Эмпирическое исследование в рамках темы представленной курсовой работы проводилось в МОУ СОШ №55 среди 21 ученика в возрасте 6-7 лет. Из них, соответственно, из общего числа респондентов анкетирования 12 составили девочки; а остальные 9- мальчики (таблица 1). В эксперименте приняло участие два класса: 1А и 1Б.
Таблица 1 Участники опроса
№ | Участник | Возраст |
Бондарев Ваня | 7 лет | |
Варчук Ксюша | 7 лет | |
Горбатенко Юля | 6 лет | |
Жуков Вова | 6 лет | |
Зимин Антон | 6 лет | |
Игнатьев Семён | 6 лет | |
Каныгин Лёша | 6 лет | |
Колесникова Катя | 6 лет | |
Косарева Аня | 6 лет | |
Лагутина Лена | 6 лет | |
Мусралиев Давлет | 7 лет | |
Осипова Катя | 7 лет | |
Писарев Коля | 7 лет | |
Побежимов Олег | 6 лет | |
Родионова Маша | 6 лет | |
Рузанова Олеся | 6 лет | |
Садинова Гульнара | 7 лет | |
Тушева Таня | 7 лет | |
Тимошенко Юля | 7 лет | |
Убушиев Анджа | 7 лет | |
Хуснуллина Римма | 6 лет |
Исследование было проведено в три дня с обращением к каждой из методик отдельно. Это стало связано не просто с тем, чтобы не помешать занятию и его срыву, в принципе; но и с общим восприятием детей к каждому из заданий; их тяжестью и одновременной диагностирующей функции.
Для исследования, как уже нами было замечено из предыдущего параграфа главы 1 представленной работы были привлечены три методики:
«Дом-Дерево-Человек»;
Лесенка Щура;
Методика «Метаморфоза» Сорокова.
Ребенку предлагается игра в превращения, в которой психолог выполняет роль доброго волшебника. В ходе организованной игры психолог задает ребенку вопросы различной тематики.
Первые три вопроса объединены общей задачей - выявить неосознаваемое направление развития дошкольника в каждой из сфер его личности. Ребенок, попавший в игровую ситуацию методики «Метаморфозы» обычно обозначает те качества личности и особенности поведения, которыми хочется овладеть в будущем.
Ребёнку последовательно задаются 14 вопросов, которые включают вопросы о том, кем бы ребёнку хотелось стать; и по какой причине (рассматриваются животные, растения, одежда, цвет). Потом задают тот же вопрос, только с отрицательным содержанием: кем бы не хотелось стать, и почему?
В методике также рассматриваются вопросы, связанные с тем, куда ребёнку хотелось бы съездить попутешествовать; чем бы он занялся в определённый момент; какую бы вещь приобрёл.
Помимо этих вопросов, задаются также вопросы, связанные с возможностью заново родиться и выбором детей, кем стать: мальчиком или девочкой. Предпоследний вопрос связан с тем, как бы ребёнок улучшил мир, а последний основан на том, что ребёнок делится со своими внутренними переживаниями и размышлениями, представляя по окончании методики три своих заветных желания.
Процедура осуществления этой методики включает 4 этапа, как-то: позитивный и негативный выбор; дополнительные вопросы и заключительный этап, - «Три желания».
При интерпретации положительные ответы следует сгруппировать под названием «Предпочтения»: они характеризуют то, что ребёнку хочется, чем или кем он бы хотел стать. В этом же вопросе удаётся определить причину его выбора.
Отрицательные выборы объединяют в группу «Отвержения», где отражаются страхи ребёнка; то, от чего он желает избавиться, что ему страшно испытывать. Именно при анализе данной группе ответов удаётся с большей эффективностью узнать особенности внутренней жизни и переживаний ребёнка, проецирующего свои тайные мучения и символический образ собственной «тени».
Интерпретация ответов на дополнительно заданные вопросы должна производиться в том же ключе, что и интерпретация по основным категориям. В то же самое время здесь допускается больше свободы в анализе и интерпретации. Больше внимания также следует уделять общекультурному и социальному уровню семьи обследуемого ребёнка, окружающей его социальной среде, вообще.
После того, как ребёнок даст ответы на вопросы теста, подсчитывается общее количество баллов по каждой из категории: по баллу к ответу, соответствующему категории в ключе. Доминирующим признаётся тот тип поведения, баллы по которому соответствуют наибольшему значению (от 8 до 16).
Каждая из этих методик имеет свою индивидуальную специализацию, что нам предстоит выяснить в ходе проводимого исследования; разберёмся сначала с тем, каково учебно-методическое и общее инструментальное обеспечение этих методик.
Так, для использования первой методики нам понадобились ручка (карандаш), ластик и лист бумаги формата А4, сложенный пополам).
Для использования второй методики, Лесенки, был применён специально разработанный бланк (лестница), на который учеником должно было отмечаться занимаемое им место (роль в жизни конкретного человека) при задании соответствующего вопроса.
Третья методика основана на индивидуально-личностном взаимодействии с участником анкетирования; интерпретация и подсчёты баллов по которой производятся впоследствии самим опрашиваемым для заключения типа «выборов» ребёнка.
Гипотеза исследования: дети младшего школьного возраста характерен очень высокий уровень самооценки и уверенности в себе; низкий уровень тревожности. Дети в таком возрасте сохраняют максимальную безмятежность, спокойствие и открытость.