Сорокова.

Материалом для работы по методике «ДДЧ» послужили:

* белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий таким образом 4 страницы размером 15х21. Первая страница предназначена для регистрации даты и записи необходимых данных, касающихся испытуемого, последующие три страницы отведены для рисунков и соответственно, озаглавлены Дом, Дерево, Человек;

* бланк пост-рисуночного опроса;

* несколько простых карандашей № 2 с ластиками

Перейдём непосредственно к анализу предложенных нам рисунков, которые оформлены в отдельном файле; общая же методика и последовательность интерпретации проведённого исследования представлена нами в Приложении 3.

Для проведения этой методики все опрошенные нами дети были разбиты на 4 группы, численность которых варьировалась от 4 до 5 человек, соответственно. Основным критерием в формировании данных групп стала «одинаковость», присущая рисункам учеников, по деталям и элементам которых и делались соответствующие заключения.

На основе найденной методики интерпретации «ДДЧ», проанализируем общие особенности первой группы. В эту группу вошли такие дети, как: Варчук, Осипова, Мусралиев, Тушева и Бондарев. Как видно из собранных нами графических исследований и результатов, в первой группе наблюдаются такие тенденции развития школьников, как:

устойчивость личностной структуры, сочетаемая, наряду с этим, с неспособностью к выстраиванию чётких позиций;

склонность к фантазиям;

адекватность восприятия окружающей среды;

нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями; впускать в своё «Я», утверждение защитной реакции;

чувство постоянного стремления, действенности;

склонность к тревогам, депрессиям, страхам и иным опасениям;

прямолинейность, открытость и откровенность;

плохо выраженная потребность в контактировании.

Основываясь на выявленных нами из рисунков детей качеств и страхов, можно говорить о том, что эта группа школьников вполне сбалансировано вобрала в себя все качества, которые помогают и общаться, и эффективно осуществлять планируемые действия, и иметь, при этом, определённые тревоги и страхи. На наш взгляд, только чувство собственной неопределённости, защитной реакции сможет снизить в дальнейшем уверенность этих школьников в себе, повысив, таким образом, уровень их депрессивного состояния, мрачного и потухшего взгляда на жизнь.

Единственной рекомендацией, в связи с этим, может стать то, что родителям этих детей необходимо быть с этими ребятами как можно дольше; притом, не просто проводить время у телевизора, но и развиваться (обогащаться) культурно, внутренне и психологически. Важно не ограничивать ребёнка, предоставляя ему максимум возможности искать, находить и ошибаться в людях, как тяжело бы это ни было. Вероятно, только так дети такой группы закалят свой характер, избавившись хотя бы не от страха людей, а от своих собственных фантазий и долгих размышлений.

Анализ всех рисунков, помимо указанных выше характеристик данной группы, позволил установить, что детям этой группы по критерию «Дом» свойственны тревожность (общая сумма баллов по группе составила 25), недоверие к себе (сумма баллов -14), депрессивность (общая сумма баллов по которой составила 13). Анализ этого же критерия в рамках методики дал возможность говорить о доминировании чувства отверженности у детей этой группы, изолированности, страха перед будущим и готовностью к контролю самих себя. Приоритетом эти дети ставят, в том числе, и доминирование родителей.

В соответствии со вторым критерием, «Дерево», были выявлены также качества детей первой группы, как:

тревожность (общая сумма баллов-12);

недоверие к себе (общая сумма баллов -10);

депрессивность (10 баллов).

Детей, как показал анализ рисунков дерева среди этой группы, беспокоит чувство вины, смешанное со стремлением к результативности; наличие эмоциональных проблем, чрезмерная чувствительность и нехватка энергии.

Последний из использованных критериев в методике «ДДЧ», дом, позволил также установить ряж важных, повторяющихся характеристик детей первой группы. В частности, была обнаружена конфликтность (набравшая 10 баллов), недоверие к себе (10 баллов). В результате, на основе этого рисунка были выявлены качества, связанные со стремлением к автономии и необходимостью чувствовать в себе силу. В целом, об этой группе можно говорить как об эмоционально слабой, весьма напряжённой: детям тяжело даются, воспринимаются ими новые реалии школьной жизни, они тяжело привыкают к людям, их окружающим. Но при этом всегда настроены идти вперёд, целеустремлённы, добиваясь своего через множество переживаний и эмоциональных утрат.

Вторая группа, куда вошли такие ученики, как Жуков, Зимин, Игнатьев, Убушиев, Горбатенко, показалась нам менее тревожной и, тем самым, более «позитивной». Так, в результате осуществлённого эксперимента среди основных наблюдаемых качеств-характеристик этих детей были отмечены:

хорошая адаптация;

откровенность, достижимость;

потребность в любви и привязанность к людям;

контроль над собственными фантазиями;

чувство недостатка эмоциональной теплоты дома;

прямолинейность;

резервная доступность;

отчуждённость и озабоченность;

потребность в изоляции и доминировании (амбициозность).

Как и предыдущая группа младших школьников, вторая также продемонстрировала признаки агрессивности, которая сочетается у ребят этой малочисленной группы с высокой закрытостью, потребностью в изолированности. Наряду с этим, эти дети, на наш взгляд, более лояльные к чувствам, мироощущению и самовосприятию: они ищут тепла, и им этого, действительно, не хватает. В то же время им свойственна саморегулируемость фантазий; резервная доступность - новое качество среди младших школьников. На наш взгляд, это можно связать с тем, что школьники раскрываются только перед тем, кого считают важным для себя; а может быть - для кого являются таковыми.

Помимо этого, детям этого возраста и группы (в рассматриваемом контексте) свойственна высокая потребность быть лучше, выше хотя бы в рамках школы, класса и маленького коллектива. На вопрос о том, «а как они это делают» («становятся лучше») было получено немало ответов, среди которых основной категорией, за которую следует поощрять детей, выступает вовремя сделанное домашнее задание, участие в культурных мероприятия или ответственный подход на дежурстве в школе. Кто-то из школьников был убеждён, что только запредельные кружки и секции позволят ему достигнуть больших высот, чем в школе; а потому не акцентировал на этом особого внимания, оставляя все амбиции при себе.

Так же, как и первая группа, показала высокие показатели недоверия к своему Эго. В то же время уже при анализе первого рисунка по методике «ДДЧ» были выявлены такие качества детей этой группы, как:

незащищённость - 5 баллов;

конфликтность -5 баллов;

трудность в общении -4 балла.

Однако особенности деталей проанализированных рисунков детей позволяют говорить о высокой потребности и готовности детей к контактам.

Анализ второго элемента методики «ДДЧ», дерева, дал возможность выявить такие качества школьников второй группы, как:

недоверие к себе (15 баллов);

враждебность (10 баллов);

конфликтность (15 баллов).

Дети этой группы склонны к доминированию, преобладанию над людьми. Вероятно, именно этот факт и отличает данную группу от первой: они, имея трудности в общении, сохраняют, несмотря на это, высокую потребность в конфликтах. Борьбе с собой и окружающими. Бунтарский дух и неприятие того, что есть, - вот, что могло бы охарактеризовать эту группу.

Стремление к независимости позволило установить рассмотрение последних компонента рисунков, собранных детьми этой группы. Помимо этого, среди детей было выявлено и такое качество, как тревожность, которое является преобладающим для детей первой группы. Таким образом, можно судить о том, что дети данной группы менее обеспокоены тем, что вступили в новый этап жизни, они менее зависят от внешних факторов, способны с особой ловкостью их побороть, находясь, в то же самое время собственном придуманном замешательстве.

Третья группа, в которую вошли такие школьники, как Каныгин, Колесникова, Лагутина, Садинова и Косарева, отличается, в сущности, аналогичными особенностями, что и первая группа. Однако предлагаем обратиться к ней более детально, рассмотрев все характеристики подробнее.

Так, в соответствии с обобщёнными рисунками и полученными социологическими данными, можно выявить следующие характеристики:

эмоциональная зрелость, равновесие;

нежелание впускать в своё «Я»;

нерешительность в социальных ситуациях;

переживания;

пропасть между границами реальности и фантазии;

сознательное регулируемое взаимодействие с окружающими людьми;

резервная доступность;

недостаток эмоциональной теплоты дома.

Как видно, много черт, специфик, которые одинаково характеризуют и остальные сформированные нами группы. Единственное, что определяет эту группу младших школьников весьма положительно, - так это способность сохранять эмоциональное равновесие и регулировать социальные связи, возникающие с общественностью. Остальные же мнимые качества, на наш взгляд, в буквальном смысле слова, «уродуют» не только самооценку ребёнка, но и, вообще, его ранние представления о том, что такое жизнь в принципе.

Как и в первой группе, так и в рассматриваемой, среди школьников было установлено почти по всем компонентам рисунка высокие показатели тревожности: дом - 13 баллов; дерево -16 баллов; человек - 3 балла. По критерию «дом» недоверие к себе стало тоже одним их определяющих качеств (13 баллов); конфликтность также стала неотъемлемой характеристикой этой группы, общий балл по которой составил в сумме 7 баллов. По критерию «дерево» одной из характеристик была установлена враждебность, набравшая в ходе анализа рисунков данной группы 8 баллов. По характеристике «человек» были установлены такие качества, как: недоверие к себе (3 балла), конфликтность (3 балла) и тревожность, суммарный балл которой составил 3 балла. Детей этой группы, в сущности, ничего не отличает от двух остальных: им свойственны готовность к контактам, склонность к доминированию; необходимость упорядочивания всего окружающего мира, его объектов и прочих компонент.

Последняя, четвёртая группа (Писарев, Побежимов, Рузанова, Родионова, Тимошенко), также продемонстрировала отрицательные тенденции в развитии и становлении личности, побуждающие говорить о развитии людей, склонных к тревогам, депрессиям и апатиям. Но следовало бы отметить то, что среди этих детей встречаются те, кому очень нелегко найти себя в непосредственном общении с человеком, высказать свою точку зрения по определённой проблеме. Как выяснилось из анализа рисунков маленьких школят, детей этой группы сопровождает постоянное чувство нелепости, потребность в общение, неизбежно и неотвратимо основанная на неустойчивости личностного развития школьника. Одновременно порадовало то, что эти дети понимают свое положение в «сети» межличностных взаимоотношений, переживают беды других людей; высказывают потребность в зависимости или доминировании людей над ними.

Для этой группы высокие значения также были установлены по характеристикам:

незащищённость (8 баллов);

тревожность (15 баллов);

недоверие к себе (7 баллов);

трудность в общении (12 баллов).

Оценка критерия «дом» из подготовленных и собранных нами рисунков по этой группе позволила, в общем, установить, что этой группе свойственны такие качества, как:

потребность в стабилизации окружающей среды;

желание быть в будущем как можно быстрее и дольше;

готовность к контакту.

Чувство тревожности и его наибольший удельный вес в структуре всех выявленных нами качеств младших школьников данной группы (13 баллов) было обнаружено при анализе элемента дерева в рисунке учеников; немаленьким оказался и показатель конфликтности, набравший 6 баллов. В целом, в соответствии с этим критерием, среди школьников данной группы было выявлено, как и для первой, в частности, стремление к результативности, высокая эмоциональность и растущая потребность в защите от придуманной опасности. Аналогичное значение показателя тревожности (13 баллов) было выявлено при анализе компонента человек» из рисунков детей последней группы.

Таким образом, можно говорить о том, что детям, участвующим в эксперименте, очень свойственна ярко выраженная склонность к депрессиям, тревожности и тоске; чувство неуверенности и закрытости. В то же самое время среди немногих наблюдается особая чувствительность и эмоциональность, что вырастает впоследствии в их высокой потребности и поисках в общении, контакте со сверстниками и родными людьми. Почти среди всех была обнаружена потребность детей в преобладании родителей над ними; именно её предлагаем оценить в следующей методике-этапе представленной работы.

Назначение методики Щура «Лесенка» более узкое, что позволяет говорить и рассматривать ребёнка в системе межличностных взаимоотношений. Специфика этой методики должна быть ясна: испытуемому предлагается поставить себя, своё собственное отношение к себе на какую-то из 6 нарисованных ступеней; произведя аналогичные операции с другими окружающими их людьми. Так, подобное распределение позволит выявить место людей, родных и близких, друзей в жизни ребёнка; просто ощутить его восприятие действительности.

Исходя из численности респондентов, принявших участие в эксперименте, получилось 3 группы мальчиков и 4 группы девочек; возрастные различия не учитывались.

 

Таблица 2. Результаты исследования по методике «Лесенка»

Респондент Отношение ребенка к себе Оценка отношения родителей к ребенку
Варчук Ксюша    
Горбатенко Юля    
Колесникова Катя    
Косарева Аня    
Лагутина Лена    
Осипова Катя    
Родионова Маша    
Рузанова Олеся    
Садинова Гульнара    
Тушева Таня    
Тимошенко Юля    
Хуснуллина Римма    
Бондарев Ваня    
Жуков Вова    
Зимин Антон    
Игнатьев Семён    
Каныгин Лёша    
Мусралиев Давлет    
Писарев Коля    
Побежимов Олег    
Убушиев Анджа    

 

В целом, руководствуясь результатами использованной методики, можно говорить о том, что дети не испытывают какого-то чувства неудовлетворённости собой, они ценят себя и способны выделить в себе много хороших качеств. Интересным стало то, что дети отмечали в качестве хороших манер и образцов поведения личности умение правильно распределять бюджет семьи; ответственность и честность, - хорошие, но не первые в иерархии основных ценностей человеческие принципы.

Среди девочек основными качествами, за которые они ставили себя на ступень «самая хорошая» или «хорошая», являлись доброта, сдержанность, воспитанность и красота. В целом, можно заключить, что дети владеют прекрасным набором качеством человеческих чувств и ощущений, знают о «разрядности» плохого и хорошего, умеют найти что-то в себе.

Интересной тенденцией можно считать то, что только 2-е из 9-ти мальчиков признали свои недостатки, отметив себя на самой нижней ступени.

Из 12 опрошенных девочек на 3 ступень себя поставили 3 человека, нашлась одна девочка, которая отнесла себя к 1-ой ступени - «самая плохая».

На вопрос у этих девочек о том, с чем связана такая оценка, были получены следующие неисчерпанные ответы:

«мама часто ругает за неубранные игрушки»;

«у меня мало друзей»;

«у меня нет папы»;

«у меня нет розового платья, как у Кати».

Обобщение всех факторов и обстоятельств, влияющих на уровень самооценки младших школьников, представлено на рис. 1.

 


Рис. 1. Система факторов, влияющих на формирование самооценки личности младшего школьника

 

Все полученные утверждения, как видно, носят, в большинстве своём, материальный и моральный (внутренний) характер. Наверное, эти дети быстрее вырастут, и уже сегодня можно говорить об их потенциальной или имеющей место замкнутости, закрытости от внешнего мира.

Остальные 8 девочек показали максимально положительную самооценку, что выразилось и в их поступках, мимике, жестах. Ответ на заданный нами вопрос не был долгим, а, скорее, резким. Такие люди в дальнейшем, на наш взгляд, очень уверены, но в собственной уверенности иногда ошибаются, как бы «запутываясь». Такой момент был зафиксирован нами, в частности, среди опроса мальчиков 1 А класса: Писарев Коля, резко отметив себя а первой ступени, вдруг спустился на нижнюю, никак это не мотивировав. Какой- то внутренний камень, гнёт, на наш взгляд, не обеспечивает полноты ощущений и самовосприятия себя этими детьми.

При использовании этой методики было задано два вопроса, ещё одним стал вопрос от отношении к детям их родителей и близких окружающих, ощущении младшими школьниками этой любви, уверенности в ней. Очень удивительно и похвально то, что ученики дали положительный ответ в ходе эксперимента все, без исключения.

Нами был задан вопрос «Как к Вам относится мама и папа? Считают ли они тебя (вас) самыми хорошими?». Исключением стала только Родионова Маша, семья которой неполная: эту ситуацию она оценила на 2 ступень, добавив, что её отношения с мамой очень хорошие, и она вполне в ней уверена. Такая позитивность свидетельствует о благоприятном климате и общей атмосфере для развития личности младших школьников, высокой уверенности в близких и самых дорогих людях, что представляет очень важную платформу для их профессионального и личностного роста и развития.

Таким образом, можно говорить об определённой противоречивости используемых методик, поскольку применение одной обнаруживает мнительность, тревогу и неуверенность в ребёнке; а другая - наоборот, утверждает иное, позволяя говорить о более высокой оценке. Поэтому для полного и грамотного вывода, для (не-) подтверждения гипотезы обратимся к последней методике работы Сорокова «Метаморфозы».

Эта методика, как уже было выведено нами из её общего описания, включает несколько этапов, как-то: позитивный и негативный выбор; дополнительные вопросы; а также заключительный этап, получивший название «Три желания». Методика проводилась нами индивидуально с каждым из учеников. Детям было предложено ответить на 14 вопросов, на которые нужно было дать чёткий ответ с необходимыми пояснениями. Ответы на полученные вопросы предлагаем оформить таблично, представив ниже их соответствующий анализ.

Так, при беседе с Ксюшей Варчук и предложением ей выбора, в какого зверя превратиться, та отметила мышь как привлекаемый объект превращения, мотивируя это тем, что невозмутимость и терпение являются основными достоинствами её мамы, а ей бы очень хотелось быть похожей именно на неё.

При беседе с Ваней тот указал, что хотел бы превратиться в тигра, удивляющего своими скоростными силовыми мощностями. Горбатенко Юля предпочла бы кошку, а Жуков Вова - слона.

Зимин Антон, как и Каныгин Лёша, превратились бы в рассматриваемой ситуации в крота: Антон отметил, что тот «пронырливый зверь». Игнатьев Семён хотел бы быть змеёй; при беседе он даже рассказал, как последний раз ему удалось вытащить родителя в зоопарк, и он впервые увидел «царство» змей, с одной из которых даже сфотографировался.

Как видно, проведение этой методики основано, по большей части, на тех впечатлениях и оставшихся в памяти моментах, которые будоражат иногда воспоминания человека - а ребёнка младшего школьного возраста, в особенности.

Косарева Аня хотела бы превратиться в лисичку: как она сказала, это животное ей очень запомнилось из раннего детства из прочитанных мамой книг. Лагутина Лена хотела бы стать собакой, как и Родионова Мария: свой выбор обе мотивировали тем, что собака является самым преданным и «настоящим» животным.

Мусралиеву Давлету, как выяснилось из опроса, хотелось бы стать в случае такой возможности попугаем: его очень радует чрезмерная болтливость этой птицы. Осипова Катя так же, как и многие девчата, не проявила равнодушия к котам, отметив, что хотела бы превратиться в кошку, если это было бы возможно. Рузанова Олеся, вместе с Колесниковой Катей, привлекательным объектом превращения для себя отметили сову и кролика, соответственно. У Кати, например, подобное отношение вызвано тем, что в прошлом её отец разводил кроликов; а у Олеси с любимым мультфильмом «Вини-Пух».

Хуснуллина Римма хотела бы стать какой-нибудь рыбой, а Тимошенко Юля - обезьяной. Садинова Гульнара в беседе много говорила о львах, а Тушева Таня - о медведе. На наш взгляд, такой выбор целиком и полностью описывает характер этих детей: силу, трусливость, преданность и чуткость и т.д. Аналогии человеческой мысли с животным - аналогии человека с самим собой.

Писареву Коле, как выяснилось в ходе работы с ним, хотелось бы стать собакой; а Олегу- лошадью. Последний отметил её романтизм и трагичность, вообще, грамотность в верховой езде и других особенностях появления этого животного в окружающей среде. Убушиев Анджа отметил для себя привлекательным животным дельфина, добавив, что они «классные и очень весёлые»: вероятно, доходят воспоминания, а, главное, чувства и неиссякаемые эмоции, которые будят сознание и формируют фантазию, умственные способности и личность детей.

Помимо этой «категории» превращений, детям также были предложены превращения в виды растений, одежды, цветов. В качестве основных видов растений зачастую детьми принимались комнатные растения, стоящие на полках в их домах. В качестве одежды, как правило, - те типы и элементы костюмов, которые составляют основной предмет школьного этикета этих детей.

Как видно из таблицы 2, дети предпочитают больше тёмные, тусклые тона; лишь немногие проявили фантазию и некоторый оптимизм на этом этапе превращения. Пожалуй, «линии» внутреннего благородства и чистоты, отсутствия черноты можно проследить только среди девочек. Но даже среди них нашлись те, кому хотелось бы превратиться в тёмный цвет (синий, чёрный, например). Такая оценка свидетельствует об определённой напряжённости и депрессивности этих школьниц, внутреннем беспокойстве и неуравновешенности.

Среди предпочитаемых растений, как видно, преобладают огородные растения, кусты, что обусловлено с тем, что опрошенные нами дети выросли, в большинстве своём, в условиях наличия дачных участков: кому-то хотелось бы стать яблоней, кому-то - вишней, кому- то - персиком; а кому - то - кустом малины. Нередко такой выбор, особенно среди девочек, был мотивирован цветовыми особенностями любого из деревьев, личностными предпочтениями ребёнка и настроением. Так, куст малины стал объектом превращения для Тимошенко Юлии; яблоня - для Осиповой Кати. Интересно, что персик, такой нежный куст, стал объектом превращения для Побежимова Олега: наверное, это обусловлено мягкостью его характера и, в целом, его лёгкостью на подъём.

 

Таблица 3. Результаты первого этапа применения методики «Метаморфозы»: позитивный выбор

Объект опроса / Респондент Животное Растение Одежда Цвет
Бондарев Ваня Тигр Ель Галстук Чёрный
Варчук Ксюша Мышь Вишня Плащ Фиолетовый
Горбатенко Юля Кошка Роза Юбка Синий
Жуков Вова Слон Гладиолус Брюки Зелёный
Зимин Антон Крот Осина Галстук Серый
Игнатьев Семён Змея Дуб Шапка Красный
Каныгин Лёша Крот Дуб Рубашка Чёрный
Колесникова Катя Кролик Роза Пальто Серебряный
Косарева Аня Лиса Роза Платок Жёлтый
Лагутина Лена Собака Тополь Блузка Малиновый
Мусралиев Давлет Попугай Сирень Галстук Красный
Осипова Катя Кошка Яблоня Юбка Золотистый
Писарев Коля Собака Ель Рубашка Зелёный
Побежимов Олег Лошадь Персик Футболка Синий
Родионова Маша Собака Клён Пиджак Чёрный
Рузанова Олеся Сова Сосна Пальто Оранжевый
Садинова Гульнара Лев Берёза Колготки Синий
Тушева Таня Медведь Роза Туфли Жёлтый
Тимошенко Юля Обезьяна Куст малины Пальто Розовый
Убушиев Анджа Дельфин Дуб Рубашка Чёрный
Хуснуллина Римма Рыба Берёза Юбка Голубой

 

Среди остальных ребят, в основном, преобладали такие виды превращений, как: берёза, дуб, роза, сосна, клён, осина, ель, тополь, сирень, дуб, гладиолус и т.д. Интересно, что довольно нежные виды деревьев (берёза, сирень, клён, тополь) встречались среди мальчиков; роза как любимый и самый известный цветок стала привлекательным объектом для многих представительниц женского пола. Свой выбор девочки мотивировали красотой и яркостью называемых цветков, стройностью и мощью деревьев, отмечая их большое идеологическое содержание (клён, берёза, сосна, например). Среди мальчиков, как можно заметить, основным деревом является дуб, который, по их оценкам, обладает внушительной силой. Кто-то из мальчиков ответил тогда, что дуб - «отец русского леса». Надо сказать, что эта методика выявила огромный литературный, поэтический потенциал маленьких детей, особенности их внутренней жизни, их мыслей и переживаний.

Большим замешательством явилась проблема ответа детей на вопрос о том, каким же элементом одежды им стать при возможности подобного превращения. Надо сказать, что основным критерием при выборе и даче ответа на этот вопрос среди детей обоих полов стала именно эта дифференциация на мальчиков и девочек, которая оказала определённое влияние на их выбор и в последующем.

Так, среди мальчиков основным привлекательным объектом превращения из элементов одежды стал галстук, рубашка. Спросив о том, почему именно эти элементы внешнего вида, многие мальчики ответили нам, что именно рубашка и галстук придают нужной деловитости человеку; так его воспринимают иначе, выбирая более вежливые тона и тип общения, в целом. Брюки, футболка, шапка, - всё это также отмечали некоторые из мальчишек. Так, о брюках Жуков Вова сказал, что они придают официальности определённым случаям в нашей жизни; Олег заметил, что футболка, наоборот, его самый любимый компонент внешнего вида, поскольку он лишает той скованности и напряжения, придавая простоты и уверенности человеку. В шапку как самый незаменимый элемент внешнего вида желал бы превратиться Игнатьев Семён, говоривший тогда, что, несмотря на это, он не любит их одевать, снимая от мамы тайком после выхода из подъезда.

Также весело и интересно проводилась методика на втором, негативном выборе, когда вопросы школьникам были обратные. В этом случае категории были немного иным, сохранялась только категория «животное»: следовательно, вопрос звучал так «в какое животное ты никогда не превратился бы?».

Такой же вопрос задавался детям при утверждении категорий «цветок» и «посуда».

Все данные по использованию этой методики представлены ниже (таблица 3).

Очевидно, что в своём противостоянии какому-либо животному многие дети акцентировали внимание только на том, какие ответы до этого дали их одноклассники: новыми «объектами» становятся только свиньи, крысы, волк и бык. Многие в своём выборе основывались, прежде всего, на том, где и как используется животное: в сельском хозяйстве или служит «аксессуаром» у современных модниц. Кто-то отвергал то или иной животное, вспоминая случай столкновения с ним в раннем детстве. Таким образом, можно говорить о том, что страх, возникший шок в детстве перерастает в депрессивное состояние сегодня, выражающееся не только в таких превращениях, но и, в целом, в отсутствии представлений об окружающей действительности, в целом.

Среди основных видов растений, в которые детям не хотелось бы превратиться, преобладали, в большинстве своём, комнатные растения: активно ученики исключали объект превращения розу (28,6%), мак (14,2%), считая, что роза - цветок женский; а мак просто не обладает искренней красотой, за которую в него можно было бы превратиться. Среди отклонённых растений встречались также тюльпаны, гладиолусы, сосна, фикус и кактус. Так, по мнению Анджи, кактус просто не обладает никакими внешними «полезностями», фикус прост внешне, а тюльпаны уже стали вековой мартовской традицией, за что многие его не признают как цветок.

Среди элементов одежды видно чёткое разграничение на представителей мужского и женского полов: мальчики не желают превращения в девичьи юбки, а девчонки - в пацанячьи брюки. Помимо такого принципа разграничения в своём негативном выборе, многие руководствовались также личными воспоминаниями и сохранившимися случаями из их жизни, связанными с тем или иным элементом одежды.

Так, Мусралиев Давлет отверг свитер как объект превращения, рассказав нам о том, каким колючим был в детстве подаренный ему на Новый год свитер от бабушки. Убушиев Анджа не отверг ничего из женских и мужских нарядов, кроме шляпки, считая это лишним компонентом на голове и в облике человека: «слишком богато смотрится,»- ответил он.

 

Таблица 4. Методика «Метаморфозы»: 2-ой этап исследования

Фамилия-имя Возраст Животное Растение Одежда Цвет
  Бондарев Ваня 7 лет Бык Роза Юбка Белый
  Варчук Ксюша 7 лет Лиса Тюльпан Ботинки Жёлтый
  Горбатенко Юля 6 лет Свинья Гладиолус Галстук Чёрный
  Жуков Вова 6 лет Кошка Мак Блузка Красный
  Зимин Антон 6 лет Кошка Роза Штаны Белый
  Игнатьев Семён 6 лет Волк Бархотки Юбка Жёлтый
  Каныгин Лёша 6 лет Лиса Мак Юбка Белый
  Колесникова Катя 6 лет Свинья Мак Брюки Розовый
  Косарева Аня 6 лет Крыса Роза Шапка Чёрный
  Лагутина Лена 6 лет Медведь Тюльпан Шапка Чёрный
  Мусралиев Давлет 7 лет Волк Фикус Свитер Красный
  Осипова Катя 7 лет Змея Кактус Шуба Оранжевый
  Писарев Коля 7 лет Лев Дуб Юбка Чёрный
  Побежимов Олег 6 лет Обезьяна Роза Платок Голубой
  Родионова Маша 6 лет Змея Кактус Шапка Жёлтый
  Рузанова Олеся 6 лет Мышь Фикус Брюки Синий
  Садинова Гульнара 7 лет Кошка Орхидея Рубашка Золотистый
  Тушева Таня 7 лет Собака Сосна Галстук Белый
  Тимошенко Юля 7 лет Мышь Роза Свитер Красный
  Убушиев Анджа 7 лет Попугай Кактус Шляпка Зелёный
  Хуснуллина Римма 6 лет Мышь Фикус Куртка Жёлтый

 

Побежимов Олег сделал свой выбор в отношении платка, отметив, что это придаёт взрослости человеку; скрывает всю красоту женщины. Среди девочек основным отвергнутым объектом превращения стали ботинки, куртка, свитер, рубашка, шапка, брюки. Многие при отказе от превращения в шапку руководствовались только тем, что с самого детства им ненавистен этот элемент одежды. Римма, отвергнув куртку как объект превращения, пояснила свой выбор тем, что куртка скрывает формы, очертания человеческой фигуры: «а ещё её носят в холодную, дождливую погоду,»- сказала она.

Брюки, ботинки, свитер были отвергнуты опрошенными школьницами, потому что эти компоненты одежды относятся, по их мнению, к мужскому гардеробу. Рузанова Олеся даже возразила, что «они у всех в всегда грязные: что ботинки, что брюки». Таким образом, на данном этапе исследования межличностного восприятия и общения можно судить о том, насколько всё-таки дети первых классов далеки от своих сверстников, насколько не способны грамотно друг друга понимать, воспринимать собственную физиологию, возрастные особенности и предпочтения.

В последнем из сделанных детьми негативных выборов, в отказе от того или иного цвета, вероятно, сыграл принцип (закон, можно сказать) обратной силы: многие, в противовес сделанному прежде позитивному выбору, отметили обратные прежним цвета. Среди отмеченных начинают появляться более светлые и нежные тона, более живые, что ли: это ещё раз убеждает в том, насколько сильно убеждены дети в собственной тревожности, в исключительности более оптимистичного и наилучшего видения окружающего мира.

Детские страхи, депрессии и тревоги, таким образом; а, следовательно, и общие особенности личностного развития производны: они не могут быть заложены генетически, они являются вторичным проявлением (формой) деятельности ребёнка или его окружающих, которая оказывает индивидуальное влияние на личность каждого ребёнка.

На третьем этапе исследования нами было задано ещё несколько вопросов, касающихся личностных пристрастий детей, нужных, по их взгляду, вещей, которые могут быть приобретены в первую очередь, вернее - должны быть куплены. Мы узнали у детей о том, если бы вдруг им представилась возможность заново родиться, кем бы им захотелось быть: мальчиком или девочкой. Интересным завершающим этапом стали вопросы, связанные с изменением мира и действиями в этой области самих школьников. Надо признать, что вопросы оказались для детей очень тяжёлыми; а некоторые просто не давали ясного ответа. Кто-то, напротив, очень творчески и осознанно подошёл к этой м



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: